программа по экологии "Эколята -Дошколята"
рабочая программа (подготовительная группа)

Мария Артуровна Кабирова

программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа872 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 59 «КОЛОКОЛЬЧИК»

__________________________________________________________________________________

Рабочая программа объединения «Эколята-дошколята»

(для детей 5-7 лет)

Составитель Плеханова О.В.

Содержание

Стр.

1. Пояснительная записка…………………………………………….... 3

#1040;ктуальность программы………………………………………..…. 5

#1062;ель программы…………………………………………………….. 5

#1047;адачи программы…………………………………………...……… 5

#1055;ринципы программы…………………………………………….... 6

#1061;арактеристика особенностей развития детей……………….… 6

#1069;тапы экологического воспитания по программе……………… 7

  1. #1054;жидаемые результаты…………………………………………... 8
  1. Материально-техническое обеспечение……………………………... 9
  2. Кадровое обеспечение………………………………………….… 10
  3. Работа с родителями детей – участников программы………. 10
  1. Учебный план…………………………………………………….….. 11
  1. Учебный план для детей 5-6 лет…………………………….... 11
  2. Учебный план для детей 6-7 лет…………………………….... 12
  1. Содержание изучаемого курса………………………………….…. 14
  1. Содержание изучаемого курса для детей 5-6 лет……………… 14
  2. Содержание изучаемого курса для детей 6-7 лет…………..…. 15
  1. Методическое обеспечение……………………………………..…… 17
  2. Список литературы……………………………………………..…… 22
  1. Литература, используемая для разработки программы……... 22
  2. Литература для детей……………………………………………. 23
  3. Литература для родителей………………………………………. 23
  1. Календарный учебный график………………………………….… 25
  1. Календарный учебный график для детей 5-6 лет…………..…. 25
  2. Календарный учебный график для детей 6-7 лет…………..…. 31

1. Пояснительная записка

Данная программа построена на основе природоохранного социальнообразовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

В стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования:

  • Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г;
  • Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г;
  • Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
  • Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением

Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р)

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от N 7-ФЗ и пр. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, в своем творчестве, ухаживать за животными и растениями).

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач. В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Цель программы

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи программы

  • дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
  • способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
  • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
  • помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Принципы программы:

  • системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
  • использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
  • последовательность в обучении и воспитании;
  • преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
  • анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
  • простота и доступность изучаемого материала;
  • наглядность при изучении тем и вопросов;
  • присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;
  • наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
  • добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
  • безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса; • наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

Характеристика особенностей развития детей

Старшая группа (от 5-6 лет)

Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В 5—6 лет ведущее значение приобретает нагляднообразное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Подготовительная группа (6-7 лет)

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К

концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие нагляднообразного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Этапы экологического воспитания по программе:

1 этап (с 5 до 6 лет)

  • Соблюдение правил поведения в окружающей среде;
  • контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;
  • выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;
  • доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.

2 этап (с 6 до 7 лет)

  • Умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи;
  • осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает;
  • обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем);
  • отношение к человеку, как к естественному объекту природы;
  • познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;
  • экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

По программе обучаются дети 5-7 лет – две подгруппы по 10 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью для детей 5-6 лет – 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут, общее количество часов в год для каждой группы – 36

Ожидаемые результаты

  • Ребёнок знает, как правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия;
  • Ребёнок владеет и самостоятельно реализовывает элементарные навыки рационального природопользования;
  • Ребёнок знает условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях; Ребёнок понимает ценность природных объектов.

Проектирование целеполагания и результативности

Уровень

Специфика целеполагания

Прогнозируемая результативность

Стартовый

Цели уровня предусматривают:

  • формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию их свободного времени (Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1);
  • мотивацию личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту (Концепция развития дополнительного образования детей).
  • Освоение образовательной программы.
  • Переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся. - Участие в муниципальных и региональных мероприятиях не менее 50% обучающихся. - Включение в число победителей и призеров мероприятий не менее 10% обучающихся.

Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных

результатов

Формы предъявления и демонстрации

образовательных результатов

Творческая работа

Готовые изделия

Презентация

Выставка

Грамоты

Портфолио

Конкурс

Грамоты

Отчёт

Экологические праздники

Фото и видеосъёмка

Сайт детского сада

Материально-техническое обеспечение

1. Технические средства обучения:

  • музыкальный центр,
  • ноутбук,
  • мультимедиа,

-фотоаппарат,

-Обучающие видеофильмы, фонотека, фото:

«Организация работы в летний период» (наблюдения в природе) фотоматериалы.

«Времена года» стихи русских поэтов о природе «Экологические игры».

«Звуки, голоса и шумы окружающего мира».

«Ребятам о зверятах» (BBC: Живая природа).

«Земля»» (BBC: Живая природа).

2. Учебно-наглядные пособия:

  • Цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша в стране Наурандии»,
  • Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли»,

«Движение Земли вокруг Солнца»

  • Демонстрационные картины и динамические модели.
  • Экологические знаки «Как вести себя в лесу».
  • Муляжи – грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые.
  • Глобус.
  • «Красная книга». - Календари природы.

3. Оборудование и материалы:

  • Инвентарь по уходу за растениями.
  • Магнитная доска с магнитами.
  • Сюжетные игрушки.
  • Кормушки.
  • Природные материалы: песок, вода, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев.
  • Сыпучие продукты: крахмал, соль.
  • Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля, сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, разного объёма и формы).
  • Красители: пищевые, гуашь, акварель.
  • Вспомогательные материалы: воздушные шары, ленточки, бумажная змейка из бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля, веер.

Кадровое обеспечение

Программу реализует руководитель объединения - воспитатель высшей квалификационной категории, магистр дошкольной психологии, автор экологического природоохранного проекта «Человек! Будь природе другом!», который презентовался на Фестивале детских талантов «Звёздный калейдоскоп - 2017» среди дошкольных учреждений городского округа Мытищи (1 место), активный участник РМО «Ознакомление дошкольников с природой». КПК «Проектная и исследовательская деятельность: Педагогические основы применения в условиях реализации ФГОС» (2019 г.).

Работа с родителями детей – участников программы

В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведётся просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и «круглых столов».

2. Учебный план

Учебный план для детей 5-6 лет

Учебный план для детей 6-7 лет

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел: Что изучает экология? Как стать юным экологом?

6

4

2

Фотогазета «Эколятадошколята – друзья Природы!»

Тема: Я и природа.

3

2

1

Праздник «Посвящение в эколят-дошколят»

Тема: Защитники природы.

3

2

1

Агитбригада «Эколята – друзья и защитники природы!»

2.

Раздел: Человек и неживая природа

18

9

9

Фотогазета «Станет чище на планете, если ей помогут дети!»

Тема: Без воды нам не прожить

4

2

2

Конкурс рисунков «Чтоб сохранить природу, берегите, люди, воду!»

Тема: Воздух вокруг нас

4

2

2

Московский областной конкурс «Мы за чистое Подмосковье»

Тема: Солнце - большая звезда

3

1

2

Мобиль «Планеты»

Тема: Богатства Земли

(почва, глина, песок, камни).

7

4

3

Выставка: Книжкималышки «Природа родного края»

3.

Раздел: Многообразие растительного и животного мира

12

6

6

Выставка творческих работ «Как прекрасен этот мир, посмотри!»

Тема: Растительный мир

4

2

2

Акция «Посади дерево!»

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Тема: Животный мир

4

2

2

Книжки-малышки

«Домашний питомец»

Тема: Лес в жизни человека

4

2

2

Московский областной конкурс «Сохраним лес от пожаров!»

Итого

36

19

17

3. Содержание изучаемого курса

Содержание изучаемого курса для детей 5-6 лет

Раздел 1. «Неживая природа»

Тема

Теория

Практика

«Земля - наш дом!»

Понятие о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.

Применение элементарных природоохранных действий в ближайшем окружении.

«Путешествие капельки».

Понятие о том, как происходит водоворот в природе.

Опыты. Дети учатся делать умозаключения на основе имеющихся сведений.

«Воздух».

Знакомство детей со свойствами воздуха, что внутри человека есть воздух.

Опыты. Дети обнаруживают воздух в окружающем пространстве и убеждаются в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы.

«Где ночует солнышко?»

Представления детей по теме «Космос», способствовать формированию элементарных представлений о строении Солнечной системы

Опытно-экспериментальная деятельность. Представления детей о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

«Разноцветные песчинки».

Понятие о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним. Знакомство детей со значением песка в жизни живых существ и для здоровья человека.

Естественно-научный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и предметов, изготовленных из песка.

Раздел 2. «Живая природа»

Тема

Теория

Практика

«Растения, какие они?»

Представления детей о растениях как о живых

существах со своими

Опыты. Выявление факторов внешней среды, необходимых

для роста и развития растений

Тема

Теория

Практика

потребностями, необходимыми условиями для жизни, которые создает человек.

«Мир животных».

Обобщение знаний о животных.

Наблюдения за домашними питомцами. Понимание значимости животных на Земле.

«В лес за чудесами».

Обобщение знаний детей о взаимодействии человека с природой.

Применение элементарных природоохранных действий в ближайшем окружении.

«Птицы вокруг нас!»

Обобщение знаний детей о птицах. Понятие значимости птиц на планете.

Активизация творческой и практической деятельности по охране и защите птиц.

Содержание изучаемого курса для детей 6-7 лет

Раздел 1. «Что изучает экология? Как стать юным экологом?»

Тема

Теория

Практика

«Я и природа».

Понятия об экосистеме природы Земли в границах обитания человека.

Овладение исследовательскими

методами познания природы.

«Защитники природы».

Понимание потребности в постоянном саморазвитии экологической культуры.

Развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за её сохранение.

Раздел 2. «Человек и неживая природа»

Тема

Теория

Практика

«Без воды нам не прожить»

Знакомство с факторами, угрожающих природе.

Систематизация знаний о природоохранных мероприятиях.

«Воздух вокруг нас»

Обучение и закрепление на

основе системно-

деятельностного подхода устойчивого навыка раздельного сбора отходов.

Формирование осознанного бережного отношения к природе.

Тема

Теория

Практика

«Солнце - большая звезда»

Представление о вращении

Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, о сменяемости сезонов года, о смене дня и ночи.

Опыты. Дети учатся делать умозаключения на основе имеющихся сведений.

«Богатства Земли» (почва, глина, песок, камни).

Первоначальные понятия о полезных ископаемых родного края.

Установление причинно- следственных связей и представлений о свойствах песка, глины, камня. Воспитание бережного отношения к природным богатствам, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Раздел 3. «Многообразие растительного и животного мира»

Тема

Теория

Практика

«Растительный мир»

Представления детей о растениях как о живых существах со своими

потребностями, необходимыми условиями для жизни, которые создает человек.

Опыты. Выявление факторов внешней среды, необходимых

для роста и развития растений

«Животный мир»

Обобщение знаний о животных.

Наблюдения за домашними питомцами. Понимание значимости животных на Земле.

«Лес в жизни человека»

Представления о вреде лесных пожаров и основных источниках возгорания в лесу, естественнонаучное образование детей.

Привлечение внимания дошкольников к необходимости соблюдения правил пожарной безопасности в лесу.

4. Методическое обеспечение

  • Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, проектный и др.) и воспитания (убеждение,

поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

  • Формы организации образовательного процесса:

*Групповая –

Комплектация групп и продолжительность занятий зависят от возрастной категории детей.

Возраст

Число детей в группе

Время занятия

5-6 лет

8-10 детей

25 минут

6-7 лет

8-10 детей

30 минут

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.

Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

*Индивидуальная –

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов, результаты которой могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях и в консультировании родителей и воспитателей.

  • Формы организации учебного занятия - акция, беседа, вернисаж (выставка), фото галерея (фотогазета), игра, игра-путешествие, КВН, викторина, конкурс, концерт (агитбригада), лабораторное занятие (опыты и эксперименты), наблюдение, тематическое занятие, праздник, практическое занятие, театральное представление, презентация, проект, просмотр обучающих мультфильмов и фильмов, соревнование, творческая мастерская, экскурсия (виртуальная), WEB-квесты.

  • Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия

Тип учебного занятия

Дидактическа я цель

Структура

Формы проведения занятия

Учебное занятие:

изучение и первичное закрепление новых знаний

Создать условия для осознания и осмысления новой информации

  • Орг. момент
  • Актуализация знаний и умений
  • Мотивация. Целеполагание
  • Организация восприятия
  • Организация осмысления
  • Первичная проверка понимания
  • Организация первичного закрепления
  • Анализ
  • Рефлексия

Экскурсия, лабораторнопрактическое занятие, дидактическа я сказка

Практическо е занятие

закрепления

знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление

знаний и

способов деятельности детей

  • Орг. момент
  • Мотивация
  • Актуализация знаний и способов действий
  • Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях
  • Самостоятельное применение знаний Контроль и самоконтроль
  • Рефлексия

Экскурсия, играпутешествие, викторина

В занятия включены темы, посвящённые свойствам предметов и исследовательской деятельности детей, занятия дополняются активными совместными играми, динамическими паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры.

Дидактические материалы - раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.

Настоль-печатные игры:

Раздел программы

Название игры

Цель игры

«Неживая природа»

«Где живёт вода?»

Развивающая игра для детей 5-9 лет знакомит детей со свойствами воды.

«Что происходит в природе?»

Дети знакомятся с природными явлениями, научатся устанавливать причинно-следственные связи, а также смогут развить связную речь и умение выражать свои мысли.

«Живая и неживая природа»

Игра научит детей отличать живое от неживого, одушевленное от неодушевленного.

«Воздух, вода, земля»

Экологические цепочки. Дети знакомятся со средой обитания растений и животных, получат знания по экологии, научатся понимать взаимосвязь различных объектов природы.

«Многообразие растительного и животного мира»

«Живая азбука»

Развивающая игра для детей от 5 лет знакомит с животными, обитающими на территории России.

«Кто где

живёт?»

Многовариантная игра знакомит детей 5-7 лет с внешним видом и названиями животных и их местами обитания.

«Зоологическое лото», «Ботаническое лото»

Дети учатся систематизировать знания о животных, растениях.

«Домашние

животные»

Познавательная игра о пользе домашних животных.

«Про растения»

Настольная игра знакомит детей в увлекательной форме со всем многообразием флоры.

Раздел Название игры Цель игры программы

«Что изучает «Эколята- Игра способствует формированию у детей экология?» дошколята» экологической культуры, системы авторская игра ценностного отношения к природе, бережного отношения к ней, культуры природолюбия, природосохранения. «Экологический Развивающая игра для детей 4-7 лет маршрут» знакомит с охраной природы, знаниями по экологии, правилами поведения в природе.

«Береги живое» Игровой дидактический материал по экологии знакомит ребят возраста 4-9 лет с ситуациями, которые могут встретиться им на улице, на воде, в лесу и на поле.

«Стань другом Эта обучающая настольная игра природы!» предложит юным натуралистам интересную викторину с вопросами на тему окружающей природы, а также о правилах поведения человека в лесу, парках и скверах.

«Зелёный город» Игра знакомит с основами экологии

Мониторинг по экологическому воспитанию

Раздел 1. Экологические представления о взаимосвязях в системе «человекприрода» и в самой природе.

Цель

«Удивительная прогулка»

Выявить уровень сформированности экологических представлений о среде жизни и ее факторах.

"Живая - неживая природа"

Выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.

"Знатоки

природы"

Определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе.

Раздел 2. Экологически ответственное отношение к природе, овладение системой нравственных норм и правил экологического характера.

«Лес благодарит и сердится»

Выявить отношение к природе и уровень сформированное™ представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею

«Экологические знаки»

Изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности.

«Продолжи рассказ»

Выявить у детей уровень развития нравственных мотивов.

Раздел 3. Эмоционально-ценностное отношение к природе.

"Радости и

огорчения"

Выявить место природы в системе ценностных ориентации у старших дошкольников.

"Секретный разговор" (автор И. В. Цветкова)

Исследовать эмоционально-чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имеющийся у детей опыт общения с природными объектами.

"Картинная галерея"

Выявить уровень эстетического восприятия природы и уровень эмоциональной отзывчивости к ней.

Раздел 4. Диагностика умений и навыков целеполагающего взаимодействия с природой.

«Экологический светофор» (Модификация методики

Цветковой И. В.)

Выявить у детей уровень:

представлений о рациональном взаимодействии человека с природой: о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности;

умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно); опыта в экологически ориентированной деятельности.

«Кормушки для птиц»

Определить уровень мотивов, влияющих на природоохранительную деятельность.

«Забота о природе»

(проводится в индивидуальной форме)

Выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения.

5. Список литературы

  1. #1051;итература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
  2. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
  3. Иллюстрации с растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. 80с.
  4. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Москва г.: Изд-во ЗабГПУ, 2002.
  5. Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
  6. Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
  7. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
  8. Нифонтова С. Н., Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.
  9. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
  10. Посвянская Н. П. Камни Земли / М., «Скрипторий» 2000 г.
  11. Посвянская Н. П. Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.
  12. Природоохранный социально-образовательный проект «Эколятадошколята». http://эколята.рф/
  13. Рыжова Н. А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И.

Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.

  1. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.
  2. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно-

дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

  1. Литература, рекомендуемая для детей по данной программе:

Экологические стихи для дошкольников

  1. Я. Аким. «Наша планета»
  2. С. Михалков. «Прогулка»
  3. А. Усачев. «Мусорная фантазия»
  4. С. Михалков. «Будь человеком»
  5. Г. Ладонщиков. «Дельный совет»
  6. В. Орлов. «Что нельзя купить»
  7. С. Михалков. «Случай на зимовке»
  8. С. Михалков. «Зяблик»

Сказки на экологическую тему для дошкольников

  1. В. Бианки. «Анюткина утка»
  2. К. Ушинский. «Весна»
  3. М. Пришвин. «Лесной доктор»
  4. В. Чаплина. «Крылатый будильник»
  5. С. Сахарнов. «Морские сказки»
  6. М. Пришвин. «Золотой луг»
  7. К. Паустовский. «Собрание чудес»

  1. Литература, рекомендуемая для родителей по данной программе:

  1. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.

В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.

  1. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: ЛинкаПресс, 2004. – 72с.: ил.

Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.

  1. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

Эта удивительная книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.

  1. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В.

Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2013. – 96с.

Книга поможет родителям организовать познавательные прогулки с ребёнком в летний период и отражает опыт работы по воспитанию здорового, физически развитого ребенка, умеющего ощущать всю прелесть природы, жить с ней в гармонии.

  1. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.

Сборник экологических стихов и сказок, написанных детьми клубов друзей WWF! Откройте его, окунитесь в мир сказочной экологии, познакомьтесь с его героями: говорящими оленями и тиграми, птицами и насекомыми, рыбами и цветами, деревьями и морями - и поймёте, как беззащитен животный мир, как он нуждается в нашей помощи.

6. Календарный учебный график

Календарный учебный график для детей 5-6 лет

Год обучения: 1

  1. Возраст детей – 5-6 лет
  2. Количество детей – 10
  3. Количество учебных недель – 36
  4. Количество учебных дней – 36
  5. Продолжительность каникул – 14 6. Даты начала и окончания учебных занятий – сентябрь – май.

п/п

Ме

сяц

Форма занятия

Колво

часо в

Тема занятия

Задачи

Форма контроля

1.

Тематическое занятие

2

«Земля - наш дом!»

  • показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;
  • вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; - способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома;
  • вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды.

Беседа

2.

Творческая мастерская

1

«Чудеса для детей из ненужных вещей».

Выставка творческих работ

3.

Играпутешествие

1

«Планета

Радости».

Публикация в СМИ

п/п

Ме

сяц

Форма занятия

Колво

часо в

Тема занятия

Задачи

Форма контроля

4.

Тематическое занятие

2

«В лес за чудесами».

- обобщить и проверить знания детей о растительном и животном мире природы, правилах поведения в природе, явлениях, происходящих в жизни растений, животных весной,

-продолжать развивать умение самостоятельно, логически кратко, точно выражать свои мысли;

-воспитывать бережное отношение к природе, желание принимать участие в ее охране и защите.

Беседа

5.

Квест-игра

1

«Лесное путешествие!»

Всероссийск ий конкурс «Исследовательская деятельность в детском саду»

6.

Викторина

1

«Знатоки природы».

Протокол

7.

Тематическое занятие Просмотр обучающего мультфильма

1

«Где ночует солнышко?»

-расширять представления детей по теме «Космос»;

-способствовать формированию элементарных

представлений о строении Солнечной системы, о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг

Солнца.

Беседа

8.

Творческая мастерская

1

Рисование по сказке Н.В. Дегтярёвой «Подушка для солнышка».

Выставка рисунков

9.

Тематическое занятие

1

«Разноцветны е песчинки».

-закрепить представления детей о свойствах песка;

-развивать любознательность, наблюдательность, творчество.

Беседа

10.

Опытноэксперименталь ная

деятельность

1

«Песочная радуга».

Фотоотчёт

п/п

Ме

сяц

Форма занятия

Колво

часо в

Тема занятия

Задачи

Форма контроля

11.

Творческая мастерская

1

«Песочные фантазии».

-закрепить представления детей о свойствах песка;

-развивать любознательность, наблюдательность, творчество.

Выставка творческих работ

12.

Тематическое занятие

3

«Мир животных».

-формирование у детей экологической культуры и активной жизненной

позиции;

-воспитание у детей любви к родной природе, навыков бережного и ответственного отношения

к её обитателям; воспитание у детей бережного отношения к единым общечеловеческим ценностям в соответствии с принципом сохранения культурного и природного разнообразия.

Беседа

13.

Виртуальная экскурсия

1

«В мире животных».

Беседа

14.

Игровая ситуация

1

«Зелёные паруса».

Фотоотчёт

15.

Тематическое занятие

2

«Птицы

вокруг нас!»

- закрепление представлений детей о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять

заботу к ним;

Беседа

16.

Наблюдение

1

«Птицы – наши друзья!»

Зарисовки

наблюдений

п/п

Ме

сяц

Форма занятия

Колво

часо в

Тема занятия

Задачи

Форма контроля

17.

Агитбригада

1

«Покормите

птиц зимой!»

-вовлечение детей в творческую и

практическую

деятельность по охране и защите зимующих птиц; -развитие потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за «братьев наших

меньших»;

-воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности; -развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц, их способом передвижения и поведением в стаях;

-развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

Фото и видеосъёмка

18.

Акция

1

«Птицы – наши друзья! Помоги другу!»

Грамота

19.

Тематическое занятие

1

«Растения,

какие они?»

- дать представления детям о растениях как о живых существах со своими потребностями,

Беседа

п/п

Ме

сяц

Форма занятия

Колво

часо в

Тема занятия

Задачи

Форма контроля

20.

Проект

2

«О чём рассказали цветы?»

необходимыми условиями для жизни, которые создает человек; - о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений;

- формирование активной экологической п озиции по сохранению, защите и восстановлению численности раннецветущих растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Плакат «Берегите природу!»

21.

Театрализованная игра

1

«В гостях у первоцветах».

Фотоотчёт

22.

Творческая мастерская

1

Акция «Берегите

первоцветы!»

Выставка творческих работ

23.

Экологическая сказка

1

«Путешествие капельки».

  • уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
  • сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
  • дать первые

элементарные

представления о круговороте воды в

природе;

  • воспитание навыков и умения рационально использовать воду.

Беседа

24.

Играпутешествие

1

«Поиск капелек в группе».

Фотоотчёт

25.

Опыты и эксперименты

1

Лаборатория «Родниковая вода».

Лепбук «Путешеств ие капельки»

26.

Творческая мастерская

1

Акция «Берегите воду!»

Выставка рисунков

п/п

Ме

сяц

Форма занятия

Колво

часо в

Тема занятия

Задачи

Форма контроля

27.

Тематическое занятие

2

«Воздух».

-формирование представлений детей о воздухе и его свойствах;

-развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность посредством экспериментальной деятельности.

Беседа

28.

Соревнования

1

«Ветер по морю гуляет».

Грамота

29.

КВН

1

«Береги природу родного края!»

Протокол

Календарный учебный график для детей 6-7 лет

Год обучения: 1

  1. Возраст детей – 6-7 лет
  2. Количество детей – 10
  3. Количество учебных недель – 36
  4. Количество учебных дней – 36
  5. Продолжительность каникул – 14
  6. Даты начала и окончания учебных занятий – сентябрь – май.

п/п

Ме

сяц

Форма занятия

Колво

часо в

Тема занятия

Задачи

Форма Контроля

1.

Тематическое занятие

1

«Я и природа»

-формировать у детей основ экологическую культуру и развивать

экологическое мышление; -воспитывать любовь, бережное и уважительное отношение детей к природе.

Беседа

Веб-квест

1

«Я и природа»

2.

Праздник

1

«Посвящение в эколятдошколят».

Фотогазета «Эколятадошколята – друзья

Природы!»

3.

Тематическое занятие

1

«Богатства Земли» (почва).

-познакомить детей с полезными ископаемыми, их значением и классификацией;

-продолжать прививать любовь к родному краю;

-показать значение полезных ископаемых в жизни человека, растений и животных;

- выяснить, что есть в почве для жизни живых

Выставка: Книжкималышки «Природа родного края»

4.

Тематическое занятие

3

«Сокровища Земли» (глина, песок, камни).

5.

Опытноэкспериментальная деятельность

1

«Почва».

п/п

Ме

сяц

Форма занятия

Колво

часо в

Тема занятия

Задачи

Форма Контроля

6.

Опытноэкспериментальная деятельность

1

«Песок и глина».

организмов;

-устанавливать причинно- следственные связи и представлений о свойствах песка, глины, камня;

-развивать

любознательность и конструктивные умения;

оспитание бережного отношения к природным богатствам, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Выставка: Книжкималышки «Природа родного края»

7.

1

«Камни —

удивительные создания природы».

8.

Тематическое занятие

1

«Животный мир».

-обобщить знания детей о животных;

-понимание значимости животных на Земле; - повышение

экологической культуры детей на основе эмоциональных переживаний;

- активизация творческой и практической деятельности по охране и защите птиц.

Беседа

9.

Виртуальная экскурсия

1

«Животный мир.

Заповедники».

Беседа

10.

Наблюдения

1

«Любимые питомцы».

Книжкималышки

«Любимый

питомец»

11.

Проект

1

«Животные Красной книги нашего края».

Презентация

«Красная

книга» -

Красная!»

12.

Тематическое занятие

2

«Защитники природы».

Агитбригада «Эколята – друзья и защитники природы!»

п/п

Ме

сяц

Форма занятия

Колво

часо в

Тема занятия

Задачи

Форма Контроля

13.

Творческая мастерская

1

«День добрых дел».

- активизация творческой и практической деятельности по охране и защите птиц.

Кормушки для птиц

14.

Тематическое занятие

1

«Солнце –

большая звезда».

-дать представление детям о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, о сменяемости сезонов года, о смене дня и ночи; -учить детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.

Беседа

15.

Опыты.

1

«День-Ночь»

16.

Творческая мастерская

1

«Космическое путешествие».

Мобиль

«Планеты»

17.

Тематическое занятие

2

«Воздух вокруг нас».

-дать понять детям значение воздуха для

человека;

-обучение и закрепление на

основе системно-

деятельностного подхода устойчивого навыка раздельного сбора отходов; --формировать осознанное бережное отношение к природе.

Беседа

18.

Опыты.

1

«Воздухневидимка»

19.

Практическое

занятие

1

«Мы за чистое

Подмосковье»

Московский областной

конкурс

«Мы за чистое

Подмосковье»

20.

Тематическое занятие

2

«Без воды нам не прожить»

Знакомство с факторами, угрожающими природе. Систематизация знаний о природоохранных мероприятиях.

Беседа

21.

Театрализован ная игра

1

«Приключения

Колобка»

Фотогазета

«Станет

чище на

планете,

если ей помогут дети!»

22.

Конкурс творческих работ

1

«Чтоб сохранить природу, берегите, люди, воду!»

Протокол

п/п

Ме

сяц

Форма занятия

Колво

часо в

Тема занятия

Задачи

Форма Контроля

23.

Тематическое занятие

1

«Растительный мир»

-через игры и опыты научить детей определять физические свойства

растений;

-учить детей делать

самостоятельные

умозаключения по результатам обследования;

-воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Выставка творческих работ «Как прекрасен этот мир, посмотри!»

24.

Виртуальная экскурсия

1

«Растительный мир.

Дендрарий».

25.

Опытноэкспериментальная деятельность

1

«Растения и

среда»

Фотоотчёт

26.

Практическое занятие

1

Акция «Посади дерево!»

Озеленение территории детского сада

27.

Тематическое занятие

2

«Лес в жизни человека».

-воспитание у детей бережного отношения к

природе;

-привлечение внимания детей к необходимости соблюдения правил пожарной безопасности в лесу.

Беседа

28.

Творческая

мастерская

1

Рисование «Сохраним лес

от пожаров!»

Московский областной конкурс «Сохраним

лес от

пожаров!»

29.

Сюжетно-

ролевая игра

1

«Юные

спасатели».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Воспитанные дошколята"

Программа содержит пояснительную записку, перспективный план по социально-нравственному воспитанию детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста. Также в программе представлены диа...

Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света" Путешествие в Италию

Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света", направленной на ознакомление с разными странами, развитию умения работать в команде, развитию познавательного интереса....

Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света" Путешествие в Грецию"

Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света", направленной на ознакомление с разными странами, умения работать в команде, развитию познавательного интереса....

Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света" Путешествие в Китай

Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света", направленной на ознакомление с разными странами, умения работать в команде, развитию познавательного интереса....

Конспект занятия к программе "Дошколята вокруг света" Путешествие в Бразилию

Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света", направленной на ознакомление с разными странами, умение работать в команде, развитию познавательного интереса....

Программа предшкольной подготовки "Дошколята"

Программа предшкольной подготовки "Дошколята" для детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа (дополнительная программа "Шахматы дошколятам"

Цель: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, вним...