Памятка по организации театрализованной деятельности в ДОУ
консультация

Кожухова Анастасия Вячеславовна

Памятка по организации театрализованной деятельности в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка по организации театрализованной деятельности в ДОУ

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

 ● Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных.

 ● Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов).

 ● Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями.

 Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада (проведению досугов, тематических вечеров и бесед, консультаций).

 ● Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы.

 Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).

 В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы:

 - гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми);

 - интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности);

 - творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

 Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

 ● метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);

 ● метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

 ● метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Выбор произведений для игр-драматизаций осуществляется по следующим принципам:
– сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;
– эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;
– увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;
– богатый и яркий иллюстративный материал.

Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. В игре – драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекаются к участию в играх-упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняют главные.

Формы театрализованной деятельности, применяемые в дошкольных учреждениях

Совместная деятельность

Совместная деятельность должна выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Её содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей:

—  развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

— созданию атмосферы творчества,

— социально – эмоциональное развитие детей.

Поэтому содержанием такой совместной деятельности является не только знакомство с текстом, какого – либо литературного произведения или сказки, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка.

Содержание совместной театрализованной деятельности включает в себя:

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

— игры – драматизации;

— разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— отдельные упражнения по этике;

— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Совместная театрализованная деятельность в основном строится по единой схеме:

— введение в тему, создание эмоционального настроения;

— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж), проигрывание ролей в парах.

Индивидуальная работа

Ещё одной из форм организации театрализованной деятельности является парная работа воспитателя с ребёнком – один на один. Индивидуальная работа помогает подготовить ребёнка и к предстоящей деятельности (занятию, игре – драматизации, работе в спектакле). В процессе этой работы знания, умения, навыки в дальнейшей деятельности закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются.

Самостоятельная деятельность детей – театрализованные игры

Чтобы интерес к самостоятельной театрализованной деятельности у детей не угас, необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности. Таким новшеством служит предметно – пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей. Поэтому, при проектировании предметно – пространственной среды, следует учитывать особенности эмоционально – личностного развития ребенка, его интересы, склонности, любознательность, творческие способности, предпочтения и потребности, а также не следует забывать об индивидуальных социально – психологических особенностях ребенка, т. к. они предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей (театрализованные игры) в каждой возрастной группе должна быть оборудована театрализованная зона или уголок сказки, а также тихий уголок, где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую – либо роль перед зеркалом или еще посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.

Развлечения

Развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Существует множество разновидностей развлечений. Одним из видов является театрализованное развлечение. К нему относятся театрализованные представления, концерты, спектакли с участием профессиональных артистов, а также подготовленные работниками детского сада, воспитанниками, родителями.

Праздники

Для того чтобы праздник был эффективной формой организации театрализованной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно – речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими навыков.

Воспитателю следует помнить, что праздничный утренник – это, прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств. Поэтому хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация – все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по организации театрализованной деятельности в семье

Вы хотите развивать творческие способности своего ребенка и желаете, чтобы Ваш ребёнок был успешен в жизни, чаще предлагайте ему поучаствовать вместе с вами в театрализованной деятельности!...

Памятка для родителей по организации театрализованной деятельности в семье

В памятке коротко описывается значение участия детей в театрализованной деятельности....

Памятка для родителей по организации театрализованной деятельности в семье

Памятка для родителей по организации театрализованной деятельности в семье...

Памятка для родителей «Организация театрализованной деятельности в семье».

Мамы и папы! Бабушки и дедушки! Если Вы хотите развивать творческие способности своего ребенка и желаете, чтобы Ваш ребёнок был успешен в жизни, чаще предлагайте ему поучаствовать вместе с вами в...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности: Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности:

Обоснование актуальности и перспективности опыта.Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса:Актуальность работы заключается в том, что в ДОУ театрализованная деятельность являе...