«Использование современных образовательных технологий при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»
консультация (старшая группа) на тему

Козлова Наталья Григорьевна

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальные способности детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, по мнению психологов, принципа высокого уровня трудностей.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности – игре. В процессе игры развиваются - планирование, умение анализировать результаты, воображение и др. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу игр, разработанных и произведенных центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге.

В играх, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, заложен огромный творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с их помощью совершенствуется интеллект, мелкая моторика рук.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от обычных, привычных для детей, занятий к познавательной игровой деятельности.

Развивающих игр Воскобовича много. Среди самых популярных можно выделить: «Двухцветный и четырехцветный квадраты», Игровизор, «Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Чудо – крестики», «Конструктор букв», «Чудо-цветик», «Шнур-затейник», «Лого-формочки», "Коврограф "Ларчик" и другие. Каждая игра имеет свои отличительные конструктивные элементы, решает определенные образовательные задачи. Все игры рассчитаны на широкий возрастной диапазон.

Квадрат В. Воскобовича – бесконечное оригами, поэтому можно придумывать с детьми свои конструкции. Фантазии безграничны. Когда дети усвоят складывание из 2-х цветного квадрата, можно брать 4-х цветный квадрат (фигуры получаются 1, 2, 3-х цветные).  Но обязательно дети должны проговаривать порядок складывания. Это разовьет их речь, закрепит название формы, цвета, лучше запомнятся пространственные понятия.

В играх с «Прозрачным квадратом» важно учитывать, что при складывании квадрата пластинки накладывают друг на друга всей плоскостью. При наложении не допускается пересечение (совмещение) элементов.

Прозрачные квадраты используются мною на разных занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в свободной деятельности. Из прозрачных квадратов можно складывать:

·       разные по величине геометрические фигуры: квадраты, треугольники, трапеции, прямоугольники, ромбы, различные многоугольники;

·       разные фигуры по схемам из альбома, а также придуманные совместно или детьми (использую индивидуальные схемы на каждого ребенка и большие схемы для показа): птиц, животных, транспорт, посуду, одежду, обувь и др.

Прозрачные квадраты помогают нам на занятиях по математике проводить анализ геометрических фигур, соотносить целое и часть. Задания с прозрачными квадратами учат ребят  классифицировать (подбор пластин по признакам геометрических фигур: величина, форма, основные свойства). Например, выложи точно такой же ряд; найди в ряду лишнюю фигуру, объясни свой выбор; продолжи ряд из пластинок, объясни, что их объединяет.

 

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Это пособие разработано прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. Набор логических блоков состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В комплект игры входят карточки с условным указанием свойств блоков и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Игры с Палочками Кюизенера(бельгийский математик) также как и Блоки Дьенеша тоже заняли прочное место в развивающей среде каждой группы нашего детского сада. С математической точки зрения палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.

Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого понятия и решать следующие задачи:

1.    Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету)

2.    Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины(упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине)

3.    Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.

4.    Осваивать прямой и обратный счёт.

5.    Познакомить с составом числа.

6.    Усвоить отношения между числами, пользоваться знаками сравнения.

7.    Познакомить со свойствами геометрических фигур.

8.    Развивать пространственные представления.

9.    Развивать логическое мышление, внимание, память.

 

Одной из оптимальных форм организации деятельности детей с целью овладения ребенком методами системного мышления являются кольца Луллия.Кольца Луллия – это средство многофункционального характера, его можноприменять для воспитания и обучения детей по всем разделам программы.

Кольца Луллия.(предлагаю вам их рассмотреть)

Круги Луллия представляют собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень, которые покрыты тканью.  В верхней ча­сти стержня ус­танавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на восемь сек­торов. При сво­бодном враще­нии кругов под стрелкой оказы­вается опреде­ленный сектор.  Для работы с дошкольниками мы используем не более четырех кру­гов разного диаметра с количеством секто­ров от 4 до 8. Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознаком­лению с окружающим, развитию речи, мате­матике и др.

Задачи:

·         Развитие логического мышления

·         Развитие сенсорных способностей

·         Тренировать наглядно-образное мышление

·         Развивать представление о множестве

·         Тренировать в счёте, решение примеров

·         Закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их

·         Формировать представления о математических понятиях

·         Знакомство с цифрой, цветом, размером

·         Развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Варианты использования пособия:

 

Первый круг – цифры первого десятка

Второй круг – цифры со знаками ( +,  — )

Третий круг – цифры ответы

Играют два игрока. Один игрок на первом и втором круге выставляет пример, второй игрок решает его, находит ответ на третьем круге и соединяет сектора.

Игра «Найди и опиши»

 

 

Играют два, три игрока с использованием блоков Дьенеша.

Вариант первый :

Водящий показывает блок, а второй соединяет сектора и описывает этот блок.

Вариант второй:

1-2 игрока на кругах соединяя сектора, загадывают блок, а третий игрок отгадывает и находит его на столе.

 

Пожалуй, нет ни одного человека на Земле, который на том или ином жизненном этапе не принимал  участие в игре «Да - Нет».

            Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают.

В процессе игр  «Да – Нет» с детьми дошкольного возраста  мыможем решить следующие задачи:

ü     развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска в числовом ряду;

ü     в игровой форме быстро научить порядковому счету, операциям последовательного счета  в рамках единиц и  десятков; сравнить количественные показатели;

ü     обогатить словарь ребенка математическими терминами, обозначающими место нахождения числа в ряду;

ü     обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и  настойчивость в достижении поставленной цели;

ü     развить умение выделять имена признаков, по которым идет сужение поля поиска,   формировать навыки рефлексии.

 

Игра  "Да – Нет" на  ленте

с цифровым рядом от 0 до 10

 

Цель: обучить порядковому счету от 0 до 10. Ввести  понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная»,  «крайняя» цифра (число). Научить сужать поля поиска в линейном ряду. Угадать цифру в ряду от 0 до 10.

Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину цифрового ряда.

Оборудование: бумажная  лента, которая используется для наглядного сужения поля поиска.

 

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Игровое действие: отгадать цифру, сужая поле поиска в цифровом ряду  (загадана цифра 1).

Вопросы:

-Это цифра пять (выделение середины)? – Нет.

-Это цифры, которые находятся до пяти? – Да (Бумажная лента сгибается, и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это числа от 5 до 10)

-Это  цифра два? – Нет.

-Это после двух? – Нет (складываем бумажную ленту таким образом, чтобы остались видны цифры  0 и 1).

-Эта цифра состоит из палочки (описание цифры приветствуется).

-Эта цифра 1

  Результат: найдена цифра и обсуждено игровое действие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii.docx111.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование современных образовательных технологий при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Сообщение Козловой Натальи Григорьевны,

воспитателя МБДОУ №17

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальные способности детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, по мнению психологов, принципа высокого уровня трудностей.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности – игре. В процессе игры развиваются - планирование, умение анализировать результаты, воображение и др. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу игр, разработанных и произведенных центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге.

В играх, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, заложен огромный творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с их помощью совершенствуется интеллект, мелкая моторика рук.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от обычных, привычных для детей, занятий к познавательной игровой деятельности.

Развивающих игр Воскобовича много. Среди самых популярных можно выделить: «Двухцветный и четырехцветный квадраты», Игровизор, «Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Чудо – крестики», «Конструктор букв», «Чудо-цветик», «Шнур-затейник», «Лого-формочки», "Коврограф "Ларчик" и другие. Каждая игра имеет свои отличительные конструктивные элементы, решает определенные образовательные задачи. Все игры рассчитаны на широкий возрастной диапазон.http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2014/04/matematicheskie-igry-voskobovicha-kvadrat-voskobovicha-geokont-konstruktor-cvetochnyj-schet1.jpg

Квадрат В. Воскобовича – бесконечное оригами, поэтому можно придумывать с детьми свои конструкции. Фантазии безграничны. Когда дети усвоят складывание из 2-х цветного квадрата, можно брать 4-х цветный квадрат (фигуры получаются 1, 2, 3-х цветные).  Но обязательно дети должны проговаривать порядок складывания. Это разовьет их речь, закрепит название формы, цвета, лучше запомнятся пространственные понятия.

В играх с «Прозрачным квадратом» важно учитывать, что при складывании квадрата пластинки накладывают друг на друга всей плоскостью. При наложении не допускается пересечение (совмещение) элементов.

Прозрачные квадраты используются мною на разных занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в свободной деятельности. Из прозрачных квадратов можно складывать:

разные по величине геометрические фигуры: квадраты, треугольники, трапеции, прямоугольники, ромбы, различные многоугольники;

разные фигуры по схемам из альбома, а также придуманные совместно или детьми (использую индивидуальные схемы на каждого ребенка и большие схемы для показа): птиц, животных, транспорт, посуду, одежду, обувь и др.

Прозрачные квадраты помогают нам на занятиях по математике проводить анализ геометрических фигур, соотносить целое и часть. Задания с прозрачными квадратами учат ребят  классифицировать (подбор пластин по признакам геометрических фигур: величина, форма, основные свойства). Например, выложи точно такой же ряд; найди в ряду лишнюю фигуру, объясни свой выбор; продолжи ряд из пластинок, объясни, что их объединяет.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Это пособие разработано венгерским психологом и математиком Дьенешем, прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. Набор логических блоков состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В комплект игры входят карточки с условным указанием свойств блоков и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Игры с Палочками Кюизенера (бельгийский математик) также как и Блоки Дьенеша тоже заняли прочное место в развивающей среде каждой группы нашего детского сада. С математической точки зрения палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.

Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого понятия и решать следующие задачи:

  1. Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету)
  2. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине)
  3. Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
  4. Осваивать прямой и обратный счёт.
  5. Познакомить с составом числа.
  6. Усвоить отношения между числами, пользоваться знаками сравнения.
  7. Познакомить со свойствами геометрических фигур.
  8. Развивать пространственные представления.
  9. Развивать логическое мышление, внимание, память.

Одной из оптимальных форм организации деятельности детей с целью овладения ребенком методами системного мышления являются кольца Луллия. Кольца Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и обучения детей по всем разделам программы.

Кольца Луллия. (предлагаю вам их рассмотреть)

Круги Луллия представляют собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень, которые покрыты тканью.  В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на восемь секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказывается определенный сектор.  Для работы с дошкольниками мы используем не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др.

Задачи:

  • Развитие логического мышления
  • Развитие сенсорных способностей
  • Тренировать наглядно-образное мышление
  • Развивать представление о множестве
  • Тренировать в счёте, решение примеров
  • Закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их
  • Формировать представления о математических понятиях
  • Знакомство с цифрой, цветом, размером
  • Развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Варианты использования пособия:

Логические игры для учителей

Первый круг – цифры первого десятка

Второй круг – цифры со знаками ( +,  — )

Третий круг – цифры ответы

Играют два игрока. Один игрок на первом и втором круге выставляет пример, второй игрок решает его, находит ответ на третьем круге и соединяет сектора.

Игра «НАЙДИ И ОПИШИ»

Круги луллия

Играют два, три игрока с использованием блоков Дьенеша.

Вариант первый :

Водящий показывает блок, а второй соединяет сектора и описывает этот блок.

Вариант второй:

1-2 игрока на кругах соединяя сектора, загадывают блок, а третий игрок отгадывает и находит его на столе. 

Пожалуй, нет ни одного человека на Земле, который на том или ином жизненном этапе не принимал  участие в игре «Да - Нет».

            Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают.

В процессе игр  «Да – Нет» с детьми дошкольного возраста  мы  можем решить следующие задачи:

  • развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска в числовом ряду;
  • в игровой форме быстро научить порядковому счету, операциям последовательного счета  в рамках единиц и  десятков; сравнить количественные показатели;
  • обогатить словарь ребенка математическими терминами, обозначающими место нахождения числа в ряду;
  • обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и  настойчивость в достижении поставленной цели;
  • развить умение выделять имена признаков, по которым идет сужение поля поиска,   формировать навыки рефлексии.

Игра  "Да – Нет" на бумажной ленте

с цифровым рядом от 0 до 10

Цель: обучить порядковому счету от 0 до 10. Ввести  понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная»,  «крайняя» цифра (число). Научить сужать поля поиска в линейном ряду. Угадать цифру в ряду от 0 до 10.

Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину цифрового ряда.

Оборудование: бумажная  лента, которая используется для наглядного сужения поля поиска.

       

Игровое действие: отгадать цифру, сужая поле поиска в цифровом ряду  (загадана цифра 1).

Вопросы:

  • Это цифра пять (выделение середины)? – Нет.
  •  Это цифры, которые находятся до пяти? – Да (Бумажная лента сгибается, и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это числа от 5 до 10)
  • Это  цифра два? – Нет.
  •  Это после двух? – Нет (складываем бумажную ленту таким образом, чтобы остались видны цифры  0 и 1).
  • Эта цифра состоит из палочки (описание цифры приветствуется).
  • Эта цифра 1

  Результат: найдена цифра и обсуждено игровое действие.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

«Использование занимательного материала в ходе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников»

В данной статье представлено значение использования занимательного материала по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста....

Использование современных игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Педагогический совет № 3, по второй педагогической задачи доу, в форме деловой игры....

Использование современных игровых технологий в формировании элементарных математических представлений

Игровые технологии – фундамент дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.В процессе применения игрово...

Использование современных образовательных технологий по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы: «В гости к сказкам»

Закреплять знания детей о свойствах предметов: высоте, длине, ширине, геометрических фигурах: круге, квадрате, овале, треугольнике, прямоугольнике; умение  соотносить количество предметов числом ...

Дистанционное обучение детей среднего дошкольного возраста с использованием современных игровых технологий по формированию элементарных математических представлений

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Рос-сийской Федерации»дистанционное образование детей - образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и друг...