ПРОЕКТ ПРО ФИНАНСЫ
проект (старшая группа)

Штин Ирина Ивановна

СТАРШАЯ ГРУППА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Корниловский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»

Краткосрочный проект

по финансовой грамотности

в старшей разновозрастной группе

«ДЕНЬГИ-ПОМОЩНИКИ»

20201202_101628.jpg

Воспитатель: Штин И.И.

2023год

Тип проекта:         Познавательно-информационный, творческий

Сроки проведения:          05.10.2022г.-16.10.2023г.

Участники проекта:         Дети подготовительной группы, воспитатель, родители

Актуальность проекта:         В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Постановка проблемы:        Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье

Цели и задачи проекта:         • Расширять представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;

• Формировать и закреплять представления детей о том, что такое семейный бюджет, доходы, расходы и накопления.

•        Что такое карманные деньги и нужны ли они дошкольнику?

•        Дать понятие о том, что такое обязательные и необязательные расходы.

•        Дать представление детям о том, для чего нужна реклама.

Ожидаемые результаты:        По завершению проектных мероприятий дети могут:

• Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

• дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

• родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

• педагог получит систему работы по формированию экономического опыта детей.

        

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – Основной (Реализация проектных мероприятий)

1. Беседа: «Знакомство с деньгами»

2. Беседа: «Как потратить деньги с пользой».

3. Презентация: «Откуда берутся деньги и как их можно сэкономить?»

4. Презентация: «Необходимые потребности и дополнительные расходы»

5. Беседы: «Как спасти деньги от ловушек: реклама, переплата, стихийные покупки»

6. Ручной труд: аппликация «Деньги в кармане»

7. Рисование: «Деньги будущего»

8. Чтение сказок по финансовой грамотности

9. Оригами «Кошелёк»

10. Ссылки для родителей на интернет-ресурсы: мультфильмы по финансовой грамотности.

11. Консультация для родителей «Растим читателя» - финансовые истории и сказки

12. Рекомендации для родителей по формированию финансово грамотного дошкольника.

13.Дидактические и словесные игры по финансовой грамотности

3 этап - Заключительный

Подведение итогов реализации проекта в форме викторины по финансовой грамотности «В стране финансов».

Рекомендации для родителей

по формированию финансовой грамотности дошкольников.

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за продуктами или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Определите норму выдачи денег, подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

4. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

5. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

6. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

7. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

8. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

БЕСЕДА «Знакомство с деньгами»

Цель:

Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;

Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей 50 копеек

 Ввести понятия: деньги, монета, купюра, банкнота, рубль, копейка;

Учить устанавливать соотношение между монетами и числами;

Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет;

Обогащать активный словарь;

Ход мероприятия:

Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Дети: Кот.

В: Правильно, это кот Ученый, он все знает.

К: Здравствуйте, ребята. Вы любите отгадывать загадки?

Д: Здравствуй, да

В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать ученый кот?

Варианты ответов.

К: Да, я очень люблю считать. Я считаю все, дома, деревья, детей. Посмотрите, что у меня? (Деньги) А кто знает, зачем они нам?

Д: Варианты ответов.

К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?

Д: Варианты ответов.

К: Отгадайте загадку:

В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

Физминутка: пальчиковая гимнастика «Апельсин»

 

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка. кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь кто куда.

 

В: Ребята, а давайте вспомним сказку «Цветик-Семицветик» Какие желания были у девочки?

К: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки?

В: Мы пошли купить продукты:

Молоко, сметану, фрукты.

На кассу все несем в корзине.

Мы в продуктовом ….. Магазине

В: Что загадывала девочка из сказки?

Д: Куклы, баранки, велосипеды.

В: Как называется магазин, где продают и продукты, и хоз.товары, и игрушки? ответы детей

Предлагаю отправиться на экскурсию в супермаркет:

 

«Экскурсия в СУПЕРМАРКЕТ»

Цель: Продолжать знакомить детей с социально значимыми зданиями города их назначением.

Ход экскурсии:

В: Ребята мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в магазин. Давайте вспомним, как мы можем узнать, сколько стоит еда или игрушка? ответы детей

В: Правильно. Возле товара всегда есть ценник, на котором написана цена.

Что могут продать детям? Ответы детей.

В: Совершенно верно, детям могут продать хлеб, молоко, конфетку.

А что нам надо сделать, когда мы взяли товар?

Д: Пройти с ним на кассу.

В: Как называется человек, который продает в магазине продукты?

Д: Продавец

В: Да, в магазине работает продавец. В больших магазинах как «Супермаркет», есть продавец, а на кассе работает кассир.

В: А что потом мы делаем?

Правильно, взять товар и подойти к кассиру, заплатить деньги, только тогда можно выйти из магазина.

А откуда мы с вами берем деньги? Ответы детей

В: Совершенно верно, мы ходим на работу и получаем за это зарплату. Какие профессии вы знаете?

давайте рассмотрим альбом Супермаркет:

В: Ребята, что мы видим в магазине?

Д: еду, продукты, чай, игрушки, хозтовары и т. д.

В: Правильно, мы с вами видим разные товары, значит этот магазин называется супермаркет.

Давайте с вами купить мармелад. Мы выбрали, продукт. Что мы с вами должны сделать дальше?

Д: Пройти на кассу и оплатить.

В: Выходим из магазина. Кто запомнил, какими деньгами мы расплатились?

А что можно сделать, чтобы не забыть предметы, которые нам надо купить?

Ответы детей

«Путешествие в страну Финансов» для старших дошкольников

Предварительная работа: Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», А.С. Пушкина «Золотая рыбка», русская народная сказка «Курочка Ряба»; просмотр мультфильмов «Простоквашино», «Буратино». Беседа; рассматривание иллюстраций к сказкам, рисование любимых героев.

Формы организованной образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная

Формы организации: групповая

Цели: 1. Познакомить детей с понятием «деньги»

2. Формирование основ финансовой грамотности

Образовательные задачи:

- познакомить детей с деньгами, их предназначением;

- Какого достоинства бывают деньги и какие (бумажные купюры, железные монеты);

Развивающие задачи:

-создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- развивать смекалку, память, воображение, связную речь, мелкую моторику;

- способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

- воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

- воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.

Словарь новых слов:

Купюра – бумажные деньги;

Монета – железные деньги;

Товар – это продукт, произведение труда, которое выставляется на продажу

Оборудование и материалы: Картинка с изображением Мухи-Цокотухи, товаров, которые можно и нельзя купить за деньги; игрушечные деньги: монета достоинством 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей, купюра бумажные, пластиковые карты; касса, тарелки пластиковые (белая, синяя, красная).

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся!

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята. У каждого из нас есть свои мечты! Новая кукла, новый конструктор, самокат, видеоигра, новые модные заколки, пенал или машинки. Или вы мечтаете о путешествии в какой-нибудь город или страну?

Звучит спокойная музыка, появляется ковёр-самолёт.

Сейчас мы с вами на этом ковре-самолете отправимся в путешествие в страну  под названием «Деньги». (Встали все на ковер, руки в стороны, имитируя полет и балансировку, летим, звучит музыка полета»)

1 остановка: «Сказки»

- Ребята я вам предлагаю ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе и показать её, объяснить почему выбрали эту книгу:

1. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли. (Буратино)

2. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)

3. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)

4. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

5. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

2 станция: «Деньги»

Воспитатель: Давайте вспомним первые строчки этого произведения:

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

Воспитатель: Что нашла Муха?

Дети: Денежку.

Воспитатель: Ребята, что такое деньги?

Дети: Это то, на что мы покупаем товары в магазине.

Воспитатель: Хорошо. Ребята, а какие бывают деньги? Знаете?

Дети: Бумажные и металлические.

Воспитатель: Да. Бумажные деньги называются купюрами, еще есть металлические, железные деньги, их называют монетами (показываем бумажные деньги и монеты). Но еще есть и безналичные деньги, это пластиковая карта (показываем пластиковую карточку, мы денег не видим, но они лежат на карте, и мы можем картой расплачиваться за товар. Вы видели у своих родителей такую карточку? Как они покупают товар и расплачиваются по карте?

Дети: Проводят по терминалу.

Воспитатель: Давайте поиграем с вами. На столе лежат деньги различного вида: бумажные, монеты, пластиковые карты. Распределите их: бумажные положим на синюю тарелочку, монеты на красную тарелочку, пластиковые карты на белую тарелочку.

Воспитатель: Молодцы! Отлично справились!

3 станция. «Игровая»

Воспитатель: Ребята, а все ли мы можем купить в магазине? Давайте поиграем. Игра «Что можно купить за деньги?»

На доске картинки перевернуты. Дети по очереди берут картинку и решают можно ли это купить за деньги.

- Ребята что мы с вами выяснили в этой игре ( ответы детей )

4 станция.  Физкультминутка «Профессии»

Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью)

Если хочешь стать швеей, то делай так (шьют иглой)

Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль)

Если будешь ты спортсмен - делай так (руками будто качают гантели)

Если будешь ты артистом - делай так (поклон)

Если будешь пианистом - делай так (играют на пианино)

Воспитатель: Молодцы, а теперь делаем вдох

Все профессии нужны (руки делают круг и прижимают ладошки к себе - выдох)

Все професии важны (руки делают круг и пальчики показывают класс)

5 станция. «Путешествие на поезде»

 (Садимся на стульчики и едем, звучит музыка «Паровозик»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости приехал «поезд». Как вы думаете, что за груз он везет?

Дети: Поезд привез монеты.

- Правильно, но монеты в этом поезде должны быть расположены в определенном порядке. В первом вагоне едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на свои монеты, какая монета может ехать в первом вагоне?

- Давайте поместим в первый вагон монету в 10 рублей, в следующем окне вагона какая поедет монета?

Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства.

Воспитатель: Ребята посмотрите, правильно мы сделали?

- Какая монета едет в последнем вагоне. Значит, эта монета самого меньшего достоинства (1 рубль). Какая монета находится в вагоне между 1 рублем и 10 рублями.

Дети:  2 рубля и 5 рублей.

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Что-то мы с вами засиделись, давайте разомнемся.

6 станция. «Профессии».

Вы знаете, что в стране Финансов много профессий. Вот вы, например, профессии какие знаете? А вы знаете, что людям любой профессии нужны инструменты, которые помогают им выполнять свою профессию? Так вот, жители страны финансов вместо того чтоб идти на работу, поссорились между собой и перепутали свои инструменты. Давайте им поможем. Посмотрите, ребята, что у каждой профессии есть свои инструменты, они не похожи на другие и каждый инструмент несет свою функцию и помогает выполнять свою работу. (Собирают пазлы)

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы узнали так много узнали. Скажите, что вам запомнилось? (ответы детей )

 -Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (ответы детей)

-О чем мы с вами там говорили? (ответы детей)

- Какие бывают деньги? (ответы детей)

Сюрприз. Шоколадные деньги.

Ребенок рассказывает стихотворение В. Орлова «Что нельзя купить»

Если деньги накопить,

Можно многое купить,

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу.

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек!

Заключение

До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы я сомневалась, сможет ли воспитаннник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.



Предварительный просмотр:

Корниловский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»

Краткосрочный проект

по финансовой грамотности

в старшей разновозрастной группе

«ДЕНЬГИ-ПОМОЩНИКИ»

20201202_101628.jpg

Воспитатель: Штин И.И.

2023год

Тип проекта:         Познавательно-информационный, творческий

Сроки проведения:          05.10.2022г.-16.10.2023г.

Участники проекта:         Дети подготовительной группы, воспитатель, родители

Актуальность проекта:         В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Постановка проблемы:        Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье

Цели и задачи проекта:         • Расширять представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;

• Формировать и закреплять представления детей о том, что такое семейный бюджет, доходы, расходы и накопления.

•        Что такое карманные деньги и нужны ли они дошкольнику?

•        Дать понятие о том, что такое обязательные и необязательные расходы.

•        Дать представление детям о том, для чего нужна реклама.

Ожидаемые результаты:        По завершению проектных мероприятий дети могут:

• Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

• дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

• родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

• педагог получит систему работы по формированию экономического опыта детей.

        

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – Основной (Реализация проектных мероприятий)

1. Беседа: «Знакомство с деньгами»

2. Беседа: «Как потратить деньги с пользой».

3. Презентация: «Откуда берутся деньги и как их можно сэкономить?»

4. Презентация: «Необходимые потребности и дополнительные расходы»

5. Беседы: «Как спасти деньги от ловушек: реклама, переплата, стихийные покупки»

6. Ручной труд: аппликация «Деньги в кармане»

7. Рисование: «Деньги будущего»

8. Чтение сказок по финансовой грамотности

9. Оригами «Кошелёк»

10. Ссылки для родителей на интернет-ресурсы: мультфильмы по финансовой грамотности.

11. Консультация для родителей «Растим читателя» - финансовые истории и сказки

12. Рекомендации для родителей по формированию финансово грамотного дошкольника.

13.Дидактические и словесные игры по финансовой грамотности

3 этап - Заключительный

Подведение итогов реализации проекта в форме викторины по финансовой грамотности «В стране финансов».

Рекомендации для родителей

по формированию финансовой грамотности дошкольников.

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за продуктами или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Определите норму выдачи денег, подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

4. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

5. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

6. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

7. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

8. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

БЕСЕДА «Знакомство с деньгами»

Цель:

Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;

Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей 50 копеек

 Ввести понятия: деньги, монета, купюра, банкнота, рубль, копейка;

Учить устанавливать соотношение между монетами и числами;

Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет;

Обогащать активный словарь;

Ход мероприятия:

Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Дети: Кот.

В: Правильно, это кот Ученый, он все знает.

К: Здравствуйте, ребята. Вы любите отгадывать загадки?

Д: Здравствуй, да

В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать ученый кот?

Варианты ответов.

К: Да, я очень люблю считать. Я считаю все, дома, деревья, детей. Посмотрите, что у меня? (Деньги) А кто знает, зачем они нам?

Д: Варианты ответов.

К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?

Д: Варианты ответов.

К: Отгадайте загадку:

В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

Физминутка: пальчиковая гимнастика «Апельсин»

 

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка. кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь кто куда.

 

В: Ребята, а давайте вспомним сказку «Цветик-Семицветик» Какие желания были у девочки?

К: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки?

В: Мы пошли купить продукты:

Молоко, сметану, фрукты.

На кассу все несем в корзине.

Мы в продуктовом ….. Магазине

В: Что загадывала девочка из сказки?

Д: Куклы, баранки, велосипеды.

В: Как называется магазин, где продают и продукты, и хоз.товары, и игрушки? ответы детей

Предлагаю отправиться на экскурсию в супермаркет:

 

«Экскурсия в СУПЕРМАРКЕТ»

Цель: Продолжать знакомить детей с социально значимыми зданиями города их назначением.

Ход экскурсии:

В: Ребята мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в магазин. Давайте вспомним, как мы можем узнать, сколько стоит еда или игрушка? ответы детей

В: Правильно. Возле товара всегда есть ценник, на котором написана цена.

Что могут продать детям? Ответы детей.

В: Совершенно верно, детям могут продать хлеб, молоко, конфетку.

А что нам надо сделать, когда мы взяли товар?

Д: Пройти с ним на кассу.

В: Как называется человек, который продает в магазине продукты?

Д: Продавец

В: Да, в магазине работает продавец. В больших магазинах как «Супермаркет», есть продавец, а на кассе работает кассир.

В: А что потом мы делаем?

Правильно, взять товар и подойти к кассиру, заплатить деньги, только тогда можно выйти из магазина.

А откуда мы с вами берем деньги? Ответы детей

В: Совершенно верно, мы ходим на работу и получаем за это зарплату. Какие профессии вы знаете?

давайте рассмотрим альбом Супермаркет:

В: Ребята, что мы видим в магазине?

Д: еду, продукты, чай, игрушки, хозтовары и т. д.

В: Правильно, мы с вами видим разные товары, значит этот магазин называется супермаркет.

Давайте с вами купить мармелад. Мы выбрали, продукт. Что мы с вами должны сделать дальше?

Д: Пройти на кассу и оплатить.

В: Выходим из магазина. Кто запомнил, какими деньгами мы расплатились?

А что можно сделать, чтобы не забыть предметы, которые нам надо купить?

Ответы детей

«Путешествие в страну Финансов» для старших дошкольников

Предварительная работа: Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», А.С. Пушкина «Золотая рыбка», русская народная сказка «Курочка Ряба»; просмотр мультфильмов «Простоквашино», «Буратино». Беседа; рассматривание иллюстраций к сказкам, рисование любимых героев.

Формы организованной образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная

Формы организации: групповая

Цели: 1. Познакомить детей с понятием «деньги»

2. Формирование основ финансовой грамотности

Образовательные задачи:

- познакомить детей с деньгами, их предназначением;

- Какого достоинства бывают деньги и какие (бумажные купюры, железные монеты);

Развивающие задачи:

-создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- развивать смекалку, память, воображение, связную речь, мелкую моторику;

- способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

- воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

- воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.

Словарь новых слов:

Купюра – бумажные деньги;

Монета – железные деньги;

Товар – это продукт, произведение труда, которое выставляется на продажу

Оборудование и материалы: Картинка с изображением Мухи-Цокотухи, товаров, которые можно и нельзя купить за деньги; игрушечные деньги: монета достоинством 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей, купюра бумажные, пластиковые карты; касса, тарелки пластиковые (белая, синяя, красная).

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся!

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята. У каждого из нас есть свои мечты! Новая кукла, новый конструктор, самокат, видеоигра, новые модные заколки, пенал или машинки. Или вы мечтаете о путешествии в какой-нибудь город или страну?

Звучит спокойная музыка, появляется ковёр-самолёт.

Сейчас мы с вами на этом ковре-самолете отправимся в путешествие в страну  под названием «Деньги». (Встали все на ковер, руки в стороны, имитируя полет и балансировку, летим, звучит музыка полета»)

1 остановка: «Сказки»

- Ребята я вам предлагаю ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе и показать её, объяснить почему выбрали эту книгу:

1. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли. (Буратино)

2. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)

3. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)

4. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

5. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

2 станция: «Деньги»

Воспитатель: Давайте вспомним первые строчки этого произведения:

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

Воспитатель: Что нашла Муха?

Дети: Денежку.

Воспитатель: Ребята, что такое деньги?

Дети: Это то, на что мы покупаем товары в магазине.

Воспитатель: Хорошо. Ребята, а какие бывают деньги? Знаете?

Дети: Бумажные и металлические.

Воспитатель: Да. Бумажные деньги называются купюрами, еще есть металлические, железные деньги, их называют монетами (показываем бумажные деньги и монеты). Но еще есть и безналичные деньги, это пластиковая карта (показываем пластиковую карточку, мы денег не видим, но они лежат на карте, и мы можем картой расплачиваться за товар. Вы видели у своих родителей такую карточку? Как они покупают товар и расплачиваются по карте?

Дети: Проводят по терминалу.

Воспитатель: Давайте поиграем с вами. На столе лежат деньги различного вида: бумажные, монеты, пластиковые карты. Распределите их: бумажные положим на синюю тарелочку, монеты на красную тарелочку, пластиковые карты на белую тарелочку.

Воспитатель: Молодцы! Отлично справились!

3 станция. «Игровая»

Воспитатель: Ребята, а все ли мы можем купить в магазине? Давайте поиграем. Игра «Что можно купить за деньги?»

На доске картинки перевернуты. Дети по очереди берут картинку и решают можно ли это купить за деньги.

- Ребята что мы с вами выяснили в этой игре ( ответы детей )

4 станция.  Физкультминутка «Профессии»

Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью)

Если хочешь стать швеей, то делай так (шьют иглой)

Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль)

Если будешь ты спортсмен - делай так (руками будто качают гантели)

Если будешь ты артистом - делай так (поклон)

Если будешь пианистом - делай так (играют на пианино)

Воспитатель: Молодцы, а теперь делаем вдох

Все профессии нужны (руки делают круг и прижимают ладошки к себе - выдох)

Все професии важны (руки делают круг и пальчики показывают класс)

5 станция. «Путешествие на поезде»

 (Садимся на стульчики и едем, звучит музыка «Паровозик»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости приехал «поезд». Как вы думаете, что за груз он везет?

Дети: Поезд привез монеты.

- Правильно, но монеты в этом поезде должны быть расположены в определенном порядке. В первом вагоне едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на свои монеты, какая монета может ехать в первом вагоне?

- Давайте поместим в первый вагон монету в 10 рублей, в следующем окне вагона какая поедет монета?

Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства.

Воспитатель: Ребята посмотрите, правильно мы сделали?

- Какая монета едет в последнем вагоне. Значит, эта монета самого меньшего достоинства (1 рубль). Какая монета находится в вагоне между 1 рублем и 10 рублями.

Дети:  2 рубля и 5 рублей.

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Что-то мы с вами засиделись, давайте разомнемся.

6 станция. «Профессии».

Вы знаете, что в стране Финансов много профессий. Вот вы, например, профессии какие знаете? А вы знаете, что людям любой профессии нужны инструменты, которые помогают им выполнять свою профессию? Так вот, жители страны финансов вместо того чтоб идти на работу, поссорились между собой и перепутали свои инструменты. Давайте им поможем. Посмотрите, ребята, что у каждой профессии есть свои инструменты, они не похожи на другие и каждый инструмент несет свою функцию и помогает выполнять свою работу. (Собирают пазлы)

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы узнали так много узнали. Скажите, что вам запомнилось? (ответы детей )

 -Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (ответы детей)

-О чем мы с вами там говорили? (ответы детей)

- Какие бывают деньги? (ответы детей)

Сюрприз. Шоколадные деньги.

Ребенок рассказывает стихотворение В. Орлова «Что нельзя купить»

Если деньги накопить,

Можно многое купить,

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу.

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек!

Заключение

До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы я сомневалась, сможет ли воспитаннник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.



Предварительный просмотр:

Корниловский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»

Краткосрочный проект

по финансовой грамотности

в старшей разновозрастной группе

«ДЕНЬГИ-ПОМОЩНИКИ»

20201202_101628.jpg

Воспитатель: Штин И.И.

2023год

Тип проекта:         Познавательно-информационный, творческий

Сроки проведения:          05.10.2022г.-16.10.2023г.

Участники проекта:         Дети подготовительной группы, воспитатель, родители

Актуальность проекта:         В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Постановка проблемы:        Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье

Цели и задачи проекта:         • Расширять представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;

• Формировать и закреплять представления детей о том, что такое семейный бюджет, доходы, расходы и накопления.

•        Что такое карманные деньги и нужны ли они дошкольнику?

•        Дать понятие о том, что такое обязательные и необязательные расходы.

•        Дать представление детям о том, для чего нужна реклама.

Ожидаемые результаты:        По завершению проектных мероприятий дети могут:

• Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

• дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

• родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

• педагог получит систему работы по формированию экономического опыта детей.

        

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – Основной (Реализация проектных мероприятий)

1. Беседа: «Знакомство с деньгами»

2. Беседа: «Как потратить деньги с пользой».

3. Презентация: «Откуда берутся деньги и как их можно сэкономить?»

4. Презентация: «Необходимые потребности и дополнительные расходы»

5. Беседы: «Как спасти деньги от ловушек: реклама, переплата, стихийные покупки»

6. Ручной труд: аппликация «Деньги в кармане»

7. Рисование: «Деньги будущего»

8. Чтение сказок по финансовой грамотности

9. Оригами «Кошелёк»

10. Ссылки для родителей на интернет-ресурсы: мультфильмы по финансовой грамотности.

11. Консультация для родителей «Растим читателя» - финансовые истории и сказки

12. Рекомендации для родителей по формированию финансово грамотного дошкольника.

13.Дидактические и словесные игры по финансовой грамотности

3 этап - Заключительный

Подведение итогов реализации проекта в форме викторины по финансовой грамотности «В стране финансов».

Рекомендации для родителей

по формированию финансовой грамотности дошкольников.

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за продуктами или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Определите норму выдачи денег, подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

4. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

5. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

6. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

7. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

8. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

БЕСЕДА «Знакомство с деньгами»

Цель:

Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;

Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей 50 копеек

 Ввести понятия: деньги, монета, купюра, банкнота, рубль, копейка;

Учить устанавливать соотношение между монетами и числами;

Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет;

Обогащать активный словарь;

Ход мероприятия:

Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Дети: Кот.

В: Правильно, это кот Ученый, он все знает.

К: Здравствуйте, ребята. Вы любите отгадывать загадки?

Д: Здравствуй, да

В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать ученый кот?

Варианты ответов.

К: Да, я очень люблю считать. Я считаю все, дома, деревья, детей. Посмотрите, что у меня? (Деньги) А кто знает, зачем они нам?

Д: Варианты ответов.

К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?

Д: Варианты ответов.

К: Отгадайте загадку:

В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

Физминутка: пальчиковая гимнастика «Апельсин»

 

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка. кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь кто куда.

 

В: Ребята, а давайте вспомним сказку «Цветик-Семицветик» Какие желания были у девочки?

К: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки?

В: Мы пошли купить продукты:

Молоко, сметану, фрукты.

На кассу все несем в корзине.

Мы в продуктовом ….. Магазине

В: Что загадывала девочка из сказки?

Д: Куклы, баранки, велосипеды.

В: Как называется магазин, где продают и продукты, и хоз.товары, и игрушки? ответы детей

Предлагаю отправиться на экскурсию в супермаркет:

 

«Экскурсия в СУПЕРМАРКЕТ»

Цель: Продолжать знакомить детей с социально значимыми зданиями города их назначением.

Ход экскурсии:

В: Ребята мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в магазин. Давайте вспомним, как мы можем узнать, сколько стоит еда или игрушка? ответы детей

В: Правильно. Возле товара всегда есть ценник, на котором написана цена.

Что могут продать детям? Ответы детей.

В: Совершенно верно, детям могут продать хлеб, молоко, конфетку.

А что нам надо сделать, когда мы взяли товар?

Д: Пройти с ним на кассу.

В: Как называется человек, который продает в магазине продукты?

Д: Продавец

В: Да, в магазине работает продавец. В больших магазинах как «Супермаркет», есть продавец, а на кассе работает кассир.

В: А что потом мы делаем?

Правильно, взять товар и подойти к кассиру, заплатить деньги, только тогда можно выйти из магазина.

А откуда мы с вами берем деньги? Ответы детей

В: Совершенно верно, мы ходим на работу и получаем за это зарплату. Какие профессии вы знаете?

давайте рассмотрим альбом Супермаркет:

В: Ребята, что мы видим в магазине?

Д: еду, продукты, чай, игрушки, хозтовары и т. д.

В: Правильно, мы с вами видим разные товары, значит этот магазин называется супермаркет.

Давайте с вами купить мармелад. Мы выбрали, продукт. Что мы с вами должны сделать дальше?

Д: Пройти на кассу и оплатить.

В: Выходим из магазина. Кто запомнил, какими деньгами мы расплатились?

А что можно сделать, чтобы не забыть предметы, которые нам надо купить?

Ответы детей

«Путешествие в страну Финансов» для старших дошкольников

Предварительная работа: Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», А.С. Пушкина «Золотая рыбка», русская народная сказка «Курочка Ряба»; просмотр мультфильмов «Простоквашино», «Буратино». Беседа; рассматривание иллюстраций к сказкам, рисование любимых героев.

Формы организованной образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная

Формы организации: групповая

Цели: 1. Познакомить детей с понятием «деньги»

2. Формирование основ финансовой грамотности

Образовательные задачи:

- познакомить детей с деньгами, их предназначением;

- Какого достоинства бывают деньги и какие (бумажные купюры, железные монеты);

Развивающие задачи:

-создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- развивать смекалку, память, воображение, связную речь, мелкую моторику;

- способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

- воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

- воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.

Словарь новых слов:

Купюра – бумажные деньги;

Монета – железные деньги;

Товар – это продукт, произведение труда, которое выставляется на продажу

Оборудование и материалы: Картинка с изображением Мухи-Цокотухи, товаров, которые можно и нельзя купить за деньги; игрушечные деньги: монета достоинством 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей, купюра бумажные, пластиковые карты; касса, тарелки пластиковые (белая, синяя, красная).

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся!

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята. У каждого из нас есть свои мечты! Новая кукла, новый конструктор, самокат, видеоигра, новые модные заколки, пенал или машинки. Или вы мечтаете о путешествии в какой-нибудь город или страну?

Звучит спокойная музыка, появляется ковёр-самолёт.

Сейчас мы с вами на этом ковре-самолете отправимся в путешествие в страну  под названием «Деньги». (Встали все на ковер, руки в стороны, имитируя полет и балансировку, летим, звучит музыка полета»)

1 остановка: «Сказки»

- Ребята я вам предлагаю ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе и показать её, объяснить почему выбрали эту книгу:

1. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли. (Буратино)

2. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)

3. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)

4. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

5. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

2 станция: «Деньги»

Воспитатель: Давайте вспомним первые строчки этого произведения:

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

Воспитатель: Что нашла Муха?

Дети: Денежку.

Воспитатель: Ребята, что такое деньги?

Дети: Это то, на что мы покупаем товары в магазине.

Воспитатель: Хорошо. Ребята, а какие бывают деньги? Знаете?

Дети: Бумажные и металлические.

Воспитатель: Да. Бумажные деньги называются купюрами, еще есть металлические, железные деньги, их называют монетами (показываем бумажные деньги и монеты). Но еще есть и безналичные деньги, это пластиковая карта (показываем пластиковую карточку, мы денег не видим, но они лежат на карте, и мы можем картой расплачиваться за товар. Вы видели у своих родителей такую карточку? Как они покупают товар и расплачиваются по карте?

Дети: Проводят по терминалу.

Воспитатель: Давайте поиграем с вами. На столе лежат деньги различного вида: бумажные, монеты, пластиковые карты. Распределите их: бумажные положим на синюю тарелочку, монеты на красную тарелочку, пластиковые карты на белую тарелочку.

Воспитатель: Молодцы! Отлично справились!

3 станция. «Игровая»

Воспитатель: Ребята, а все ли мы можем купить в магазине? Давайте поиграем. Игра «Что можно купить за деньги?»

На доске картинки перевернуты. Дети по очереди берут картинку и решают можно ли это купить за деньги.

- Ребята что мы с вами выяснили в этой игре ( ответы детей )

4 станция.  Физкультминутка «Профессии»

Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью)

Если хочешь стать швеей, то делай так (шьют иглой)

Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль)

Если будешь ты спортсмен - делай так (руками будто качают гантели)

Если будешь ты артистом - делай так (поклон)

Если будешь пианистом - делай так (играют на пианино)

Воспитатель: Молодцы, а теперь делаем вдох

Все профессии нужны (руки делают круг и прижимают ладошки к себе - выдох)

Все професии важны (руки делают круг и пальчики показывают класс)

5 станция. «Путешествие на поезде»

 (Садимся на стульчики и едем, звучит музыка «Паровозик»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости приехал «поезд». Как вы думаете, что за груз он везет?

Дети: Поезд привез монеты.

- Правильно, но монеты в этом поезде должны быть расположены в определенном порядке. В первом вагоне едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на свои монеты, какая монета может ехать в первом вагоне?

- Давайте поместим в первый вагон монету в 10 рублей, в следующем окне вагона какая поедет монета?

Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства.

Воспитатель: Ребята посмотрите, правильно мы сделали?

- Какая монета едет в последнем вагоне. Значит, эта монета самого меньшего достоинства (1 рубль). Какая монета находится в вагоне между 1 рублем и 10 рублями.

Дети:  2 рубля и 5 рублей.

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Что-то мы с вами засиделись, давайте разомнемся.

6 станция. «Профессии».

Вы знаете, что в стране Финансов много профессий. Вот вы, например, профессии какие знаете? А вы знаете, что людям любой профессии нужны инструменты, которые помогают им выполнять свою профессию? Так вот, жители страны финансов вместо того чтоб идти на работу, поссорились между собой и перепутали свои инструменты. Давайте им поможем. Посмотрите, ребята, что у каждой профессии есть свои инструменты, они не похожи на другие и каждый инструмент несет свою функцию и помогает выполнять свою работу. (Собирают пазлы)

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы узнали так много узнали. Скажите, что вам запомнилось? (ответы детей )

 -Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (ответы детей)

-О чем мы с вами там говорили? (ответы детей)

- Какие бывают деньги? (ответы детей)

Сюрприз. Шоколадные деньги.

Ребенок рассказывает стихотворение В. Орлова «Что нельзя купить»

Если деньги накопить,

Можно многое купить,

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу.

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек!

Заключение

До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы я сомневалась, сможет ли воспитаннник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.



Предварительный просмотр:

Корниловский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»

Краткосрочный проект

по финансовой грамотности

в старшей разновозрастной группе

«ДЕНЬГИ-ПОМОЩНИКИ»

20201202_101628.jpg

Воспитатель: Штин И.И.

2023год

Тип проекта:         Познавательно-информационный, творческий

Сроки проведения:          05.10.2022г.-16.10.2023г.

Участники проекта:         Дети подготовительной группы, воспитатель, родители

Актуальность проекта:         В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Постановка проблемы:        Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье

Цели и задачи проекта:         • Расширять представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;

• Формировать и закреплять представления детей о том, что такое семейный бюджет, доходы, расходы и накопления.

•        Что такое карманные деньги и нужны ли они дошкольнику?

•        Дать понятие о том, что такое обязательные и необязательные расходы.

•        Дать представление детям о том, для чего нужна реклама.

Ожидаемые результаты:        По завершению проектных мероприятий дети могут:

• Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

• дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

• родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

• педагог получит систему работы по формированию экономического опыта детей.

        

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – Основной (Реализация проектных мероприятий)

1. Беседа: «Знакомство с деньгами»

2. Беседа: «Как потратить деньги с пользой».

3. Презентация: «Откуда берутся деньги и как их можно сэкономить?»

4. Презентация: «Необходимые потребности и дополнительные расходы»

5. Беседы: «Как спасти деньги от ловушек: реклама, переплата, стихийные покупки»

6. Ручной труд: аппликация «Деньги в кармане»

7. Рисование: «Деньги будущего»

8. Чтение сказок по финансовой грамотности

9. Оригами «Кошелёк»

10. Ссылки для родителей на интернет-ресурсы: мультфильмы по финансовой грамотности.

11. Консультация для родителей «Растим читателя» - финансовые истории и сказки

12. Рекомендации для родителей по формированию финансово грамотного дошкольника.

13.Дидактические и словесные игры по финансовой грамотности

3 этап - Заключительный

Подведение итогов реализации проекта в форме викторины по финансовой грамотности «В стране финансов».

Рекомендации для родителей

по формированию финансовой грамотности дошкольников.

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за продуктами или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Определите норму выдачи денег, подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

4. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

5. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

6. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

7. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

8. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

БЕСЕДА «Знакомство с деньгами»

Цель:

Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;

Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей 50 копеек

 Ввести понятия: деньги, монета, купюра, банкнота, рубль, копейка;

Учить устанавливать соотношение между монетами и числами;

Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет;

Обогащать активный словарь;

Ход мероприятия:

Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Дети: Кот.

В: Правильно, это кот Ученый, он все знает.

К: Здравствуйте, ребята. Вы любите отгадывать загадки?

Д: Здравствуй, да

В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать ученый кот?

Варианты ответов.

К: Да, я очень люблю считать. Я считаю все, дома, деревья, детей. Посмотрите, что у меня? (Деньги) А кто знает, зачем они нам?

Д: Варианты ответов.

К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?

Д: Варианты ответов.

К: Отгадайте загадку:

В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

Физминутка: пальчиковая гимнастика «Апельсин»

 

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка. кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь кто куда.

 

В: Ребята, а давайте вспомним сказку «Цветик-Семицветик» Какие желания были у девочки?

К: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки?

В: Мы пошли купить продукты:

Молоко, сметану, фрукты.

На кассу все несем в корзине.

Мы в продуктовом ….. Магазине

В: Что загадывала девочка из сказки?

Д: Куклы, баранки, велосипеды.

В: Как называется магазин, где продают и продукты, и хоз.товары, и игрушки? ответы детей

Предлагаю отправиться на экскурсию в супермаркет:

 

«Экскурсия в СУПЕРМАРКЕТ»

Цель: Продолжать знакомить детей с социально значимыми зданиями города их назначением.

Ход экскурсии:

В: Ребята мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в магазин. Давайте вспомним, как мы можем узнать, сколько стоит еда или игрушка? ответы детей

В: Правильно. Возле товара всегда есть ценник, на котором написана цена.

Что могут продать детям? Ответы детей.

В: Совершенно верно, детям могут продать хлеб, молоко, конфетку.

А что нам надо сделать, когда мы взяли товар?

Д: Пройти с ним на кассу.

В: Как называется человек, который продает в магазине продукты?

Д: Продавец

В: Да, в магазине работает продавец. В больших магазинах как «Супермаркет», есть продавец, а на кассе работает кассир.

В: А что потом мы делаем?

Правильно, взять товар и подойти к кассиру, заплатить деньги, только тогда можно выйти из магазина.

А откуда мы с вами берем деньги? Ответы детей

В: Совершенно верно, мы ходим на работу и получаем за это зарплату. Какие профессии вы знаете?

давайте рассмотрим альбом Супермаркет:

В: Ребята, что мы видим в магазине?

Д: еду, продукты, чай, игрушки, хозтовары и т. д.

В: Правильно, мы с вами видим разные товары, значит этот магазин называется супермаркет.

Давайте с вами купить мармелад. Мы выбрали, продукт. Что мы с вами должны сделать дальше?

Д: Пройти на кассу и оплатить.

В: Выходим из магазина. Кто запомнил, какими деньгами мы расплатились?

А что можно сделать, чтобы не забыть предметы, которые нам надо купить?

Ответы детей

«Путешествие в страну Финансов» для старших дошкольников

Предварительная работа: Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», А.С. Пушкина «Золотая рыбка», русская народная сказка «Курочка Ряба»; просмотр мультфильмов «Простоквашино», «Буратино». Беседа; рассматривание иллюстраций к сказкам, рисование любимых героев.

Формы организованной образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная

Формы организации: групповая

Цели: 1. Познакомить детей с понятием «деньги»

2. Формирование основ финансовой грамотности

Образовательные задачи:

- познакомить детей с деньгами, их предназначением;

- Какого достоинства бывают деньги и какие (бумажные купюры, железные монеты);

Развивающие задачи:

-создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- развивать смекалку, память, воображение, связную речь, мелкую моторику;

- способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

- воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

- воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.

Словарь новых слов:

Купюра – бумажные деньги;

Монета – железные деньги;

Товар – это продукт, произведение труда, которое выставляется на продажу

Оборудование и материалы: Картинка с изображением Мухи-Цокотухи, товаров, которые можно и нельзя купить за деньги; игрушечные деньги: монета достоинством 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей, купюра бумажные, пластиковые карты; касса, тарелки пластиковые (белая, синяя, красная).

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся!

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята. У каждого из нас есть свои мечты! Новая кукла, новый конструктор, самокат, видеоигра, новые модные заколки, пенал или машинки. Или вы мечтаете о путешествии в какой-нибудь город или страну?

Звучит спокойная музыка, появляется ковёр-самолёт.

Сейчас мы с вами на этом ковре-самолете отправимся в путешествие в страну  под названием «Деньги». (Встали все на ковер, руки в стороны, имитируя полет и балансировку, летим, звучит музыка полета»)

1 остановка: «Сказки»

- Ребята я вам предлагаю ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе и показать её, объяснить почему выбрали эту книгу:

1. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли. (Буратино)

2. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)

3. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)

4. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

5. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

2 станция: «Деньги»

Воспитатель: Давайте вспомним первые строчки этого произведения:

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

Воспитатель: Что нашла Муха?

Дети: Денежку.

Воспитатель: Ребята, что такое деньги?

Дети: Это то, на что мы покупаем товары в магазине.

Воспитатель: Хорошо. Ребята, а какие бывают деньги? Знаете?

Дети: Бумажные и металлические.

Воспитатель: Да. Бумажные деньги называются купюрами, еще есть металлические, железные деньги, их называют монетами (показываем бумажные деньги и монеты). Но еще есть и безналичные деньги, это пластиковая карта (показываем пластиковую карточку, мы денег не видим, но они лежат на карте, и мы можем картой расплачиваться за товар. Вы видели у своих родителей такую карточку? Как они покупают товар и расплачиваются по карте?

Дети: Проводят по терминалу.

Воспитатель: Давайте поиграем с вами. На столе лежат деньги различного вида: бумажные, монеты, пластиковые карты. Распределите их: бумажные положим на синюю тарелочку, монеты на красную тарелочку, пластиковые карты на белую тарелочку.

Воспитатель: Молодцы! Отлично справились!

3 станция. «Игровая»

Воспитатель: Ребята, а все ли мы можем купить в магазине? Давайте поиграем. Игра «Что можно купить за деньги?»

На доске картинки перевернуты. Дети по очереди берут картинку и решают можно ли это купить за деньги.

- Ребята что мы с вами выяснили в этой игре ( ответы детей )

4 станция.  Физкультминутка «Профессии»

Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью)

Если хочешь стать швеей, то делай так (шьют иглой)

Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль)

Если будешь ты спортсмен - делай так (руками будто качают гантели)

Если будешь ты артистом - делай так (поклон)

Если будешь пианистом - делай так (играют на пианино)

Воспитатель: Молодцы, а теперь делаем вдох

Все профессии нужны (руки делают круг и прижимают ладошки к себе - выдох)

Все професии важны (руки делают круг и пальчики показывают класс)

5 станция. «Путешествие на поезде»

 (Садимся на стульчики и едем, звучит музыка «Паровозик»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости приехал «поезд». Как вы думаете, что за груз он везет?

Дети: Поезд привез монеты.

- Правильно, но монеты в этом поезде должны быть расположены в определенном порядке. В первом вагоне едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на свои монеты, какая монета может ехать в первом вагоне?

- Давайте поместим в первый вагон монету в 10 рублей, в следующем окне вагона какая поедет монета?

Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства.

Воспитатель: Ребята посмотрите, правильно мы сделали?

- Какая монета едет в последнем вагоне. Значит, эта монета самого меньшего достоинства (1 рубль). Какая монета находится в вагоне между 1 рублем и 10 рублями.

Дети:  2 рубля и 5 рублей.

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Что-то мы с вами засиделись, давайте разомнемся.

6 станция. «Профессии».

Вы знаете, что в стране Финансов много профессий. Вот вы, например, профессии какие знаете? А вы знаете, что людям любой профессии нужны инструменты, которые помогают им выполнять свою профессию? Так вот, жители страны финансов вместо того чтоб идти на работу, поссорились между собой и перепутали свои инструменты. Давайте им поможем. Посмотрите, ребята, что у каждой профессии есть свои инструменты, они не похожи на другие и каждый инструмент несет свою функцию и помогает выполнять свою работу. (Собирают пазлы)

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы узнали так много узнали. Скажите, что вам запомнилось? (ответы детей )

 -Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (ответы детей)

-О чем мы с вами там говорили? (ответы детей)

- Какие бывают деньги? (ответы детей)

Сюрприз. Шоколадные деньги.

Ребенок рассказывает стихотворение В. Орлова «Что нельзя купить»

Если деньги накопить,

Можно многое купить,

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу.

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек!

Заключение

До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы я сомневалась, сможет ли воспитаннник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по проекту "Азбука финансов"

Семинар-практикум для воспитателейОбучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности в проекте «Азбука финансов»Цель:  повысить знания и умения воспитателей в экономич...

Проект : Занимательные финансы"

Проект Занимательные  финансы....