Проект познавательно-исследовательской направленности «Чудо-огород на окне» во второй младшей группе.
проект по окружающему миру (младшая группа)

Калинникова Татьяна Владимировна

Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности, знакомство с условиями, необходимые для роста растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_ogorod_na_okne.docx40.77 КБ

Предварительный просмотр:

Проект познавательно-исследовательской направленности

«Чудо-огород на окне»

во второй младшей группе.

                                 

                                             Разработчик: воспитатель

                                                                первой квалификационной категории

                                                                Калинникова Татьяна Владимировна

 

Самара 2021г.                    

   Дети младшего возраста в течение года хорошо усвоили названия овощей, как они выглядят, каковы на вкус, в каком виде употребляют в пищу (сырые или варёные), а вот откуда берутся семена и как появляются овощи, где растут, какие условия для роста необходимы, знают очень слабо. Проект «Чудо огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.

    Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности, знакомство с условиями, необходимые для роста растений.

  Сроки реализации проекта: среднесрочный, (февраль-май).

  Актуальность проекта:

   Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно — исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка.

   Цель проекта: Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.

   Задачи проекта:

Познавательное развитие: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представление детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорные эталоны.

Социально-коммуникативное развитие: учить бережно относится к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизнь. Воспитывать трудолюбие желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.

Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

Художественно - эстетическое развитие: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета. Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретенные знания и навыки. Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.)  

Предполагаемые результаты: с помощью огорода на окне мы не только расскажем, но и покажем, как можно вырастить из семечка, луковицы, зёрнышка растение, которое будет расти, потом цвести и давать плод. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений (помидор, перец, лук, огурец и т. д.). Узнают и закрепят знания о строении растения. Узнают много интересного о жизни растений. Ребята научатся вести наблюдения и делать первые в жизни выводы.

   План реализации проекта:

   Подготовительный: Изучение методической литературы и сбор информационного материала для создания «Чудо огорода на окне». Составление плана мероприятий для организации детской деятельности. Создание условий для проекта.

   Основной: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (беседы, опыты, наблюдения, эксперименты, творческая деятельность, чтение, рассматривание иллюстраций).

   Заключительный: Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности. Создание альбома-фотоотчета «Чудо огород на окне». Инсценировка сказки «Репка». Обработка и оформление материалов в виде презентации.

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Участвуем в проекте «Чудо огород на окне»».

2. Приобретение оборудования: контейнеры, семена, грунт.

3. Посадка некоторых культур дома с детьми.

Паспорт проекта

Направление

Содержание (с учетом рекомендаций)

Творческое название проекта

              «Чудо-огород на окне»

Вид проекта

познавательно-исследовательский

Разработчик проекта

Калинникова Татьяна Владимировна

Участники проекта

Педагоги, воспитанники, родители

Проблема

Не все дети знают, откуда появляются овощи и что нужно для роста растения

Гипотеза

Овощи можно вырастить только в огороде. Получить урожай можно и без ухода за растением. Достаточно будет  посадить семечко  в землю. 

Цель проекта

Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.

Основные задачи проекта

Познавательное развитие: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представление детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорные эталоны.

Социально-коммуникативное развитие: учить бережно относится к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизнь. Воспитывать трудолюбие желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.

Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

Художественно - эстетическое развитие: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета. Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретенные знания и навыки. Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.) 

Планирование детьми деятельности

-рассматривание иллюстраций книг, предметов декоративно-прикладного искусства;

-расписывание предметов, силуэтов элементами народной росписи;

-лепка из соленого теста и пластилина посуды, птичек

-участие в дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных играх

Ожидаемые результаты реализации проекта

-дети узнают как можно вырастить из семечка, луковицы, зёрнышка растение, которое будет расти, потом цвести и давать плод;

- у детей появится интерес к растениям.

- дети могут различать некоторые виды растений (горох, фасоль, редис, кабачок, огурец и т. д.), узнают и закрепят знания о строении растения.

- научатся вести наблюдения и делать первые выводы.

Характер контактов

внутри группы, в контакте с семьей

Результат, продукт проектной деятельности

Получение рассады для посадки. Фотоальбом  «Наш чудо огород!»

Анализ и оценка результата проекта

Гипотеза не подтвердилась. Некоторые растения можно вырастить и в комнатных условиях.  Это живые организмы. Они дышат, пьют воду, растут. Для благоприятного роста и развития им необходимы постоянный уход и забота.

Перспективы развития проекта

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

   Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

- Формулирует проблему (цель)

-  Формулирует задачи
-  Составляет план деятельности по достижению цели

- Определяет продукт проекта

-  Вводит в игровую (сюжетную)

ситуацию.

-  Вхождение в проблему.
-  Вживание в игровую ситуацию.
-  Принятие задачи.

2. Основной

Образовательные области

Содержание

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Познавательное развитие

НОД «Лук –от семи недуг!», НОД «Сад и огород» , Беседы: «Что такое огород на окне?», «Какие растения можно вырастить на подоконнике?», «Строение растения», «Роль солнца, воздуха и воды для роста растений», «Правила ухода за растениями», «Лук бывает разный…»

- рассматривание иллюстраций книг, энциклопедий о мире растений;

- просмотр презентаций о растениях, выращиваемых в саду и в огороде;

- рассматривание  цветочных, овощных  семян;

- посадка лука, гороха, редиса, кабачка, пшеницы, цветов;

- опыт – наблюдение за ростом лука, семян цветов, гороха, редиса, пшеницы, укропа;

- опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях;

- лепка «Овощи большие и маленькие»;

 - раскрашивание красками «Овощи»;

- рисование «Вырос наш зеленый лук»;

- участие в дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных играх;

-выращивание  совместно с родителями семян кабачка.

Социально-коммуникативное развитие

- Подбор дидактических игр: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Узнай и назови (Овощи и фрукты)», «Угадай на вкус», «Собери овощи в корзинку, а фрукты в вазу», «Что лишнее?», «Скажи ласково!»,

«Путаница».(Собери правильно растение: корень, стебель и т. д.), «Собери пазлы на тему «Овощи».

- Организация сюжетно-ролевых игр:  «Научим куклу Катю ухаживать за растениями на нашем огороде», «Мамины помощники», «Продуктовый магазин»

Речевое развитие

Чтение детям художественной литературы: сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Бобовое зёрнышко»; стихи и загадки об овощах и фруктах, разучивание считалок, потешек, скоговорок.

Художественно-эстетическое

развитие

Проведение изобразительной деятельности: рисование «Вырос наш зеленый лук», раскрашивание красками «Овощи»,      лепка «Овощи большие и маленькие»; аппликация «Овощи»

Физическое развитие

Разучивание пальчиковой гимнастики: «Алые цветки», «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим», «Яблонька», «Репка» Организация подвижных игр: «Круг-кружочек», «Аленький цветочек», «Огуречик», и т.д.                             Комплекс гимнастических упражнений «Удивляемся природе».

3. Итоговый

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

- Организация  инсценировки сказки «Репка».

- Оформление фотоальбома «Наш чудо огород!»

- Обед с витаминной зеленью (лук, петрушка, укроп).

-  Инсценировка сказки «Репка».

-  Составление фотоальбома «Наш чудо огород!»

Список используемой литературы:

1.Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2003.

3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -(Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)

4.  Иванова  А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», М.: 2009 г.

5.  Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.

6.  Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с

Интернет ресурсы: http://eti-deti.com/zagadki-pro-ovoshhi/

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательская деятельность «Снег пушистый лег на ветки» во второй младшей группе Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года, о зимних явлениях, о снеге, о снежинке.ЗадачиОбразовательная:1. Уточнить представления о зимних играх.2. Продолж...

Познавательно – исследовательская деятельность. Экспериментирование с водой: «Маленькие фокусники» во второй младшей группе «Бабочка»

Цель:  Вовлечение детей в элементарную познавательно – исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая-познакомить детей со свойствами воды (вк...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности с элементами детского экспериментирования для детей второй младшей группы "Чудесное превращение воды"

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....

Познавательно-исследовательский проект «Сказочный огород на окне» во второй младшей группе детского сада.

Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности. Знакомить детей с условиями, необходимые для роста растений....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в ходе режимных моментов для детей второй младшей группе Тема: «Тарелочка из глины»

Представлен конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему "Тарелочка из глины"....