Описание технологии по формированию элементарных математических представлений дошкольников
статья по математике

В соответствии с ФГОС образовательная программа дошкольного образования обеспечивает познавательное развитие ребенка, которое в частности, предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья: фэмп.24.39 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ                                         ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Е.Ю.  Лиценко, воспитатель,

МБДОУ «ЦРР - ДС «Сказка»,

п. Северомуйск Муйского района

          В статье ставится проблема формирования элементарных математических знаний и последующего математического развития детей-дошкольников. Определены некоторые задачи математического дошкольного образования: показать математику как средство развития логического мышления, памяти, воображения; проследить связь математики с другими видами детской деятельности.

Ключевые слова: математика, логическое мышление, память, воображение, виды детской деятельности, преодоление трудностей.

 «При первоначальном обучении счету…

также не должно спешить и идти дальше

 не иначе, как овладев прежним, а овладев

чем-нибудь, никогда не оставлять его

 без постоянного применения к делу».

 Д.К. Ушинский                    

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объяснимо, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. 

В соответствии с ФГОС ДО  образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Проанализировав по этому вопросу различные источники, наша образовательная организация для составления ООП использует примерную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и систему дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений (ФЭМП).

 В процессе систематического формирования математических представлений дети овладевают специальной терминологией: названием чисел, ... фигур, элементов фигур (сторона, ...), математических действий (сложение,...) и др. Основными задачами математического развития детей являются:

  • накопление дошкольниками знаний о множестве, величине, пространстве…;
  • формирование начальной ориентации в количественных, ...и временных отношениях;
  • формирование умений и навыков в счете, ... и др.;
  • овладение детьми... терминологией;
  • развитие у них ... интересов и умственное развитие ребенка в целом [2].

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающих эффект. Под математическим развитием дошкольников понимают, как правило, качественное изменение в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Анализ научных исследований педагогического опыта убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Рационально организованное – это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение.

В развитии элементарных математических представлений важную роль играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристике окружающего. Это дает возможность дошкольникам пользоваться не общепринятыми, а прежде всего условными мерами при измерении сыпучих, жидких веществ и протяженностей. Одновременно у детей развивается глазомер, что весьма важно для их сенсорного развития.

Занятие математикой приобретает особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач.

Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач.

Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном,  во время специально организованного образовательного события. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области измерения и счета.

Многие психологи и педагоги считают, что формирование у ребят математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которого легче усвоить весь объем знаний, умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, то есть приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Изучение количественных отношений – процесс сложный и трудный. Положения программы, которые посвящены изучению данной темы, должны осваиваться последовательно, равномерно и систематически. С этой целью надо продумывать различные формы образовательной деятельности работы с детьми, то есть обучение необходимо проводить не только непосредственно на занятиях по математике, но и во время других видов воспитательной работы (в различных режимных моментах: на прогулке, в игре, в процессе выработки трудовых навыков и др.). Этому должны соответствовать и методы педагогического руководства деятельности детей, направленные на обогащение и закрепление элементарных математических знаний, умений, представлений, усвоенных дошкольниками на мероприятиях образовательной деятельности. 

Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления — образы предметов, их свойств, отношений. Так, оперируя разнообразными множествами (предметами, игрушками, картинками, геометрическими фигурами), дети учатся устанавливать равенство и неравенство множеств, называть количество словами: «больше», «меньше», «поровну». Сравнение конкретных множеств подготавливает детей к усвоению в последующем понятия числа [1].

Главное место в жизни дошкольника занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, познавательные, развивающие, сюжетно-ролевые, игры с правилами, в том числе, шашки, шахматы и др. Для воспитывающих взрослых игра является важным средством всестороннего развития и воспитания малышей.

Одни из задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей-дошкольников:

  • показать математику как средство развития логического мышления, памяти, воображения;
  • проследить связь математики с другими видами детской деятельности.

Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Развитие речи, окружающий мир, рисование, музыка, математика… Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе, вузе. Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей!

Таким образом, формируются качества, которые можно рассматривать как некоторые условия формирования учебной деятельности ребенка:

  • умение слушать воспитателя,
  • работать по указаниям педагога,
  • возможность отделять свои действия от действий других детей,
  • развитие самоконтроля и др. [3].

Список литературы

1. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Н. Б. Истомина — М.: Академия, 2001 — 288 с.

2. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова — М.: Издательство Московского психолого-социального инсти-тута, — 2005. — 392 с.

3. Ядэшко В.И.  Преемственность в работе детского сада и школы. / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина, М.: Просвещение, 2008. – 165 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: «Использование современной образовательной технологии Воскобовича Вячеслава Вадимовича «Прозрачный квадрат» (Нетающие льдинки озера Айс) по формированию элементарных математических представлений дошкольников»

1.Вашему вниманию представляется презентация на тему: «Использование современной образовательной технологии Воскобовича Вячеслава Вадимовича «Прозрачный квадрат» (Нетающие льдинки озера Айс) по формир...

«Использование современных образовательных технологий при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих сил...

Использование современных игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Педагогический совет № 3, по второй педагогической задачи доу, в форме деловой игры....

"Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Мастер класс. Педагог Ясинская Н.В. Тема: «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Обобщение опыта работы....

Тема самообразования на 2017-2018 учебный год «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через использование современных технологий» старшего возраста.

Цель: совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство; овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; изучить и использовать в практике новейшие достижения ...

Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...