От прошлого к настоящему «Игры и упражнения для маленьких пальчиков».
статья (младшая, средняя группа)

Петрушенко Татьяна Валентиновна

В материале представлены увлекательные игры и упражнения с описанием, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и кистей. Картотека игр направлена на индивидуальную работу с ребенком от 3 лет как педагогами, так и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

От прошлого к настоящему «Игры и упражнения для маленьких пальчиков».

Все педагоги дошкольного образования (воспитатели и специалисты детского сада) знают важность развития мелкой моторики пальцев и кистей рук у детей. Но, к сожалению, большая часть молодого поколения родителей, не слышит педагогов, скорее всего по неосведомленности, и не все считают важным тренировать детские пальчики.

 Уважаемые молодые родители, попытаюсь заинтересовать вас путешествием в недалекое прошлое: бабушки и прабабушки младших дошкольников 60-70х годов прошлого века, применяли методы развития мелкой моторики, не осознавая их полезности в развития речи ребенка. Они учили «варить кашку» в детской ладошке - всем известная: «Сорока - белобока». Теперь, когда мы сами становимся зрелыми людьми, понимаем, насколько важными были в нашей жизни пальчиковые игры, ведь первым этапом развития речи у младших дошкольников, являются игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук.

 Из своей практики педагога могу сказать, что родители, постепенно знакомясь с упражнениями и играми, направленными на координацию пальцев и кистей рук у детей с 3-х лет, начинают видеть результат данных упражнений не только в фоторепортажах, рамках совместных мероприятий. В непосредственной жизни  и деятельности ребенка они наблюдают улучшения в процессе лепки из пластилина, рисования красками и карандашом, работе с ножницами, способности пользоваться столовыми приборами, складывать одежду, застегивать молнии и пуговицы, завязывать шарф и т.п. Тесное взаимодействие детей, родителей и педагогов приносит свои плоды. Все ниже представленные игры направлены на координацию пальцев и кистей рук.

Предлагаю молодым родителям применить в домашней практике несколько упражнений и игр, которые могут применяться с детьми от трех лет.

«Рисование на манной крупе»                «Бассейн из бобов»

C:\Users\Татьяна\Desktop\МЛАДШАЯ2\углубленка фото18-19\мука.jpg         C:\Users\Татьяна\Desktop\МЛАДШАЯ2\углубленка фото18-19\IMG_20181026_082523.jpg Опустить кисти рук в «бассейн»,  «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая    пальцы рук.

«Золушка»                «Лыжная прогулка»

C:\Users\Татьяна\Desktop\МЛАДШАЯ2\углубленка фото18-19\IMG_20181026_081447.jpg  Отделяем бобы фасоли                     C:\Users\Татьяна\Desktop\МЛАДШАЯ2\углубленка фото18-19\лера лыжня.jpg Две пробки от пластиковых бутылок кладем

бобы фасоли белого цвета от коричневого.             на столе резьбой вверх – это - «лыжи». Указательный и

средний пальцы встают в них, как ноги. Всей семьёй можно устраивать «Лыжные гонки».

C:\Users\Татьяна\Desktop\МЛАДШАЯ2\углубленка фото18-19\IMG_20190110_074818_1.jpg «Путь-дорога с препятствиями»                  C:\Users\Татьяна\Desktop\МЛАДШАЯ2\углубленка фото18-19\Ксюша волчек.jpg  «Юркие волчки»   C:\Users\Татьяна\Desktop\МЛАДШАЯ2\углубленка фото18-19\Лера волчек.jpg

«Кто больше?»

  C:\Users\Татьяна\Desktop\МЛАДШАЯ2\углубленка фото18-19\егор фасоль.jpg  Ребенок большим и  указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, затем, еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками, а ещё лучше – вместе!

 «Лыжная эстафета с препятствиями» - «Предновогодний спринт».

 Игра в семейном кругу, чьи пальчики «на лыжах» быстрее доберутся со старта к финишу по аналогу «Лыжная прогулка».

«Расколдуй». У каждого в доме есть бельевые прищепки. Возьмите небольшую мягкую игрушку и украсьте её разноцветными прищепками, прокомментируйте, что это - волшебство, потому, что игрушка попала в волшебный лес и её заколдовали. Задача для ребенка расколдовать игрушку. Таким образом,  закрепляется навык открывания  и прикрепления прищепки.

«Моя одежда»/ «Любимая игрушка». Действия с пластилином трудны, но очень важны. Нанесите на лист картона контур любого вида одежды/игрушки малыша,  подготовьте природный материал и пластилин. Будем формировать у ребенка навык выполнения фона методом налепа. Пусть ребенок самостоятельно выберет цветовую гамму пластилина (может быть большой спектр), вы же, на свое усмотрение. Затем, необходимо нанести ровным слоем пластилин на картон. У вас это получится сразу, а вот ребенку необходимо посмотреть, как вы это делаете и не торопясь выполнять действия, затем путем вдавливания украшаем, например, горохом, рисом, семенами. Обычно ребенок накладывает толстый слой пластилина, объясните ему, что необходимо разглаживать пластилин тонким слоем. Работа кропотливая и требует дополнительной усидчивости. Придумайте несколько вариантов изготовления картины «Подарок бабушке, дедушке, папе, сестре или брату» или воспитателям.

«Узоры на пальчиках». Мягкие резиночки для волос, начиная с одной и постепенно увеличивая количество. По вашему показу ребенок надевает их на пальцы, снимает, затем составляет более сложные узоры.

«Узоры на плоскости» Возьмите разноцветные палочки, и образцы узоров (можно позаимствовать в социальной сети или нарисовать самостоятельно).  Начинайте с 2-х палочек, постепенно увеличивая количество и цветовую гамму. Неплохо выкладывать на геометрических плоскостных фигурах, вырезанных из цветного узора, тем самым создавая дополнительную игру, например, «Укарась платочек для сестры», цвета необходимо учитывать возраст ребенка.

«Змейка» Для этой игры можно использовать портновский сантиметр для вас и ребенка, учитывая толщину ленты удобную для пальцев ребенка. Сначала дайте ребенку скрученный рулончик сантиметра, пусть он его самостоятельно раскрутит,  держа за конец ленты, а остальная часть ленты раскрутится как серпантин! Это уже удовольствие, затем покажите ребенку, как смотать ленту в рулончик, мотивируя тем, что маленькая змейка, забыла, как нужно свернуться, чтобы уснуть. После закрепления  навыка сматывания ленты в рулон, играем в игру «Кто быстрей смотает рулончик»!

Уважаемые педагоги, эти простые упражнения можно использовать в свободное время воспитанников, в индивидуальной работе с детьми и в работе с родителями.

Дорогие родители, с уверенностью могу сказать, что игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и координации пальцев рук, не только помогут вашим детям в развитии, но и принесут массу положительных эмоций вам и ребенку!