Методическая разработка "Логопедическая работа по формированию лексических значений пространственных предлогов у детей старшего возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Ромашова Галина Александровна

В методической разработке раскрываются этапы формирования пространственных предлогов. Предлагаются игры и упражнения по преодолению аграмматизмов в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка
Логопедическая работа по формированию лексических значений пространственных предлогов у детей старшего возраста

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и не производные. 

Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются. 

Обследование ведется в двух направлениях.

  1. Выявление понимания значения предлогов.
  2. Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.

Развитие всех сторон речи у детей происходит постепенно и в тесной взаимосвязи друг с другом. Формирование речи ребёнка связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико - фонематического, лексического и грамматического строя речи. 

Нормализация звуковой стороны речи создаёт условия для дальнейшего её совершенствования. Формирование морфологических обобщений составляет важнейший элемент этого процесса. На данной основе происходит уточнение значений слов; обогащение словарного запаса, как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; адекватное использование лексических средств языка в целях устного общения; развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

В работах А.Н.Гвоздева с учётом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.


1 период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает 2 этапа:
-этап однословного предложения (1г.3мес.-1г.8мес.);
-этап предложений из нескольких слов-корней (1г.8мес.-1г.10мес.)

2 период - период усвоения грамматической структуры предложения (1г.10мес. - 3г.).


Этот период состоит из трёх этапов:

  1. этап формирования первых форм слов (1г.10мес. - 2г.1мес.);
  2. этап использования флексийной системы языка для выражения синтасических связей слов (2г.1мес. - 2г.6мес.).
  3. этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2г.6мес. - 3г.).


3 период - период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).

Сведения о каждом периоде представлены в схеме системного развития нормальной детской речи, составленной по материалам А. Н. Гвоздева, которая является условным эталоном нормы (табл.1). Каждый из этапов усвоения языка характеризуется тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемого ребёнком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет все более и белее дробные элементы и единицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером.

Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи:

  1. существительные
  2. глаголы
  3. прилагательные
  4. местоимения
  5. наречия
  6. числительные
  7. служебные слова

Как видим, служебные слова (предлоги) появляются позже всех знаменательных частей речи. Очень важно знать, что у русских детей появлению предлогов предшествует период, когда взаимосвязь между словами выражается преимущественно посредством флексии. Так, на начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют предлоги (на столе - толе). Но этот период непродолжителен. Научившись выделять и использовать флексию, ребёнок потом вводит в эту конструкцию и недостающий третий элемент - предлог, выражая лексико-грамматическое значение с помощью предлога и флексии.

На этапе усвоения служебных слов ребёнок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под ) наблюдаются аграмматизмы. Как правило, в усложнённых формах речи и на усложнённом лексическом материале, например при попытке что-то пересказать или рассказать, количество аграмматических построений возрастает. Раньше всего усваиваются предлоги в их первообразном значении для обозначения пространственных отношений. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются.

По А.Н.Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др. В 6 летнем возрасте при нормальном развитии в речи ребенка – 21 предлог. 

У большинства детей с речевой патологией отмечается недостаточная сформированность пространственных представлений. Степень ее выраженности различна и не всегда соотносится с тяжестью речевого нарушения. Изучение закономерностей интеллектуального развития дошкольника с ОНР способствует воплощению коррекционных задач.

Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, пространственными свойствами и отношениями объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности.

У дошкольников с ОНР знания о пространстве развиваются в разнообразных видах деятельности: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании, конструировании. К концу дошкольного возраста у детей с ОНР формируются такие знания о пространстве как: форма, величина, протяженность, положение в пространстве и пространственная связь. Овладение указанными знаниям предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и включать в экспрессивную речь, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями. Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи, с пониманием и употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями. Недостаточная сформированность пространственных представлений с большой вероятностью скажется у дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников на процессе формирования навыка чтения и письма. Дошкольники, у которых не сформированы эти представления, не используют в своей речи предлоги, смешивают их.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, грамотно. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром и очень важно, чтобы его речь понимали сверстники, и взрослые.
Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте часто выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение других разделов коррекционной работы.

Я считаю, немаловажное значение имеет и развитие грамматической стороны речи. Своевременная целенаправленная коррекция нарушений грамматических форм является одним из важнейших условий речевого развития, обеспечения готовности к школьному обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии детей.

Возрастающее количество детей – логопатов, более сложные речевые диагнозы, выявленные трудности в усвоении грамматической стороны речи 5- летними детьми стали обоснованием для выбора темы работы.

Содержание логопедической работы по формированию лексических значений пространственных предлогов (в, на, под) у детей старшего возраста с ОНР.

Этапы работы.
- Начальный (подготовительный)
- Основной
- Дифференциальный


В процессе логопедической работы с дошкольниками необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия, пространственных представлений в онтогенезе, временных ориентировок. Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень – расширяются и углубляются пространственные представления. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования показали, что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании ребенку бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность. Кроме того, у ребенка нередко возникают трудности при овладении чтением и письмом. Поэтому актуально вовремя обследовать ребенка и начать коррекционную работу, определив её этапы.

1. Начальный (подготовительный) этап.


Работа начинается с формирования умения ориентироваться в сторонах собственного тела (соматогнозис), так как эта система является базовой.
Дети должны научиться соотносить слова: (вверху – внизу), а также различать направления от себя (там, впереди, внизу, справа, слева, близко, далеко). По усвоению базовых понятий в систему вводятся словесные обозначения. Должны создаваться условия, вынуждающие озвучивать данные понятия. Сначала выполняются действия по подражанию, где логопед многократно дает образец речевого сопровождения каждого действия, затем переходят к выполнению действий по словесному заданию. Для улучшения запоминаний понятий можно использовать схему-подсказку «колобок .           На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:
- подними правую руку, подними левую руку.- покажи, где у меня правая рука, где левая рука.
- назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева.
- положи игрушку слева от листа, положи карандаш слева, справа от книги.
- на демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева, справа, сверху, снизу от заданного предмета.
- последовательно воспроизвести расположение цветов радуги (для этого можно воспользоваться известным приёмом мнемотехники: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.»)
- назвать геометрические фигуры, расположенные справа или слева от вертикальной линии.
- определить пространственное расположение предметов в квадрате.
Что находится: в правом верхнем углу; в левом верхнем углу; в правом нижнем углу; в левом нижнем углу; в центре; определить пространственное расположение предметов на сюжетной картинке.
- движения по заданной инструкции:

Мы науки познаем.
Знаем лево, знаем право.
И, конечно же, кругом.
Это левая рука.
Ох, наука нелегка!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
- уточнить пространственные взаимоотношения: стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева, стоя попарно лицом друг к другу определить сначала у себя, затем у товарища, левую руку, правую руку и т.д.  

2. Основной этап.
На данном этапе важно сформировать четкие лексические значения пространственных предлогов (в, на, под). Эти предлоги появляются в речи в числе первых, являются обиходными и легко моделируются в процессе наглядной демонстрации. Важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так, как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в речи. Следует объяснить ребенку, что предлог «на» - это когда предмет находится на поверхности чего-то (на столе, на шкафу). Предлог «в» означает внутри чего-то (в столе, в шкафу), «под» - внизу под чем-то (под столом, под шкафом). Можно активно использовать схемы предлогов.
Можно попробовать ввести понятие «маленькое слово», предложить следующие задания:
- логопед произносит ряд предлогов и дает задание: «Когда услышишь «маленькое слово» «в» - хлопни в ладоши (затем «в», «под»).
- вставить пропущенный предлог, логопед даёт детям картинки и предлагает рассказать, что там изображено.

На этом этапе работы происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога. Затем детям предлагают задания на понимания обобщённого значения предлогов.
- машинка лежит на столе, а где она ещё может лежать?
Внимание детей должно удерживаться интонацией и паузами.и .

Можно предложить детям игры
- «Спрячь игрушку». Логопед просит ребёнка по инструкции спрятать предмет: в шкаф, на полку, под стол и т.д. и ответить на вопросы: «Куда ты спрятал игрушку? Где она лежит?». Таким образом, побуждая детей к отражению собственных действий в речи.


- «Оглянись вокруг». Ребёнок должен словесно обозначить местоположение предмета, который помещается последовательно: «внутрь коробки», «на коробку», «над коробкой», «под коробкой», «за коробкой».


- «Магазин игрушек». Ребёнок в роли продавца расставляет на полках игрушки, словесно обозначая действие. Логопед может отвечать: «Я положу мячик в сумку», голосом выделяя и отличая предлог, затем роли меняются.


- «Кормушка». На демонстрационном полотне выставлено пособие «Кормушка», у детей картинки с изображением птиц. Дети  поочерёдно «сажают» птицу на кормушку и составляют предложение: «На кормушку села синичка и т.д.». Можно дополнить: «Мы насыпали в кормушку семечки». Голосом логопед выделяет предлог.

- Что перепутано

  • Дед в печи, дрова на печи.
  • На столе сапожки, под столом лепешки.
  • Овечки в речке, караси у речки.

Логопед произносит предложения, дети исправляют ошибки.

Овладение детьми лексическими значениями предлогов и активное введение их в речь является сложным процессом. У многих детей возникают трудности формирования обобщённого понимания значения предлогов.

3. Дифференциальный этап.

Третий этап подразумевает под собой разграничение лексических значений предлогов. Отмечено, что это вызывает особые сложности. Детям трудно правильно обозначить различные пространственные связи, ввести употребление предлогов в активную речь.

Вербализация пространственных отношений между предметами чрезвычайно сложна для детей, как правило, это длительный процесс. Целью его должно быть осознанное понимание значений предлогов и развитие языкового чутья.
Для этого можно предложить детям следующие задания: 

- «Подбери предлог».
- «Найди отличия».
- «Мы сажаем огород». Логопед предлагает ребенку «посадить огород», используя пособие «Огород». При этом составлять предложения: «Помидоры растут на кустиках», «Морковь растет в земле» и т.д.
- «Письмо от Незнайки». Логопед читает детям текст с ошибками, без предлогов. Затем просит исправить ошибки Незнайки. Дети проговаривают правильный вариант.
- «Подбери картинку». Ребенок должен к схеме предлога на доске подобрать картинку и составить предложение с «маленьким словом».
- «Найди маленькое слово». Логопед выполняет манипуляции с игрушками, ребенок озвучивает наглядную ситуацию, подбирает схему.
- «Мы хозяйничаем». Дети на слух определяют ошибки в тексте и исправляют их.
- «Домик синички». Логопед вместе с ребенком обыгрывает ситуации: «Синичка спряталась за домик, потом она захотела поклевать зерен и подлетела к домику, затем влетела в окно, вылетела и т.д.».
- «Угадай, что изменилось». В начале детям предлагают усадить куклу (игрушку) за стол, на стол. Затем местоположение игрушки меняют, дети отгадывают, что изменилось.
На этом этапе интерактивные игры также способствуют усвоению лексического значения предлогов.    

                                                                                                                                                Формирование речи в дошкольном возрасте – одна из серьёзных задач воспитания и обучения.
Работа по формированию лексических значений пространственных предлогов – это сложный, длительный процесс. Я считаю важным понять и отметить пропедевтическую функцию данного раздела коррекционной деятельности учителя-логопеда. В дальнейшем недостаточное усвоение предложного управления может стать причиной стилистических и орфографических ошибок у школьников  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование временных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемы материал содержит практические советы и рекомендации по формированию временных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Данная информация будет полезна воспи...

Логопедическая работа по формированию лексических значений пространственных предлогов у детей старшего возраста с ОНР.

Методическая разработкаЛогопедическая работа по формированию лексических значений пространственных предлогов у детей старшего возраста с ОНР. Сведения об авторе: Ефимова Юлия Борисовна учитель-ло...

Логопедическая работа по формированию лексических значений пространственных предлогов у детей старшего возраста с ОНР. (презентация)

Логопедическая работа по формированию лексических значений пространственных предлогов у детей старшего возраста с ОНР. Сведения об авторе: Ефимова Юлия Борисовна учитель-логопед ГБДОУ № 14 ...

Перспективный план работы по формированию пространственной ориентации у детей старшего возраста с ТНР.

Перспективный план составлен для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. В плане отражены этапы работы по формированию простанственной ориентации, предложено описание хода каждой игры, необходимые ...