"Баба Яга как символ русского фольклора и олицетворение сил добра и зла"
статья (старшая группа)

Кошелева Оксана Михайловна

Баба Яга является самым интересным, ярким, древним и самобытным персонажем в русском фольклоре. Пожалуй, нет русской старинной сказки, в которой не упоминается этот персонаж. Баба Яга - противоречивый персонаж, с одной стороны, он страшный, это образ древней старухи, которая живет на краю леса в избушке на куринных ножках, избушки, с которой паутина свисает, с другой стороны это проводник в мир мертвых, который совершает ряд ритуалов: и баню натопит, и чаю нальет и мудрый совет даст. Баба Яга расточительная хозяйка, знающая цену своим предметам: это и скатерть самобранка, и сапоги скроходы, и клубок ниток, ведущий к замку Кощея Бессмертного, и зеркальце, в которое видно дворец Царя Батюшки. Именно к бабе Яге обращаются такие персонажи как Василиса премудрая, Иван царевич, и помогает им. Она дает добрые советы-наставление и раскрывает тайны противника. ей подвластны вихри и вьюги, она знает толк в травах и снадобьях, например толк в живой и мертвой воде. Таким образом , это образ мифологический, древняя хранительница домашнего очага, рода, и домашнего хозяйства. Вместе с Кощеем Бессмертным она тщательно оберегает яйцо, которое является началом жизни и смерти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_baby_yagi_v_folklore.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Образ Бабы Яги  в фольклоре, его место в русских народных сказках, развитие интереса, чувства патриотизма, любви к Родине у старших дошкольников.

                                                                                                                            О.М. Кошелева,

                                                                                                                            Н. А. Лаврова.

                                                                                                     МБДОУ – ЦРР «Рябинушка,  

                                                                                          город Абакан, Республика Хакасия.

«…Чем страшнее Баба Яга – тем интереснее сказка», русское народное высказывание.

 

Нравственное, духовное формирование личности ребёнка происходит путем изучения им общественно-исторического опыта человечества и процесса предметно-практической деятельности, и усвоения норм социально-культурных отношений. Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях, в качестве личности богатырей-героев сказок, нравственных эталонов, принятых в современном обществе. Сегодня, все более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей, самосознание народа. Формирование национальной культуры, возникновение целостной картины мира, и нахождение каждым ребёнком места в нем, как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре, фольклору, русским народным сказкам. Что же такое фольклор?

«Фолькор, с английского языка, - народная мудрость, создаваемая народом поэзия и проза, в которой народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знания жизни, природы, культуры и верования.

Также, фольклор – это народная мудрость, устное народное творчество. Устное, потому, что передается с уст в уста. Народное, потому что, сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество – от слова «Творить», то есть сочинять, придумывать.

     «Бабушка, расскажи мне сказку…» Как часто в детстве произносятся эти слова, полные предвкушения настоящего чуда. И бабушка становится актером, тихо льется ее голос, кажется, она превращается в волшебницу, то в Василису Премудрую, то в незатейливого Иванушку-дурачка, то ленивого Емелю, или злого Кощея, то сварливую Бабу Ягу, костяную ногу.

      Многие из нас не задумывались, для чего нужен образ Бабы Яги в русских народных сказках? Думаете, это лишний, ненужный вопрос? Работая с детьми старшего возраста, мы поставили цель: познакомиться с историей образа Бабы Яги, проанализировать народные русские сказки, выявить роль Бабы Яги в сказках. Так, в процессе исследования мы решили следующие задачи:

1) глубже изучить народные сказки.

2) Познакомиться с историей образа Бабы Яги.

3) Выяснить, всегда ли образ Бабы Яги это отрицательный персонаж?

Объектом нашего исследования являются русские народные сказки, в которых, одно из действующих лиц – Баба Яга.

Предметом исследования – роль Бабы Яги в русских народных сказках.

Гипотеза: Баба Яга – отрицательный персонаж в русских народных сказках.

К сожалению, в нашем сознании, давно закрепилось пренебрежительное отношение к сказкам. Людям, которые часто обманывают, говорят: «Что ты мне сказки будешь рассказывать?», или «Ну вот, рассказал красивую сказочку». Такое негативное отношение к сказкам, от того, что сказки воспринимаются ребёнком как путешествие в мир придуманных, не известных персонажей, рассказ для детей о вымышленных далеких событиях прошлого века.

     Происхождение образа Бабы Яги.

Баба Яга, едва ли не самая популярная «женщина колдунья» из многочисленных волшебных сказок. Известны и другие, менее распространенные ее имена: Ягая, Ягиха, Баба Ягишна, Ягивовна. По некоторым сведениям, такое имя она получила о слова от старинного слова «ягать», в Толковом словаре живого великорусского языка это слово означает «кричать, шуметь, бушевать, браниться. Так же можно найти такой перевод: «яга – род ведьмы, злой дух, под личиной безобразной старухи спрятавшийся.» Существует версия, что Яга родом из Индии, и произошло от слова «Йог» Не случайно «Йоги-отшельники, как и Баба Яга живут вдали от людей и ее ступа очень напоминает индийские жилища.  Другие исследователи утверждают, что Баба Яга перебралась к нам с Севера. Так, жители северных лесов и оленеводы часто ставили свои избы на высокие столбы, что бы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не заносило снегом, таким образом, избушка Бабы Яги отчасти напоминает «Избушку на курьих ножках»

Также считалось, что избушка на курьих ножках, стояла на болоте, вязких местах. Но, ученые доказали, что на болоте Баба Яга появлялась редко, захаживая в гости к водяному, кикиморе. На болоте Баба Яга собирала лягушек и ядовитых грибов и ягод для снадобья и ядовитых отваров. Избушка на курьих ножках, чаще всего встречалась в лесу, на ведьминых, лысых горах.

Одни ученые считают Ягу обычной злой ведьмой. Яга отличалась лютостью натуры, злостью, даже людоедством. Яга ведала сокровищами в лесу, владела сокровищами наводить чары. Другие ученые величают ее древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей вход в потусторонний мир. Образ лесной Яги – ведуньи связан с женщинами-знахарками, отшельницами, которые жили в лесах, собирали лечебные травы, делали целебные снадобья и зелья, помогали тем, кто приходил к ним за помощью. С этой точки зрения Баба Яга предстает как существо, проживающее в гармонии с окружающим ее миром (лес и его обитатели), отсюда и представления о ней, как о хозяйке зверей, и прародительнице всего живого мира. В сказках – Баба Яга – вымышленный персонаж, ее прообразом является славянская богиня смерти.

Впервые в мир сказок ребёнок входит через материнскую напевную колыбельную песню, которая тоже относится к сказкам. Именно она дает первые представления ребёнку об окружающем мире, устанавливая связь между малышом и матерью.

     Сказки для детей не только расширяют представление детей о сказочных героях, раскрывают устройство вселенной и мира, формируют положительные эмоции, но и зачастую переносят детей к конкретным историческим событиям. «Здесь Русский дух, здесь Русью пахнет», - говорят богатыри Русские: Алеша Попович, Илья Мурович, Добрыня Никитич, которые защищали землю Русскую от нашествия Монгольского Ига, показывают нам силу и отвагу в сражениях, и сегодня остаются достойным примером мужества Русского воина, и сквозь века несут нам поучительный смысл.

Как же предки прошлых веков представляли себе мир, вселенную, и какой сказочный персонаж в мифологии самый древний? Так, например, древние предки руссов и славян уподобляли весь известный им мир яйцу, в котором – скорлупа была небом, белок – водой, желток – землей, Это яйцо рассматривалось как начало всех начал, и в аналогичном виде предваряло варианты развития жизни многих других народов. И сносила это яйцо дева-птица, такое представление отражено во многих древнейших устных мифологических преданиях нашего народа, в русских народных сказках. Древнее не может быть сюжетов, чем сказка о курочке Рябе, с ее золотым яйцом, о Жар-птице, или утке, которая несет золотые и серебряные яйца. Отсюда и пошло выражение: «Яйца курицу не учат», не зря в одной из сказок баба Яга, говорит, что смерть Кощея в яйце, так как яйцо искомое начало всех начал. Не будет яйца, не будет жизни. В эти образы заключены представления наших древних предков о порождающей Вселенную великой богине – Деве-птицы, которое откладывает космическое яйцо. По своим главным особенностям образа такой девой-птицей могла быть хозяйка избушки на курьих ножках Баба-Яга в ее древнейшей сути. Она до сих пор приходит из русской сказки в дом к каждому из нас,  из самого умопомрачительного прошлого. Образа, подобного Бабе-Яге не найти ни в одной мифологии мира. В сказке «О трех царствах» или «Бой со змеем на Калиновом мосту» Бабу Ягу называют Змеихой, которая сносит змеиные яйца, и отчасти, ее роль может совпадать с прародительницей вселенной, в народе Бабу Ягу называли змее-девой. В большинстве русских сказок Яга всегда выступает в образе ведьмы, старой, даже древней, злой и вредоносной старухи-колдуньи. «Баба – Яга - сказочное страшилище, большуха над ведьмами. Баба-Яга – костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает, она простоволоса, и в одной рубахе, что верх бесчиния». (В.Даль) Безусловно, первообраз Великой Богини был более привлекательным, и значительно моложе. Так, в некоторых сказках она выступает могучей воительницей и управляя «мечом-кладенцом» бьется с богатырями. Предания заменяется мифами, мифы народными сказаниями и сказками. Но, имя Бабы-Яги сохраняется веками, ее знают во многих народах мира. Без сомнения, Баба-Яга самый древний мифологический образ. Русская Баба-Яга была и хозяйка леса, и «Хозяйкой лысой горы». Там, где стояла ее избушка, всегда среди леса было «Лысое место». Между тем, гениальный А. С.. Пушкин писал: «Там ступа с Бабою Ягой, идет-бредет сама собой, там царь Кощей над златом чахнет, Там Русский дух, …там Русью пахнет».  Старая безобразная старуха – персонаж старинного русского фольклора.  Полным источником сведений о жизни Бабы Яги являются русские народные сказки. Возраст Бабы Яги точно не известен, секрет ее долгожительства не разгадан: то ли это молодильные яблочки, то ли живая вода, то ли кровь молодых красавец, которых доставлял к ней Кошей бессмертный, но факт – она дожила до нашего времени!

      В избе у себя Баба Яга или лежит на печи, или прядет шерсть. Избушка Бабы Яги не простая, а волшебная., могла поворачиваться вокруг своей оси, но почти всегда была обращена передом к лесу. Любому путнику было известно: чтоы войти внутрь, нужно произнести волшебные слова: «Встань по-старому, как мать поставила, К лесу задом, ко мне передом» Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка- рот, с острыми зубами. Служат ей: лягушки, черные коты, гуси-лебеди, а также «Кот-Баюн», вороны и змеи, все существа, в которых уживаются и угроза, и мудрость житейская. Так же на службе у нее три всадника: «черный» - ночь, «белый» - день, «красный» - солнце яркое. Эти всадники Ежедневно проезжают через «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем. Баба Яга – хорошая хозяйка, неслучайно у ней под рукой всегда: ступа, метла, пест все это – орудия женского труда. Она приветливо встречает героя сказки: вкусно угощает румяным яблочком, парит в баньке, дает полезные мудрые советы. Зашедшим к ней мудрым молодцам она помогает добрым словом, напутствием, дает им волшебных помощников. Обязательным атрибутом во многих сказках являются сани, и клубок ниток, иногда она дает в помощь герою сказки гребень, или щетку. Кстати, многие не знают, что у Бабы Яги есть родственники.  Так, Василиса, во всех сказках, приходится ей племянницей. Может быть, потому, ее и  называют премудрой.

     Таким образом, расхожее мнение о злой Бабе Яге ошибочно. Сказочная Баба Яга – это чаще всего, положительная героиня, советчица, и дарительница мертвой и живой воды, молодильных яблочек, скатерти-самобранки, волшебного зеркальца, образ которой складывается из разных деталей. Баба- Яга дает советы добрым молодцам, в том числе, как одолеть Кощея Бессмертного, вручает ценные подарки героям сказок. Так, в сказках «Звериное молоко», «Василиса Прекрасная», сказке о «Молодидьных яблоках и живой воде», «Финист -Ясный Сокол», «Царевна- Лягушка» Баба Яга чаще всего встречает героев сказок вежливо, приветливо. Она ласково обращается к ним: «Голубчик», «Добрый Молодец», «Дитя Милое», «Красна Девица», «Малютка», к Василисе премудрой она обращается: «Племяннушка» Итак, в рассмотренных выше сказках Баба Яга предстает гостеприимной хозяйкой, мудрой, внимательной и заботливой, знающей цену предложенным ей подаркам, помогает героям сказок дельным советом, и щедро их одаривает.

      В большинстве русских сказок  главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, о своем народе, он сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный),  уничтожая зло, устанавливает справедливость в мире. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказки, неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа и малой Родины нужно обязательно вводить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Своеобразным жанром народного творчества является народный праздник, такой как Рождество, Пасха, Масленица, в котором ребёнок самостоятельно принимает участие. На Праздник Пасхи, например, дети, украшают яйца узорами из красок, на Масленицу кушают блины, которыми в детском саду угощают скоморохи. Праздники и развлечения – яркие  и  радостные события в жизни ребёнка. Сочетая различные виды устного народного творчества, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей, расширяют их кругозор, развивают память, речь, воображение, способствуют умственному развитию дошкольников. Из всего вышесказанного мы выбрали следующие приоритеты в работе с детьми:

1) Формировать чувство сопричастности к истории Родины и Родного Края через знакомство с народными праздниками и традициями народа (времена года, погодные явления, поведение птиц и насекомых.)

2) Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве  как нигде сохранились  особенные черты характера, присущие ему нравственные ценности, преставление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбия, верности Родине, патриотизму.

3) Развивать художественный вкус через восприятие красоты традиционных народных промыслов (Посещение выставок, музеев, создание в группе мини-музея культуры) .Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного творчества декоративно-прикладного искусства)

4) Показать глубокий нравственный смысл сказок, отражение в них национального характера, мировосприятия.

Народные русские сказки – мудрые и поучительные, смешнее и грустные, наивные и лукавые, но всегда чарующие, увлекающие в свой волшебный мир, где лягушка – может быть царевной, а золотая рыбка исполняет все желания, а главное, сказки возвращают нас в детство, учат добру и справедливости. Необходимо возвращать русскую народную сказку, опыт и накопленные знания наших предков, ведь без прошлого нет будущего.

Список Литературы:

  1. Бутанаев В.Я. Хакасские народные названия исторических памятников//Вопросы древней истории Южной Сибири. Абакан, 1984.
  2. Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение к истокам Русской Народной культуры: Программа издательства Детство-Пресс, 2004г.
  3. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М: Просвещение,1987.
  4. Русские народные сказки / А.Н.Афанасьев; Научн. Ред.текста. Послесл. И Примеч. В.П.Аникина, 1990г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

«Предвыборная гонка, или сказка о том, как Баба Яга хотела символом года стать»

Сценарий открытия снежных фигур в помещении (при неблагоприятных погодных условиях)...

Конспект музыкального занятия с использованием элементов русского фольклора «Образ Бабы Яги в музыке»…»

Конспект музыкального занятияс использованием элементов русского фольклора  «Образ Бабы Яги в музыке»…»...

Обращение к истокам русского фольклора "Откуда появилась Баба- Яга".

Изучение русского фольклора с элементами познания инсценировки и художественного творчества....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...

06.04.24 Беседа в подготовительной группе "Береза- символ русской природы и символ России"

Беседа о березе ,как о символе русской природы и символе России...