Номинация «Педагогический проект» Тема методической разработки: проект «Россия – Родина моя!» по патриотическому воспитанию детей в комбинированной подготовительной группе
проект (подготовительная группа)

Блинова Лариса Анатольевна

Самое дорогое, великое чувство, самое глубокое и сильное это – любовь к Родине! Чтобы стать патриотом своей Родины, человек должен ощущать духовную связь со своим народом, принять его язык и культуру. Родная культура, как отец и мать должны стать  неотъемлемой частью души ребёнка. Поэтому нужно, помня об этом, воспитывать у детей уважение и любовь к столице нашей Родины, к народным традициям, религии, культуре своей семьи, а следственно и своего государства, к фольклору, к природе. В этом периоде ребенок «как губка» впитывает всё, даже мельчайшие детали. Знакомство с Родиной начинается в раннем детстве. Сначала ребенок знакомится с улицей, на которой живет, потом с поселком, городом. Постепенно расширяются представления о своей Родине. Знакомство с большой Родиной –Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Начинается знакомство с другими городами нашей необъятной страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_proekt_rossiya_vahtan.docx67.97 КБ

Предварительный просмотр:

                           МБДОУ Вахтанский детский сад «Одуванчик»

Номинация «Педагогический проект»

Тема методической разработки: проект «Россия – Родина моя!» по патриотическому воспитанию детей в комбинированной подготовительной группе

Автор проекта: воспитатель высшей категории

                                                                                          Блинова Лариса Анатольевна

2022 год

1.Актуальность и важность данной проблемы (название проекта, обоснование актуальности проекта, цели и задачи проекта, сроки реализации проекта)

Сегодня патриотическое воспитание – это деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

Что такое за слово это – Родина? Все вокруг говорят об этом, но что же оно обозначает? Возможно, это место где ты появился на свет? А может это страна где прошло твое детство? Или,  это такое место, где когда-то ты встретишь свою старость? На самом деле Родина не определяется местом жительства и рождения. Родина- это где человек чувствует себя частью этого места! Это то место, куда человек не зависимо от возраста и рождения всегда стремится вернуться. Это такое место, где нам всегда хорошо и свободно живется. Где мы можем быть самими собой. Родина-это такое место, которое мы стремимся сберечь, защитить, сохранить. Родина - это где человек провел свои лучшие годы, период детства; это его судьба, к которой он ощущает свою сопричастность. Защищать, любить и ценить Родину – это обязанность каждого человека. И определяет это не национальность или место проживания, а внутренние ощущения. Наша большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на её просторах, полюбил её, кто прилагает много усилий, чтобы становилась она всё краше и богаче, оставалась могучей державой. Очень важно, чтобы дети это поняли как можно раньше. Каждому человеку нужно уметь быть полезным своей Родине. Для этого нужно очень многое уметь и знать. Уже с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своему дому или детскому саду, ну а в дальнейшей жизни на благо уже всей страны. Знакомство с большой Родиной Россией является третьей основной ступенью нравственно –патриотического воспитания детей. Если человек заботиться о Родине – значит, является её сыном, значит Россия для него Родина.

Самое дорогое, великое чувство, самое глубокое и сильное это – любовь к Родине! Чтобы стать патриотом своей Родины, человек должен ощущать духовную связь со своим народом, принять его язык и культуру. Родная культура, как отец и мать должны стать  неотъемлемой частью души ребёнка. Поэтому нужно, помня об этом, воспитывать у детей уважение и любовь к столице нашей Родины, к народным традициям, религии, культуре своей семьи, а следственно и своего государства, к фольклору, к природе. В этом периоде ребенок «как губка» впитывает всё, даже мельчайшие детали. Знакомство с Родиной начинается в раннем детстве. Сначала ребенок знакомится с улицей, на которой живет, потом с поселком, городом. Постепенно расширяются представления о своей Родине. Знакомство с большой Родиной –Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Начинается знакомство с другими городами нашей необъятной страны.

В нашей группе мы много беседовали о родном поселке, истории возникновения,его достопримечательностях. Дети уже очень многое усвоили и успешно, опираясь на альбомы: «Наш посёлок Вахтан», «Достопримечательности посёлка», которые находятся в патриотическом уголке группы, могли составлять рассказ и зачастую, рассматривая их, рассказывали  друг другу или нам о своём родном посёлке.  Ещё мы с ребятами изучаем парциальную программу «Дорогою добра», автор: Коломийченко Л. В , в ней мы как –то затронули тему  русских народных костюмов. Дети народ , как мы знаем, любознательный, и тут мы услышали вопросы: Алексей спросил: «А что у всех  в нашей стране одинаковые костюмы?», а Лиля поинтересовалась: « А столица у нас Нижний Новгород или Шахунья?» В ходе беседы выяснилось, что дети нашей группы хорошо знакомы с родным поселком, но у них недостаточно знаний о России, культуре и традициях русского народа, многообразии национальностей, о многочисленных городах России, их достопримечательностях. Исходя из интересов ребят, у нас возникла идея проведения проекта «Россия – Родина моя!».

Цель: приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России,  достопримечательностям ее городов, воспитание любви и привязанности к родной стране.

Задачи:

Расширять представления детей об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России, о многообразии народов страны, их национальных костюмах; о городах, их достопримечательностях, исторических памятниках.

Осуществлять ознакомление дошкольников с географическим расположением России.

Продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество»

Развивать интерес к обычаям и традициям русского народа.

Развивать речь, воображение, мышление детей посредством бесед, словесных,  логопедических, коллективных игр.

Развивать творческие способности и умения.

Подготавливать руку детей к письму.

Прививать интерес к чтению.

Воспитывать чувство гордости за Россию, свой народ, эмоционально-ценностное

отношение к своей стране.

Сроки выполнения проекта:  марта 2022 года.

Ожидаемые результаты проекта.

Пополнятся представления детей об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России, о многообразии народов страны, их национальных костюмах, географическом положении России

У детей сформируются знания о некоторых городах России, их достопримечательностях, исторических памятниках.

Беседы, составления рассказов детьми, словесные, логопедические, коллективные игры, творческая деятельность будет способствовать развитию связной речи детей,  мыслительных процессов.

В процессе осуществления проектау дошкольников будет развиваться чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.

Повысится социальная компетентность дошкольников.

Сбор и анализ информации по избранной проблеме.

Изучив методическую литературу:
1. Гербова В.В.Развитие речи в детском саду. Подготовительная к
школе группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным
окружением. Подготовительная группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
3. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в
ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в
подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ,
2011.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная к школе группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009.
6. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в
подготовительной к школе группе детского сада.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,
2010.
7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
8. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и
родной стране.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
9. Интернет ресурсы.

10. Е Максимова., О Рахматуллина, О Травкина, А. Черных «Готовим пальчики к письму» Развивающая программа по подготовке к школе Москва, Обруч, 2011;

Проанализировав методическую литературу, мы составили план действий по проекту.

Мы приступили к работе над проектом. Провели педагогическую диагностику по выявлению знаний детей по теме., определили заинтересованность детей.

 

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)

 Все данные заносили в диагностическую карту:

Ф И ребенка

Родная страна(историч. Прошлое, города, национальности)

Символика (понятия)

История народной культуры и традиции

Эмоционально-ценностное отношение к Родине

Высокий уровень-
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. 

Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Результаты получились следующие:

Начало проекта                        Конец проекта

Высокий уровень-33%               Высокий уровень-75%

Средний уровень-50%                Средний уровень-25%

Низкий уровень-17%                  Низкий уровень-0%

Исходя из диагностических данных видно, что  в процессе работы над проектом, уровень нравственно-патриотического воспитания дошкольников значительно повысился.

Реализация плана действий проекта.

1 Этап. Подготовительный.

Провели опрос детей: «Какая наша страна -  Россия?», «Что ты знаешь о городах своей страны?». К сожалению, не на все вопросы дети могли ответить, иногда путались в ответах, сомневались. Например, Баскаков Иван назвал только Вахтан и Шахунью, затем засомневался в правильности ответа. Цветкова Виктория сказала, что если проехать Шахунью, потом будет Москва, она близко, но ее почему-то никогда туда не возили. Ответы детей на вопросы были примерно одинаковыми. Мы убедились, что у детей мало знаний по этой теме.

Анкетирование родителей «Родной свой край люби и знай».

Из ответов родителей на вопросы анкеты, стало понятно, что у детей действительно не хватает уровня знаний по нравственно-патриотическому воспитанию, а родители недостаточно уделяют внимания данному вопросу

Далее пополнили  патриотический уголок новой информацией (альбомы,  стихи о Родине, кукла в русском народном костюме, матрешка, портрет президента России,  наглядные фото с изображением Росии, поселка, городов России)

Создали развивающую среду: подобрали материалы, игрушки, атрибуты, для игровой деятельности, сюжетно-ролевых игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Москва-столица нашей Родины», «Наша страна -  Россия», «Нетрадиционные символы России», «Россия-Родина моя».

Подобрали материал для продуктивной деятельности.

Помощь родителей в подборе атрибутов, фильмов, мультфильмов и настольных игр о России.

2 Этап. Практический.

-Совместная деятельность взрослого и детей (НОД и ОД в ходе режимных моментов)

Формы организации работы с детьми:

-Чтение художественной литературы:
Ф. Глинка «Москва»
Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники»
А, Прокофьев «Нет на свете Родины красивей»
И. Токмакова «Красная площадь»
З. Александрова «Дозор»
С. Алексеев «Первый ночной таран»
Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза».
В.Брюсов «Москва»
А.Прокофьев «Нет на свете Родины прекрасней»
Н.Рубцов «Привет, Россия!»
Поговорки и пословицы о России

Прослушивание музыкальных произведений:

Прослушивание песни «От чего так в России березы шумят... ».

«Ай, да березка»- хоровод.

Прослушивание песни «Ах, ты береза» Раухвейгера.

Русские народные песни «Во поле березка стояла», Ой да у дороженьки

березка».

Дети с удовольствием слушали произведения, заучивали стихи, пословицы и поговорки о Родине, не только в детском саду, но и дома.

- Непосредственно - образовательная деятельность

1.Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:
Тема 1. «Мое Отечество- Россия»
Программное содержание: Формировать у детей интерес к получению
знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной
культуре; формировать интерес к получению знаний о традициях и обычаях
своей страны с показом презентации «Россия-Родина моя ». Методическая
литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным
окружением. Подготовительная к школе группа.
2.Речевое развитие:
Тема 1. Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина».
Программное содержание: помочь детям понять смысл стихотворения
(«Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить
произведение. Методическая литература: Гербова В.В. Развитие речи в
детском саду. Подготовительная к школе группа.

-Беседы, рассказы
1.«Москва –столица нашей родины»
Цель: закрепить знания детей о Москве ( символика, местоположение на
карте, достопримечательности), воспитывать любовь к столице России,
закрепить знания об историческом прошлом столицы (история Кремля).
2. «Береза – символ России»
Цель: рассказать детям почему березу называют белоствольной, почему
она является символом нашей страны, продолжать знакомить детей с
понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаям и
традициям русского народа.
3.«Народные традиции. Хлебосольство»
Цель: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину;
разъяснить, что хлеб- это итог большой работы многих люде; воспитывать
интерес к народным традициям.
4. «Как велика моя земля, как широки ее просторы»

Цель:
закрепить знания детей о названии страны, ее природе, познакомить с
географической картой, учить «читать» ее, дать детям знания о богатствах
России, воспитывать стремление беречь и приумножать их, воспитывать в
детях чувство гордости за свою страну.

- Показ компьютерных презентаций(использовали интернет ресурсы по теме)

-Нетрадиционные методы ИЗО-деятельности
Тема1. «Русская березка–символ России»
Программное содержание: рассказать детям почему березу называют
белоствольной, почему она является символом нашей страны, продолжать
знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к
обычаям и традициям русского народа. Использовать технику правополушарного рисования  и нетрадиционную технику(рисование пальчиками) Развитие мелкой и крупной моторики рук и пальцев. Методическая литература: Комарова Т.С.Занятия по изобразительной
деятельности в подготовительной к школе группе детского сада.

Тема2. «Спасская башня Кремля»
Программное содержание: Формировать патриотические чувства на
основе беседы о родной стране, познакомить детей с историей возникновения
Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой.
Способствовать овладению композиционными умениями: располагать
предмет на листе с учетом его пропорций. Закреплять умение детей рисовать
фломастером, не смешивая цвета.. Учить детей анализировать свои работы, сравнивая их с образцом.

Методическая литература: Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в подготовительной к школе группе детского сада.

Тема 3. «Ромашковое поле» Программное содержание: Закрепить знание детей еще об одном символе России-ромашке. Нетрадиционное рисование методом тычкования и прикладывание кисточки к листу бумаги. Развитие моторики рук.

Лепка на темы:
Тема1. «Русская матрешка»
Программное содержание: Воспитывать интерес к быту и изделиям
народно-прикладного искусства, познакомить с происхождением и созданием
матрешки; закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приемы
лепки (скатывание, сглаживание границ соединения); развивать мелкую
моторику рук; развивать творчество.
Методическая литература: Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в подготовительной к школе группе детского сада.

Тема 2.Пластилинография «Эмблема России». Программное содержание: воспитывать чувство патриотизма, закрепить знание триколора; закрепить знания  и умения  работы с пластилином(разглаживание, размазывание на картоне, определенного цвета пластилина), развитие мелкой моторики пальцев рук.

-Оформление творческих выставок работ детей«Русская березка-символ России», «Спасская башнякремля», «Эмблема России», «Ромашковое поле», «Семёновская матрёшка»

-Самостоятельная творческая деятельность детей (под руководством взрослого) (оформление альбомов «Города России», «Национальные костюмы народов России»)

-Познавательно – исследовательская деятельность (ознакомление дошкольников с географическим расположением России)((ознакомление

Дидактические игры и упражнения
«Узнай наш флаг»
«Кто в какой стране живет?»
«Собери герб», «Путешествие по городу», «Выложи по контуру» , «Одень куклу» , лото «Народные промыслы».

Подвижные игры:
«Раз, два, три – к берёзке беги»
«В кругу»

-Словесные, речевые игры («Цепочка слов», «Подбери родное слово» однокоренные слова к слову «береза»)

-Составление рассказов детьми (домашнее задание: составление рассказа о любом городе и его достопримечательностях, о национальном костюме одного из народов России на выбор)

-Народные подвижные и хороводные игры
Хоровод : «Во поле берёзка стояла», «Каравай», «Большая карусель», «Игра с Солнцем», «Игра с платочком».

- Взаимодействие с родителями (домашнее задание составление с ребенком рассказа о городе России, участие в пополнении среды в группе, проведения онлайн- консультаций, онлайн -выставки работ детей, фотоотчёт игр, развлечений, чтения стихов для родителей по WhatsApp)

3 Этап. Заключительный.

Плакат «Путешествие из Вахтана в Москву»  с целью закрепления знаний детей, создание презентации по проекту.

Анализируя проделанную работу можно сделать вывод:

Тема проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объемом информации, которая может быть ими  воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (творческую, интеллектуальную, познавательную). Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик во время работы с разной техникой нетрадиционного рисования, по правополушарному рисованию. Много восторгов было, когда получалось составить слоги и написать верно слова, названия городов, составить из них цепочку слов! Во время словесных игр дети пытались ответить быстрей, было много желания играть,  масса детских положительных эмоций.

  Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем  наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

      Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является  действенным и эффективным.

    Отмечая, для себя, что больше всего получилось, можно с радостью выделить  рукотворный труд ребят. С большим желанием и интересом они творили с помощью правополушарного рисования и нетрадиционных техник рисования. Здесь нужно отметить, что параллельно с этим проектом в группе реализовался долгосрочный проект «Разноцветные ладошки», где ребята, кроме всего прочего (лепка, аппликация, пальчиковые игры,графические схемы), научились много рисовать нетрадиционными техниками  и необычной техникой правополушарного рисования. Ещё в группе весь год велась кружковая работа «Обучение детей чтению», где дети узнали буквы, учились  составлять слова,  научились читать и писать . Всё это помогло в реализации патриотического проекта, когда ребята играли в игры и во многом другом. Конечно не всё получилось, как того хотелось бы. У нас в группе не очень активные родители. Не все отзывались на призыв на задумки воспитателей как-то поучаствовать в работе над проектом. А хотелось более активного участия родителей  в нашем совместном проекте. Поэтому ставим для себя цель, найти подход к родителям, для активизации взаимных идей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта "Россия - Родина моя!"

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку проекта "Россия - Родина моя!", целями которого является развитие свободной творческой личности ребёнка, соприкосновение с отечественной духовной и ку...

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

Методическая разработка. Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Цели:повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;вызвать интерес пед...

Мультимедийная разработка ОД "Россия - Родина моя" по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе

Мультимедийная разработка ОД "Россия - Родина моя" по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной  группе...

Методическая разработка «Квест-игра, как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дощкольного возраста: «Родина моя - Россия»

Цель методической разработки: формирование патриотического и гражданского чувства посредством включения воспитанников  в активную исследовательскую деятельность по  истории родной страны с и...

Методическая разработка «Квест-игра, как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дощкольного возраста: «Родина моя - Россия»

Актуальность.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (ФГОС ДО) предусматривает использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа....