Применение современных образовательных технологий для формирования основ естественно-научной грамотности воспитанников старшего  дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

Районная педагогическая конференция «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА: ПРОСТРАНСТВО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ»

 СЕКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon gbdou_23_vystuplenie.pdf1.5 МБ
Файл konferentsiya.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

2 слайд

Доброе утро, уважаемые коллеги. Сорокина Елена Александровна, Бышовец Елена Васильевна, воспитатели детского сада №23.Тема нашего выступления: «Применение современных образовательных технологий для формирования основ естественно-научной грамотности воспитанников старшего дошкольного возраста»

3 слайд

Одна из актуальных задач дошкольного образования – формирование функциональной грамотности воспитанников.

Алексей Алексеевич Леонтьев определил функциональную грамотность как способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Для дошкольников это, прежде всего, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Одним из составляющих элементов функциональной грамотности является естественно - научная грамотность.

4 слайд

Естественно - научная грамотность дошкольников - способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

5 слайд

Для формирования предпосылок естественно - научной грамотности дошкольников необходимо применять современные образовательные технологии. Такие как:

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
  • технология проектной деятельности предоставляет ребёнку обширное поле для исследовательской деятельности, а также возможность применения своих знаний и опыта, полученных ранее. Этот метод позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

6 слайд

Мы на практике убедились, что технологии проблемно-диалогического обучения и проектной деятельности актуальны и эффективны для формирования у детей основ естественно - научной грамотности, как элемента функциональной грамотности. Они дают возможность детям выдвигать гипотезы, ставить цели и экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, тесно общаться, что позволяет им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

7 слайд

В текущем учебном году у нас в группе уже завершились три краткосрочных проекта:

  • познавательно - исследовательский проект «Хлеб – всему голова»;
  • исследовательский проект «Янтарь – волшебные слезы деревьев»;
  • экспериментально – творческий проект «Новая жизнь старой бумаги».

8 слайд

В ходе проекта «Хлеб всему голова» наши воспитанники расширили и пополнили свои представления о хлебе, о том, как его выращивают и производят, познакомились с разнообразием злаковых культур и узнали, из каких зерновых культур получают муку. Опытным путем попробовали получить муку из трех разных злаков.

9 слайд

Испекли свой хлеб в хлебопечи. Хлеб получилось испечь не с первого раза. Первый опыт был негативный, т.к. выбрали не правильную программу, хотя все остальные условия были соблюдены, из-за короткой программы (мало времени на выпекание) хлеб не пропекся до конца. Для соблюдения рецептуры детям пришлось читать рецепт (читательская грамотность) и вести измерения и подсчеты (математическая грамотность). Учли ошибки, исправили, работая в команде и сотрудничая, получили результат. Пробовали сами и угощали сотрудников детского сада.

10 слайд

Для РППС группы ребята изготовили из пластилиновой массы хлебо - булочные изделия для оснащения С-р И «Пекарня»

11 слайд

Мы привлекли и родителей к образовательному процессу – совместно с детьми они дома выпекали хлебобулочные изделия, а результаты своего труда запечатлели на страницах «Книги семейных рецептов». Дети рассказывали о домашних рецептах и сами ламинировали (создавали своими руками) страницы книги.

12 слайд

В ходе проекта «Янтарь – волшебные слезы деревьев» воспитанники узнали о происхождении и месторождениями янтаря, сферами его использования.

Одна из воспитанниц представила презентацию, созданную совместно с родителями, в которой рассказала о путешествии в Калининград, где находится крупнейшее российское месторождение янтаря, о музее янтаря и о хомлинах, мифологических хранителях Калининграда, которые по легенде, ночью мастерят изделия из янтаря.

13 слайд

Экспериментально-опытным путем определили подлинность янтарных изделий. В процессе экспериментальной деятельности ребята узнали о свойствах камня, его особенностях и составили свою классификацию по степени прозрачности и цвету.

14 слайд

В завершении проекта был создан мини-музей янтаря в группе.

15 слайд

Экспериментально – творческий проект «Новая жизнь старой бумаги» расширил знания о рукотворном мире и способствовал повышению уровня экологической культуры воспитанников. В ходе проекта ребята познакомились не только с производством бумаги, но и способами ее переработки.

Опытным путем воспитанники постигали свойства, структуру этого материала, сравнивали качественные характеристики разных видов бумаги (салфеточная, писчая, оберточная) и картона при сортировке макулатуры. Познакомились с понятиями «вторичное сырье», «макулатура» и с тем, как макулатура может уберечь лес от вырубки.

16 слайд

Участвовали в производстве собственной бумаги из части собранной макулатуры. Бумагу делали не только из старой писчей бумаги, но пробовали и из картона. Но из картона бумага получилась грубой, ломалась при сгибе, поэтому массу из картона решили использовать на папье-маше. Старую бумагу и картон измельчали сначала руками, замачивали на ночь и уже в измельчителе делали бумажную массу (пульпу). И из писчей бумаги получилась тонкая, мягкая, достаточно эластичная. Подкрашивали двумя способами - пищевыми красителями и обрезками цветной гофрированной бумаги. В результате - окрашивание гофрированной бумагой более яркое, стойкое. На полученной бумаге нельзя было рисовать акварелью, она быстро размокала, но карандаши и особенно фломастеры давали отличный результат.

17 слайд

Из бумаги, изготовленной своими руками, ребята сделали открытки ко Дню матери.

Оставшуюся бумагу отправили на благотворительный сбор. в помощь приюту бездомным животным.

18 слайд

Формирование основ естественно-научной грамотности дошкольников через проектную деятельность тесным образом переплетается с формированием математической, финансовой, социально - коммуникативной и читательской грамотности.

В заключение своего выступления хочу напомнить вам слова Яна Амоса Коменского, которые ярко иллюстрируют сегодняшнюю тему конференции: «Для жизни, а не для школы мы учимся»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Формирование естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с основами астрономии"

Кружок "Формирование естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с основами астрономии"...

Занятие по формированию естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Необычное в обычном"

Целью является знакомство детей с агрегатными состояниями веществ в неживой природе при использовании метода моделирования маленькими человечками (ММЧ)...

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Знакомство детей со свойствами песка, воздуха, воды; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, ...

«Формирование естественно - научных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования".

Одним из важнейших направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Этому вопросу в нашем детском саду уделялось и уделяется в настоящее врем...

Проект «Создание условий в дошкольной образовательной организации по формированию основ ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста» («Профессии нашей страны»)

    Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы дошкольников представленной в виде целевых ориентиров ...