Картотека (прогулки в зимнее время года)
картотека

Цацына Матлюба Муйдиновна

Разновозрастная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_progulki.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека прогулок в разновозрастной группе

                                                                                                                                   Карточка № 1

Тема. Наблюдение за снегопадом.

 Цель. Формировать представление о состоянии воды.

Ход наблюдения. Привлечь внимание детей к падающему снегу:

«Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предложить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку — большую и маленькую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?

Загадка. Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идёт столбом. (С Маршак.)

Д/ игра «Нарисуй узор». Учить рисовать узор палочкой. П/и «С камушка на камушек». Цель. Учить легко приземляться.

«Белые снежинки». Цель. Учить выполнять действия по указанию взрослого.

Труд. Сооружение построек из снега. Цель. Учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место.

Индивидуальная работа: «Большие и маленькие» Цель. Учить детей двигаться в разном темпе. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

Карточка № 2

Тема. Наблюдение за свойствами снега.

Цель. Продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий). Воспитывать познавательный интерес. Учить делать простейшие выводы.

Ход наблюдения. Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный, поэтому надо надевать рукавички. Рассказать, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, так как он рассыпается. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.

Раз шажок, два шажок — Под ногой снежок.

Снег бывает разный:

Чистый, невесомый,

Снег бывает грязный – Липкий и тяжёлый.

Снег летит пушистый,

Мягкий и приятный, Снег бывает рыхлый,

Снег бывает ватный. (Т. Второва.)

Д/игра «Зеркало». Цель. Учить повторять движения за воспитателем, имитируя зимние забавы. П/игры «Снег кружиться» Цель. Учить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом. «Дед Мороз». Цель. Учить выполнять характерные движения, развивать бег, быстроту, воспитывать внимательное отношение к сверстникам. Труд. Сгребание снега с дорожки. Цель. Учить правильно пользоваться лопатками.

Индивидуальная работа. «Попади в круг». Цель. Учить попадать в цель. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

Карточка № 3

Тема. Наблюдение за деревьями.

Цели. Формировать знания о жизни растений зимой. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения. Объяснить детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо беречь, не ломать, не стучать лопаткой по стволу, не наезжать санками. Клёны спят, берёзки спят,

На ветру не шелестят.

Снится им зимой студеной

Летний шум листвы зеленой.

Снится дальняя зарница,

И веселый дождик снится.

Д/игра «Что есть у дерева?» Цель. Учить называть части дерева. П/игры «Найди свое дерево». Цели. Приучать детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве; быстро действовать по сигналу воспитателя.

«Зайцы и волк». Цели. Приучать внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом. Учить ориентироваться в пространстве, находить свое место.

Труд. Подкормка птиц на участке детского сада. Цель. Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.

Индивидуальная работа. Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

Карточка № 4

Тема. Наблюдение за березой и сосной

Цель. Расширять представление детей о деревьях. Воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения. Осмотреть участок, найти знакомые деревья: березку, сосну.

Что есть у деревьев? (Ствол, ветки.) Отметить, что сосна зеленая, а береза без листьев. На каком дереве больше снега? (На сосне.)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна…( С Есенин.)

Д/игра «Назови что находится впереди, сзади от тебя». Цель. Закрепить умение ориентироваться в пространстве от себя. П/игры «Волк во рву». Цели. Учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед; развивать ловкость, быстроту, внимательность.

«Лови — бросай». Цели. Учить ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать мяч двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Труд. Сооружение ледяной дорожки. Цель. Продолжать учить правильно носить снег для постройки, помогать товарищам в выполнении трудовых действий.

Индивидуальная работа. Метание снежков в цель. Цель. Развивать глазомер, ловкость. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

Карточка № 5

Тема. Наблюдение за работой дворника.

Цели. Воспитывать уважение к труду людей; учить приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения. На прогулке обратить внимание детей на работу дворника:

«Посмотрите, как старается, убирает снег, расчищает дорожки, чтобы вам было где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действует лопатой и метлой. Подойти к дворнику и предложить детям рассказать,какие постройки есть у них на участке. Дворник объясняет, что постройки нужно беречь, не ломать их, а участок всегда содержать в порядке. Подсказать детям, что благодарить за работу можно не только словами, но и делами. Предложить помочь. Дворник показывает, как надо действовать лопатами, хвалит ребят за дружную хорошую работу.

Д/игра «Покажи, что я назову».( Нос, рот, уши…)Цель. Закрепит знания об органах чувств. П/игры «Береги предмет». Цель. Учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве. «Мыши и кот». Цель. Учить ходить в кругу. Приучать к соблюдению правил в игре.

Труд. Расчистка территории от снега. Цель. Учить правильно пользоваться лопатками и веничками, доводить начатое дело до конца.

 Индивидуальная работа. Бросание снежков на дальность Цель. Упражнять в метании на дальность правой и левой рукой.

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

Карточка № 6

Тема. Наблюдение за синицей.

Цель: знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. Воспитывать желание заботиться о птицах.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку и проводит беседу.

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-Тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

• Что это за птица?

• Как она выглядит и какого она цвета?

• Чем питаются синицы?

• Как люди заботятся о них?

Д/игра «Назови птицу». Учить различать зимующих птиц.

П/игры «Снежная карусель». Цель. Упражнять в ориентировке на местности. «Воробушки и автомобиль». Цель. Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. Труд. Расчистка дорожек от льда и снега. Цель. Закреплять навыки работы с лопатой.

Индивидуальная работа. «Ловишки с мячом». Цель. Развивать координацию движений.

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

Карточка № 7

Тема. «Что за шум? Что за гам? Прилетели птички к нам!»

Цель. Формировать познавательный интерес в изучении окружающего мира, формировать систему знаний о птицах. Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру.

Ход   наблюдения. Воспитатель обращает внимание детей на кормушку, которая находиться на участке. Какие птицы прилетели к кормушке? (Воробей.) Конечно это воробей, он прыгает и клюёт крошки, посмотрите, он не один, прилетели ещё воробьи. Обратить внимание детей на поведение птиц. Предложить внимательно рассмотреть воробьёв. Что есть у воробушка? (Голова, крылья, хвост, ноги.) Какое у них оперение? (Оперение воробьёв разное: одни с чёрной грудкой, с чёрными щёчками и с белой полоской на крыле, другие однотонные, серовато- коричневые. В стайки собираются одинаковые по цвету воробушки.) Как ходят воробьи? (Познакомить с тем, что воробьи не ходят, они прыгают.) Почему птицы прилетают к людям? (Зимой птицам не хватает еды. Рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, чтобы найти побольше корма.)

Птичьи гнёзда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей.

Холода не испугался,

С нами на зиму остался.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Предложить детям покормить воробьёв. Чем мы будем их кормить? (Семечками, хлебными крошками, пшеном.) Напомнить детям, что птицы очень пугливы, поэтому во время кормления нужно вести себя спокойно, не кричать, не махать руками, иначе птицы обидятся и улетят.

П/игры «Собака и воробьи». Цель. Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить их имитировать их голоса.

«Хитрая лиса». Цели. Упражнять в беге врассыпную; развивать ловкость, быстроту.

Труд. Сооружение ледяной дорожки. Цель. Учить действовать лопатками, сгребая снег, делать ледяную дорожку.

Индивидуальная работа. Маленькие ножки шагали по дорожке. Цель. Упражнять в ходьбе в заданном направлении, подпрыгивании на обеих ногах. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

Карточка № 8

Тема. «Что за важная особа – эта серая ворона!..»

Цели. Расширять представление детей о зимующих птицах. Учить различать их по внешнему виду. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Ход наблюдения. Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком. (Ворона.)

• Как зовут эту птицу?

• Назовите особенности ее внешнего вида.

• Чем она питается?

Одета ворона Голову склонит -

Не хуже барона – Ну, чем не матрона?

Фрак серебристый, Ходит степенно,

Черны рукава. Крылья в бока.

Д/игра «Какой снег». Уточнить представления детей о свойствах снега. П/игры «Встречные перебежки». Цель. Повышать двигательную активность на прогулке.

«По ровненькой дорожке».Цели. Приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать согласованность движения рук и ног, чувство равновесия, ориентировку в пространстве. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Труд. Постройка горки для куклы.

Цель. Воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца

Индивидуальная работа «Попади в обруч». Цель. Развивать меткость, ловкость, выносливость. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Карточка № 9

Тема. «Осторожно, гололёд!»

Цель: Формировать знания детей о сезонном явлении – гололёд. Познакомить со свойствами льда. Учить находить причинно-следственные связи.

Ход наблюдения. Во время гололёда обратить внимание малышей, почему деревья кажутся «стеклянными»? Что за звон мы слышим? (Это на ветру звонко стучат покрытые ледяной коркой ветки.) Объяснить детям, что это приносит вред растениям, когда мокрый снег облепит ветки, его надо стряхивать, пока он не обледенел. Во время гололёда очень тяжело ходить. Почему? (Потому что лёд очень скользкий, гладкий.) А ещё какой? (Твёрдый.) По нему можно кататься на коньках.

«Гололёд»

Гололёд, гололёд!

Едешь задом наперёд

У распахнутых ворот

Две собаки лаются.

Но до драки не дойдёт –

Лапы разъезжаются.

Гололёд, гололёд!

В гости ходу не даёт. Д. Кикин.

Д/игра «Что бывает зимой». Цель. Формировать понятия о признаках зимы. П/игра  «Зайка беленький». Цели. Приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Упражнять в прыжках, развивать двигательные навыки. Воспитывать желание играть в подвижные игры. «Кто бросит дальше мешочек?» Цель. Упражнять в метании, развивать силу рук. Воспитывать желание выполнять физические упражнения.

Труд. Постройка снежного городка. Цели. Учить правильно наполнять ведерко снегом до определенной отметки;  доводить начатое дело до конца, учить работать сообща, не мешать друг другу, развивать двигательную активность. Воспитывать трудолюбие.

Индивидуальная работа. Прыжки на двух ногах с продвижением. Цель. Учить прыгать на двух ногах с продвижением вперед, развивать двигательную активность. Воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

Карточка № 10

Тема. Наблюдение за ветром.

Цель. Продолжать формировать знания об одном из признаков зимы — метели.

Ход наблюдения. Понаблюдать, как ветер поднимает с земли снег. Объяснить детям, что это метель. Обратить их внимание на то, что ветер переносит снег с одного места участка на другое. Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка. С. Маршак.

Д/ игра «Ласковые слова». Цель. Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. П/игры «Лошадки». Цель. Развивать быстроту и выносливость.

«Кати в цель». Цель. Развивать глазомер и точность.

Труд. Расчистка участка от снега. Цель. Совершенствовать трудовые навыки.

Индивидуальная работа. Ходьба по снежному валу. Цель. Развивать равновесие.

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

Карточка № 11

Тема. Наблюдение «Следы на снегу».

Цель. Учить определять следы: детские, взрослые, следы животных, птиц.

Ход наблюдения. Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрослого со следом ребенка.

Кто расхаживал по снегу?

Догадайся-ка по следу!

Каждый снежный птичий след

Затаил в себе секрет.

Вот трёхзубчатые вилы —

Это голуби ходили.

Мелких строчек вереница —

Это прыгала синица.

Каждый снежный птичий след

Рассказал мне свой секрет. (С.Муллабаев.)

Обсудить с детьми это стихотворение. Вместе с детьми насыпать корм в кормушку.

П/игры «По ровненькой дорожке».Цели. Приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать согласованность движения рук и ног, чувство равновесия, ориентировку в пространстве. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Труд. Показать детям, как строить из снега дом для куклы, зверюшки.

Цели. Учить соизмерять величину домика с величиной игрушки; аккуратно и достаточно глубоко вырезать отверстие.

Индивидуальная работа «Попади в обруч». Цель. Развивать меткость, ловкость, выносливость. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

Карточка №12

Тема. Наблюдение за небом.

Цель. Формировать представление о небе. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения. Предложить детям понаблюдать за облаками, напомнив, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед снегопадом? Быстро двигаются облака или медленно? Предложить каждому выбрать понравившееся облако и проследить, куда оно плывет.

Облака, белокрылые лошадки,

Облака, куда вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака. С. Козлов.

П/игры «Ловишки». Цель. Упражнять в беге в разных направлениях.

«Мороз — красный нос». Цели. Учить выполнять характерные движения, подражать животным, развивать бег, быстроту. Воспитывать внимательное отношение к сверстникам.

Труд. Сгребание снега лопатой. Цель. Учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Индивидуальная работа. «Попади в обруч». Цель. Формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5—9 м. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

Карточка № 13

Тема. «Прозрачные стекляшки, узорные висюльки».

Цель: Уточнить знания детей о сезонных явлениях природы – сосульках. Формировать представление о разнообразии состояния воды. Учить находить причинно-следственные связи. Развивать любознательность, наблюдательность.

Ход наблюдения. Обращает внимание детей на свешивающиеся с крыши сосульки. Какие сосульки? (Длинные и короткие, тонкие и толстые, большие и маленькие.) Откуда появились сосульки? (Посмотрите как ярко светит солнышко, оно растопило снег на крыше, он превратился в воду и вода капает вниз. Потом когда солнышко скроется, вода опять замёрзнет и превратится в лёд. Так и растут сосульки день за днём, становятся всё длиннее и толще.) Тают звезды поутру, Ей мороз – родной отец,

Д/игра «Какой снег». Уточнить представления детей о свойствах снега. П/игры «Встречные перебежки». Цель. Повышать двигательную активность на прогулке. «Зайцы и волк». Цели. Приучать внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом. Учить ориентироваться в пространстве, находить свое место.

Труд. Сгребание снега лопатками, расчистка площади для игр. Цель. Учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями. Индивидуальная работа. Упражнения в ходьбе. Ходьба с выполнением заданий взрослого: поворот, обойти предметы, «змейкой».

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

Карточка № 14

Тема. «Здравствуй, ёлочка, зелёная иголочка»

Цель. Формировать представление детей о ели. Учить видеть её красоту. Воспитывать бережное отношение к миру растений.

Ход наблюдения. Воспитатель загадывает загадку:

- Зимой и летом одним цветом. Что это? (Ёлка.) Обратить внимание детей на то, что все деревья стоят голые, одна ёлочка стоит стройная, в зелёном наряде, красуется. Предложить детям потрогать ветки ёлки. Какие веточки на ощупь? (Колючие, ёлочка - пушистая красавица, про неё говорят: «Ёлка, ёлка, колкая иголка.» Иголочки ёлки называются – хвоей, а ветки лапами. У ёлки ветки внизу – длинные, а на макушке – короткие.) Воспитатель обращает внимание детей, что находиться рядом с ёлкой очень приятно, она красива и полезна, её аромат целителен для здоровья. Предлагает попеременно глубоко дышать с открытыми глазами и смотреть на неё.

Ёлка летом просто ёлка: На морозе распушится,

Тронешь ветку — пальцам колко, Под ветрами распрямится,

Паутиной ствол обвит, Вовсе не колючая,

Мухомор внизу стоит. Как цветок пахучая.

Вот когда зима придёт, Пахнет не росой, не мёдом,

Ёлка будто оживёт: Ёлка пахнет Новым годом! (Н.Филимонова.)

Д/игра «Найди дерево». Цель. Учить различать деревья зимой. П/игры «Мороз — красный нос». Цели. Учить выполнять характерные движения, подражать животным, развивать бег, быстроту. Воспитывать внимательное отношение к сверстникам. «Поезд». Цель. Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.

Труд. Построим крепость. Цели. Учить правильно наполнять ведерко снегом до определенной отметки;  доводить начатое дело до конца, учить работать сообща, не мешать друг другу, развивать двигательную активность. Воспитывать трудолюбие.

Индивидуальная работа. Прыжки на двух ногах с продвижением. Цель. Учить прыгать на двух ногах с продвижением вперед, развивать двигательную активность. Воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям

Карточка № 15

Тема. Наблюдение за облаками.

 Цель. Формировать представление детей о небе и различных природных явлениях. Совершенствовать умения вести наблюдения за погодой. Учить отличать состояния неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи). Ход наблюдения. Воспитатель предлагает всем вместе посмотреть на небо, отметить, какое оно? (Чистое, голубое.) Значит погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно хмурое, серое, нерадостное. Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.) Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед снегопадом? (В солнечную погоду облака лёгкие, воздушные, а перед снегопадом они низкие, затягивают всё небо.) Быстро двигаются облака или медленно? Предложить каждому ребёнку выбрать понравившееся облако и проследить, как оно плывёт.

Облака повеселели,

Шубки белые одели

И в неведомые дали

Как лошадки поскакали

По небесному ковру,

Развлекая детвору. (Пиудунен М.)

Д/игра «Зима какая?». Цель. Упражнять в подборе определений к существительным: какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? П/игры «Великаны — карлики». Цель. Учить чередовать ходьбу мелкими и широкими шагами.

«Догони самолет». Цель. Учить быстро бежать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад.

Труд. Постройка снежного городка. Цели. Учить правильно наполнять ведерко снегом до определенной отметки;  доводить начатое дело до конца, учить работать сообща, не мешать друг другу, развивать двигательную активность. Воспитывать трудолюбие.

Индивидуальная работа. Прыжки на двух ногах с продвижением. Цель. Учить прыгать на двух ногах с продвижением вперед, развивать двигательную активность. Воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА

Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в общест...

Прогулка в зимнее время года для детей младшего возраста "Прогулка в лес"

План-конспект физкультурно-оздоровительной прогулки для детей младшего возраста...

Беседы с детьми - Безопасное поведение на прогулке в зимнее время года

Цикл бесед с детьми раннего возраста направлен на формирование у детей культуры безопасного поведения на улице в любой период времени.Задачами бесед являются:1....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА

Цель: познакомить детей с правильным (безопасным) и неправильным (опасным) поведением ребенка на прогулке зимой. Развивать восприятие, внимание, память, мышление детей....

Картотека дидактических игр "Безопасность на прогулке в зимнее время года"

Картотека дидактических игр "Безопасность на прогулке в зимнее время года"...

Картотека подвижных и дидактических игр для прогулки в зимнее время года в средней группе

Картотека поможет быстро подобрать игру, соответствующую данной обстановке....