Проект по исследовательской деятельности «Чудо огород»
методическая разработка

Жеребцова Надежда Алексеевна

Проект по исследовательской деятельности «Чудо огород»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_ogorod.docx48.34 КБ

Предварительный просмотр:

                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                            

                               УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №9 «КАЛИНКА» Г.НАЗАРОВО                              

                                                               КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Организация детской проектной деятельности

                                  Название проекта: «Чудо огород»

Образовательная область. Социально- коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

                                                                                                                    Выполнили: Жеребцова Н.А.

                                                                                                                                            Мракова Н.А.

                                                                      2022 год  

Название проекта: «Чудо огород» 

Тема проекта. Формирование у детей интереса по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Проблемное поле проекта. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.

         Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, как они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность наших воспитанников, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия в группе, для поисково-исследовательской деятельности  посадив  огород на окне, где  дети смогут знакомиться с ростом и развитием растений  в весенний период, выращивая   различные культуры из семян и луковиц.

Педагогические методы, приемы и технологии.

  • Наглядный (рассматривание семян, растений, показ образца-задания, способа действия)
  • Демонстрационный (выставка рисунков, поделок, книже-малышек)
  • Словесный (чтение х/л, описание, объяснения, комментирование хода выполнения игры, указания, распоряжения, вопросы к детям, рассказ, беседа, объяснение, пояснения);
  • Практический (дидактические игры, упражнения, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры, логоритмические упражнения, исследовательские игры, наблюдения).
  • Личностно – ориентированная технология (по И.С, Якиманской)
  • Исследовательская технология (по Г.А. Никишиной – игровая модель познавательного развития ребёнка).

Цель. Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

Задачи.

 - Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде.

- Расширять представление детей о жизни растений.

- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;

- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ;

- Привлечь родителей к активному сотворчеству во время проекта.

- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

- Развивать связную речь детей, словарь.

- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).

- Развивать двигательную активность детей.

- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Личностные качества

- Проявляет любознательность, эмоциональную  отзывчивость к природе, культурным растениям, семенам.

- Стремится  самостоятельно рассматривать культурные растения на картинках, в огороде, в книгах, самостоятельно проявляет желание ухаживать за растениями.

- Способен привлечь внимание взрослого, ребенка к собственной игре с дидактическими играми, к исследовательским играм с использованием круп, семян.

Интеллектуальные качества

- Способен участвовать в совместных с детьми играх, действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания продукта собственной художественно-творческой деятельности.

- Артикулирует звуки сообразно возрасту в произношении речи при рассматривании иллюстраций, огорода.

- Демонстрирует знания в исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.

Физические качества

- Проявляет ручную ловкость в процессе лепки поделок из пластилина.

- Способен к волевым  усилиям (закончить рисунок,  доиграть в игру,  доделать работу в огороде на окне).

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)

Ознакомление  родителей с проектом «Чудо огород». Воспитателями  проводятся консультации, беседы для родителей  о значимости создания проекта и его реализации «Огород для детей - развлекаемся и учимся!»,  «Работа с детьми в огороде  и цветниках», «Проращиваем семена вместе с детьми», «Как приобщить ребёнка к труду», «Не запрещайте ребёнку помогать вам».

         Творческая деятельность детей.

 Занятия творческой деятельностью, будут способствовать отражению знаний, умений у детей,  накопленных в процессе реализации проекта в изобразительной деятельности, а так же речевому развитию (обогатится словарный запас детей, связная речь,  разовьются: мелкая  моторика рук, внимание, мышление, память).

Познавательно- исследовательская  деятельность детей

Дети совместно с воспитателем будут рассматривать семена, с помощью исследовательской работы будут выявлять многообразие и разнообразие посевного материала, научаться их проращивать, сеять, наблюдать за их ростом.  С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений, приобретут  умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, приобретут навыки наблюдения за культурными растениями.

Игровая деятельность детей

Дети совместно с воспитателем и самостоятельно будут играть в дидактические игры, выполнять дидактические упражнения. Участвовать в играх- инсценировках.  Играть в организованные сюжетно-ролевые игры, исследовательские, подвижные, разучивать логоритмические, пальчиковые игры, упражнения.

Ключевые моменты проекта:

Формы работы по введению участников проекта в тему:

  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор, изготовление наглядного материала;
  • атрибуты к играм;
  • систематизация наглядного материала.

Содержание деятельности каждой группы участников проекта по реализации проекта:

Педагог:

  • Коррекция деятельности всех участников проекта.
  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о культурных растениях).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Организация ННОД, развлечений, игр на развитие исследовательской, познавательной, физической  активности.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Создание выставки, презентаций.

Дети:

  • Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
  • Практическая работа в огороде на окне (посадка, уход за растениями, наблюдение).
  • Создание поделок из пластилина, аппликаций, рисунков по теме проекта.
  • Разучивание стихотворений, потешек, логоритмических игр, подвижных игр; рассказывание  сказок.
  • Участие в играх по исследовательской деятельности, в играх инсценировках.
  • Просмотр презентаций.

Родители:

  • Сбор необходимого материала для создания огорода (земля, семена, ёмкости, контейнеры).
  • Изготовление поделок в огород.
  • Ознакомление с консультациями.
  • Изготовление дидактических игр, лэпбуков, книжек - малышек.
  • Закрепление с детьми разучиваемого материала, беседы  по теме проекта.

Итоговое мероприятие: ННОД «Мы садили огород»

Описание продукта, полученного в результате проекта

  • Выставка детских работ по теме проекта.
  • Поделки из пластилина «Овощи большие и маленькие», «Весёлый огород».
  • Аппликации «Стручок», (коллективная) «Зайкин огород».
  • Рисунки «Лук от всех недуг»», «В огороде я росту».
  • Дидактические игры: «Знай овощи», «Что лишнее», «Вершки и корешки», «Что, где растёт?», «Парные картинки».
  • Лэпбуки  «Огород на подоконнике», «Огород – круглый год».
  • Книжки – малышки «Магия овощей».
  • Презентации «Как растёт цветок», «Познакомимся с растениями».
  • «Чудо огород».

Вид проекта:  познавательно - исследовательский

Состав участников:

Дети: младшей группы №5 «Красная шапочка»

Педагоги: воспитатели группы- Жеребцова Надежда Алексеевна, Мракова Наталья Александровна.

Помощник воспитателя: Соловьёва Ирина Анатольевна

Родители.

Интеграция образовательных областей:

№№

пп

Название образовательной

области

Содержание

(краткое)

Задачи

1

Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство)

Чтение художественной литературы.

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Формировать умения передавать свои творческие замыслы через изобразительное искусство.

- совершенствовать технику лепки используя знакомые приёмы (скатывания, сплющивания, вдавливание и др.)

- развивать любознательность, интерес к овладению способами, сюжетно-игровой замысел;

- воспитывать у детей заботливое, бережное отношение к культурным растениям.

2

Речевое развитие

Беседы с детьми и вопросы  по их содержанию (на прогулках, занятиях, в играх,  при посадке и наблюдении за ростениями). Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций, книг, чтение сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта. Заучивание игр, стихотворений, потешек.

Совершенствовать умение играть совместно со сверстниками, общаться в игре, заучивать игры, потешки, слушать и рассказывать сказки, отвечать на вопросы; закрепить и расширить первоначальные знания детей о семенах, культурных растениях, способ их распространения; формировать умение  правильно ухаживать за растениями; формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности; расширить словарный запас детей.

3

Познавательное развитие

Дидактические, логоритмические, пальчиковые игры, СРИ, исследовательские, игры – инсценировки, беседы, рассказы воспитателя. Чтение х/л, рассматривание иллюстраций, выставок, энциклопедий, книжек – малышек, уход за огородом.

Уточнить и обобщить знания детей о культурных растениях,  семенах;

- вызвать познавательный интерес;  

 - развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы;

- развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения;

- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность.

4

Социально-коммуникативное развитие

Выставки, сюжетно ролевые игры, подвижные игры, игры- инсценировки, ННОД.

Формировать у детей интерес к рассматриванию рисунков, поделок, книжек - малышек на выставке;

развивать  первичные навыки в области  искусства,  способность к импровизации, речевой  активности;

воспитывать коммуникативные навыки со взрослыми и сверстниками.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

  • Организация родителей (их ответственность в выполнении заданий и участие в реализации проекта).
  • Изучение нужной литературы по теме проекта.
  • Интернет сайты.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

  • Центр  «Игралочка»

В центр помещены дидактические игры «Узнай овощ», «Что лишнее?», «Фрукты и овощи», «Разрезные картинки», лото – огородные культуры. Лэпбуки; наборы игрушек, картинок «Овощи», «Фрукты»

  • Центр «Познавайка»

Центр пополнился энциклопедиями, иллюстрациями о культурных растениях, семенами подсолнечника, бобовых, зерновых  культур. Помешены игры по исследовательской деятельности «Что в коробочке лежит?», «Переложи фасоль», «Собери фасоль ложкой», «Что в мешочке», «Из чего состоит растение?», «Чьи семена?», «Узнай по вершкам».

  • Центр «Красочки»

В данном центре находятся различные материалы (пластилин, тесто, карандаши, фломастеры, мелки, краски и т.д., шаблоны, раскраски, наборы картинок по теме проекта) где дети могут по желанию выбрать себе материал, для выполнения своей фантазии.

  • Центр «Попрыгунчики»

В данном центре находятся атрибуты к   подвижным  играм «Мышкины запасы»,  «Сеял дедушка горох», «Зайка и капуста», «Кабачок», «Огород у нас в порядке»

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Время года: весна

Продолжительность проекта: долгосрочный (с 01. 03. по 29.04. 2022г.)

№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

- подбор методической литературы;

- подбор наглядного материала для ННОД, дидактических и подвижных игр, пальчиковых, логоритмических,  игр по исследовательской деятельности.

- подбор игр - инсценировок, сказок, стихотворений, потешек;

- подбор материала для выставок;

-  подбор материала для лэпбуков, презентаций.

1 неделя марта.

2

Аналитический

- анализ подобранного материала к играм, занятиям; информации для родителей воспитанников;

- анализ собранной информации для лэпбуков, презентаций;

- анализ тем художественно – творческой деятельности, игровой.

2 неделя марта

3

Практический

Дети. Отражение результата через наблюдение, игровую, познавательную, исследовательскую, художественно-творческую деятельность.

Педагоги. Организация развивающей среды, подбор методической, художественной литературы для детей. Организация всех видов игр представленных в данном проекте, непосредственно образовательной деятельности по интересам детей,  оформление работ детского творчества. Привлечение родителей  в процесс реализации данного проекта.

С 3 недели марта по 4 неделю апреля

.

4

Презентационный

Выставка творческой деятельности детей, книжек- малышек.

«Чудо огород»

3-4 неделя апреля

Организационные формы работы над проектом

№№ пп

Формы работы

Название / тема

Сроки

1

Речевая деятельность детей

Моделирование и поддержание  ситуаций естественного общения во время всех видов деятельности представленных в проекте (играх, занятиях, беседах, развлечениях, наблюдениях и др.)

31.-01.по 04.02. 2022г.

2

Самостоятельная деятельность

ННОД (Слушать беседы, сказки, рассказы воспитателя, стихотворения, потешки; объяснять, отвечать на вопросы, передавать несложное содержание сказок, рассказов, стихотворений). Общение со сверстниками в игровой деятельности.  Рассматривание энциклопедий, лэпбуков, картинок, семян.

 Выполнение практических поручений воспитателя по уходу за растениями в огороде, наблюдение.  

01.-04. 2022г.

3

Взаимодействие с родителями

Проведение консультаций для родителей.  

Родители оказывают помощь  в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне, в  изготовлении поделок  и наглядного материала по теме проекта.

30.01.-04.02 2022г

4

Итоговое мероприятие

ННОД «Мы садили огород»

04.02.2022г.

Список литературы:

         Соломенникова О. С. Ознакомление с природой в детском саду. – М.; Мозаика Синтез, 2010; Иванова А. И. Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. – М.; Мир растений, 2005. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф.; «Мир, в котором я живу», М. 2006 г. 215 с.; Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»; Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г.

         Сказки «Репка», «Пых», «Вершки и корешки», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи» Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Е. Надёжкина «Огуречное семечко», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали».

Использование интернет ресурсов:

https://www.maam.ru/

https://nsportal.ru/

https://www.yandex.ru/search/ 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/

https://infourok.ru/proekt-na-temu-ogorod-na-okne-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-3323185.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект опытно-исследовательской деятельности для старших дошкольников "Огород на окошке"

Тема проекта: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром, привитие трудовых навыков.Цель проекта: Развивать интерес к исследовательской деятельности в процессе выращивания рас...

Проект познавательно-исследовательской деятельности на тему "Чудо - вода"

Проект направлен на достижение следующих результатов: 1 .Повысится познавательный интерес  к  исследовательской  деятельности.2.Сформируются  знания детей о значении воды в на...

Познавательно - исследовательский проект: Наш уголок природы - «Чудо огород на участке»

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проек...

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности "Чудо магниты" (старшая группа)

Познавательско-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста -один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает  окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и...

Проект познавательно-исследовательской направленности «Чудо-огород на окне» во второй младшей группе.

Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности, знакомство с условиями, необходимые для роста растений....

Познавательно – исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо - огород»

Познавательно – исследовательский проектв подготовительной группе«Чудо - огород»...

Презентация познавательно – исследовательского проекта в подготовительной группе «Чудо - огород»

Презентация познавательно – исследовательского проекта в подготовительной группе «Чудо - огород»...