Описание приема «Модель полного цикла настоящей игры»
статья (старшая группа)

Жирнова Наталья Владимировна

Описание приема «Модель полного цикла настоящей игры»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание  приема «Модель полного цикла настоящей игры»

Идея опыта заключается в использовании приема «Модель полного цикла настоящей игры», которая способствует организации, развитию и обогащению игровой деятельности дошкольников с ЗПР. Свою профессиональную деятельность я веду в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Характерно, что игровая деятельность моих воспитанников  имеет ряд особенностей и идет значительно медленнее, чем у ребенка с нормальным развитием. Игровая деятельность у детей с ЗПР очень слабо выражена. Такие дети либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть «игру».  У таких детей игровой замысел отсутствует, выстраивание сюжета игры невозможно, наблюдаются трудности в формировании образов - представлений, в создании воображаемой ситуации. Ролевое поведение отличается импульсивностью. Не сформирована игра и как совместная деятельность, дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается. В отличие от нормативно развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне образной игры. Как же научить дошкольника с ЗПР играть?

Как педагог я  преследую две цели: первая - обучающая, а вторая - игровая, ради которой и действует ребенок. Главная моя задача, чтобы эти цели дополняли друг друга и мои воспитанники прожили полноценно дошкольное детство. Для этого я соблюдаю следующие условия:

I. Применяя в своей практике игровые технологии,  опираясь на концепцию развития игры Е.Е.Кравцовой, я убедилась, что при грамотном сопровождении и поддержки взрослого, ребенок будет гармонично развиваться в игре. Поэтому я использую прием «Модель полного цикла настоящей игры», который, на мой взгляд, является эффективным образовательным инструментом формирования и обогащения   игровой деятельности у детей с ЗПР на культурном содержании пяти образовательных областей. В основе данного приема лежат идеи технологии  Н. А. Коротковой «Река времени».

Учитывая особенности детей с ЗПР, предметно-пространственная среда нашей группы оснащена большим количеством визуальных подсказок в виде маркеров, операционных схем, правил, плана. Так и «Модель полного цикла настоящей игры» представлена в виде наборного полотна с карточками, которая символизирует (иллюстрирует) течение закономерных и связанных между собой этапов развития игры, понятных детям, с момента ее организации до полного погружения в действие. С помощью такой визуальной подсказки дети представляют наглядно модель развития игры, воспроизводят ее  и в дальнейшем развивают.

Содержание работы по использованию данного приема представляет  четыре  блока.

1 блок – подготовительный. Учитывая интересы и предпочтения своих воспитанников, я, совместно с детьми, разрабатываю темы игр и игровых ситуаций, придумываю идеи, моделирую события, провоцирующие детей на игровую деятельность. Продумываю этапы работы по ее развитию и обогащению, подбираю иллюстрации. Привлекаю специалистов и родителей к предстоящей совместной игровой деятельности.

2 блок – организационный. На этом этапе создаю условия для обогащения у детей представлений по теме игры: организуя предварительную работу, обеспечивая ресурсами игровое пространство группы.  

3 блок – деятельностный. Здесь происходит непосредственно обучение организации, развития и обогащения игровой деятельности с помощью приема «Модель полного цикла настоящей игры», а так же поддержка самостоятельного моделирования цикла игры дошкольниками, преобразуя ее, добавляя в игру второстепенные роли.

Поддерживая выбранную тему игры детей или предлагая свою игровую идею, мы начинаем обсуждение и в этот момент, я демонстрирую наборное полотно с   карточками, на котором проиллюстрирована модель полного цикла  данной игры.   Обращаю внимание детей на каждый этап, проговариваем ход развития и деятельность детей на каждом этапе.

1 этап. Ребенок выбирает образ и перевоплощается. Наделяет образ каким-либо игровым значением. Определяет для себя первичные действия.  

2 этап. Далее дети подбирают партнеров для игры. Договорившись с партнером, возникает идея игры, происходит распределение ролей и планирование сюжета.

3 этап. После этого идею необходимо материально воплотить, то есть организовать игровое пространство и предметную среду в ней.

4 этап. Когда среда создана начинается процесс «проигрывания», реализация того что запланировано и по мере того как это реализуется дети погружаются в процесс игры.

5 этап. Следовательно, происходит погружение в собственно игру, то есть движение в смысловом поле, когда игра идет ради процесса, а не ради результата, в которой происходят самые увлекательные события.

4 блок – рефлексивный. На этом этапе происходит обсуждение с детьми, с целью   выявления умения вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности и полученный результат.

II. Считаю, не менее важным, для развития детской игровой деятельности дошкольника с ЗПР наличие рядом играющего взрослого, который сам заинтересован и увлечен игрой, который всегда считается с замыслами играющих и поддерживает детскую инициативу. В таком случае я принимаю позицию «играющего партнера» и примеряю на себя разнообразные образы и роли,  включаюсь в игру детей для того, чтобы:

- помочь воспитанникам приобрести новый игровой опыт;

- обогатить игру и дать ей дальнейшее развитие;

- реализовать в игре педагогические и коррекционные задачи.

Отмечаю, что использование приема «Модель полного цикла настоящей игры», обеспечивает эффективное развитие дошкольников с ЗПР на культурном содержании пяти образовательных областей в игре:

Художественно - эстетическое развитие: в игре детям предоставляется свобода выбора средств воплощения образа, с помощью неоформленного материала, многообразия изобразительных средства, элементов костюма. Организуя игровое пространство, детьми сами мастерят необходимые недостающие атрибуты, помогающие полностью реализовать замысел или лучше справиться с ролью. Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности. В игре развивается воображение, интонация, выразительность мимики, жестов, походки, поз, движений.

Социально-коммуникативное развитие: игры с использование приема «Модель полного цикла настоящей игры»   предполагают общение и совместные игры со взрослыми и сверстниками. У воспитанников формируется первичное представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Дети, перевоплощаясь в того,  кого он изображает, принимают характер и ролевое поведение, социальные нормы и правила, по-настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства. В игре дети проявляют самостоятельность и инициативу. Дети выбирают с кем играть, сами устанавливают игровые правила, следуют за их выполнением, регулируют взаимоотношения. 

Познавательное развитие: работа с наборным полотном   способствует развитию у детей любознательности, познавательных интересов, воображения и творческой активности.

Речевое развитие: взаимодействуя в игре с партнерами, оперируя различными атрибутами,     происходит развитие и обогащение словаря, формируется связность высказывания. Игра способствует формированию грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Физическое развитие: в игровой деятельности дошкольников происходит приобретение опыта и в двигательной деятельности, совершенствуется координация движений, формируются физические качества (гибкость, ловкость, меткость и т.д.). Игра способствует становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,  при формировании полезных привычек).

Уже сегодня я отмечаю, что мои воспитанники умеют самостоятельно распределять роли и придерживаться их на время игры. Подбирать атрибуты и элементы декораций к игре. Выполнять цепочку взаимосвязанных игровых действий, которые отвечают заданному сюжету.

Использование приема «Модель полного цикла настоящей игры» позволяет мне эффективно вести работу по формированию и обогащению игровой деятельности у детей с ЗПР на культурном содержании пяти образовательных областей, а так же способствует  успешной индивидуализации и социализации воспитанников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме: «Дидактические игры в развитии сенсорного восприятия детей»

laquo;…игры - одно из самых сильных воспитательных средствв руках общества. Игру принято называть основным видомдеятельности ребенка. Именно в игре проявляются иразвиваются разные стороны его ...

От прошлого к настоящему «Игры и упражнения для маленьких пальчиков».

В материале представлены увлекательные игры и упражнения с описанием, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и кистей. Картотека игр направлена на индивидуальную работу с ребенком от 3 л...

Структурная модель месячного цикла планирования организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей.

Структурная модель месячного цикла планирования организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей....

Сообщение для воспитателей. "Что такое настоящая игра"

Сообщение для воспитателей. "Что такое настоящая игра"...

Журнал консультаций педагога-психолога, открывающий полный цикл проведенной работы по запросу

Предлагается новая форма Журнала консультаций педагога-психолога, позволяющая увидеть полный цикл работы педагога-психолога:обращение участника образовательного процесса, сформулированный им...

Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа. Игры и упражнения.

Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа. Игры и упражнения....

Описание практики "Модель взаимодействия педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации"

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка. Реа...