«Развитие коммуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность» (выступление из опыта по теме самообразования)
статья (средняя группа)
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Чебурашка»
«Развитие коммуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность»
(выступление из опыта по теме самообразования)
Воспитатель:
Калинина Г. М.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности; это игра, и пожить и порадоваться в ней каждый ребёнок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. « В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые ». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М.Теплов.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.
Формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение общаться обеспечивает человеку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме. Поэтому я поставила перед собой цель: развивать коммуникативные способности у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, и поставила перед собой следующие задачи:
- Прививать навыки общения и коллективного творчества;
- Развивать выразительность речи, расширять и активизировать словарный запас;
- Развивать у детей сферу чувств, соучастие, сопереживание, умения управлять своими чувствами;
- Создать условия для вовлечения родителей в театрализованную деятельность.
Формы и методы работы
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
- Игры драматизации.
- Задания для развития речевой интонационной выразительности.
- Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.
- Упражнения на развитие выразительной мимики.
- Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями.
Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый, настольный, теневой, а так же маски, «уголок ряженья», реквизит.
В старшей группе на протяжении всего учебного года я проводила работу по театрализованной деятельности. Игры - импровизации имеют огромное значение в решении задач по развитию речи и коммуникативных навыков у детей. Ведь импровизация предполагает сценическую игру, не подготовленную на репетициях, дети представляют себя в роли того или иного сказочного героя и передают его настроение так, как понимают сами.
Большое место занимало чтение художественной литературы, в процессе которого обращала внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем, заканчивается, на его языковые особенности. После того, как дети ответили, перед ними выкладывался пальчиковый театр, и детей просила рассказать сказку. В случае затруднения, оказывала помощь, которая заключалась в том, что начинала предложение, а детям нужно было добавить нужное слово.
При чтении или рассказывании чего-либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем случае не пытаюсь навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляю детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, стараюсь не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Стараюсь не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей.
Организовала доступность разнообразного материала. Ребенок в любое время может надеть маску, костюм или взять в руки куклу и поиграть в театр.
Мною были подобраны дидактические игры, иллюстрированные русские народные сказки, игры-драматизации, в результате дети научились импровизировать игры-драматизации на тему знакомых сказок, научились самостоятельно строить диалоги, развивать память.
Игры – викторины «Узнай героя сказки», подвижные и народные игры со словами, а также занимательный материал по развитию речи дошкольников.
Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности использовала рассказы, и сказки без начала и конца, с незавершенным действием.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;
- проигрывание ролей в парах.
Дети всегда готовы играть в сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.
Работе с родителями я уделяю большое внимание. Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями.
Они оказывают помощь в изготовление различных видов театров. Дети могут с помощью родителей сами сделать разные виды кукол: плоские бумажные, на палочках, из перчаток. С целью обогащения игрового опыта, речевой активности детей я использовала различные формы взаимодействия с родителями:
В рамках работы над темой самообразования было проведено анкетирование родителей
- «Наша семья и театр»
Были проведены беседы и консультации:
- «Театр в жизни вашего ребенка»
- «Как организовать домашний театр?»
- «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральные игры»
- «Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности»
Родители наших воспитанников приняли участие в инсценировке сказки «Колобок» на новый лад
Обновляется материал в уголке для родителей, стараюсь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома.
В результате проведенной работы повысился уровень участия заинтересованности, увлеченности, родителей к театрализованной деятельности детей. Пополнились знания родителей о влиянии театрализованной деятельности на развитие речи детей
Вывод: Я заметила, что любая задача любой организованной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником для меня при организации разных видов деятельности.
Я считаю, что выбранная мной тема, актуальна, созданные мною условия и выстроенная система работы по коммуникативному развитию навыков посредством театрализованной деятельности целесообразны и результативны:
- Сформирован устойчивый интерес у детей к театрализованной деятельности;
- Положительная динамика в речевом и коммуникативном развитии детей.
- Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Считаю применение театрализованной деятельности с целью развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе целесообразным в дальнейшей педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевых и коммуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность
Опыт работы по теме...
Развитие коммуникативной компетенции дошкольников через театрализованную деятельность
Статья из опыта работы педагога "Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных качеств дошкольника"...
«Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
Коммуникация – способность общения со сверстниками, взрослыми, целью которой является передача какой-либо информации для того, чтобы собеседник понял её смысл. Общение является одним из важных показат...
Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность
Ни для кого не секрет, что умение общаться с людьми является неотъемлемой частью полноценной жизни каждого человека. А потому для становления личности дошкольника, развития его вн...
Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психолог...
Отчёт о работе над проектом "Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Отчёт о работе над проектом "Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности"....
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»...