Проект познавательно-исследовательской направленности «Чудо-огород на окне» во второй младшей группе.
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности, знакомство с условиями, необходимые для роста растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_ogorod_na_okne.docx | 40.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект познавательно-исследовательской направленности
«Чудо-огород на окне»
во второй младшей группе.
Разработчик: воспитатель
первой квалификационной категории
Калинникова Татьяна Владимировна
Самара 2021г.
Дети младшего возраста в течение года хорошо усвоили названия овощей, как они выглядят, каковы на вкус, в каком виде употребляют в пищу (сырые или варёные), а вот откуда берутся семена и как появляются овощи, где растут, какие условия для роста необходимы, знают очень слабо. Проект «Чудо огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.
Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности, знакомство с условиями, необходимые для роста растений.
Сроки реализации проекта: среднесрочный, (февраль-май).
Актуальность проекта:
Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно — исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка.
Цель проекта: Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.
Задачи проекта:
Познавательное развитие: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представление детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорные эталоны.
Социально-коммуникативное развитие: учить бережно относится к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизнь. Воспитывать трудолюбие желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.
Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
Художественно - эстетическое развитие: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета. Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретенные знания и навыки. Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.)
Предполагаемые результаты: с помощью огорода на окне мы не только расскажем, но и покажем, как можно вырастить из семечка, луковицы, зёрнышка растение, которое будет расти, потом цвести и давать плод. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений (помидор, перец, лук, огурец и т. д.). Узнают и закрепят знания о строении растения. Узнают много интересного о жизни растений. Ребята научатся вести наблюдения и делать первые в жизни выводы.
План реализации проекта:
Подготовительный: Изучение методической литературы и сбор информационного материала для создания «Чудо огорода на окне». Составление плана мероприятий для организации детской деятельности. Создание условий для проекта.
Основной: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (беседы, опыты, наблюдения, эксперименты, творческая деятельность, чтение, рассматривание иллюстраций).
Заключительный: Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности. Создание альбома-фотоотчета «Чудо огород на окне». Инсценировка сказки «Репка». Обработка и оформление материалов в виде презентации.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Участвуем в проекте «Чудо огород на окне»».
2. Приобретение оборудования: контейнеры, семена, грунт.
3. Посадка некоторых культур дома с детьми.
Паспорт проекта
Направление | Содержание (с учетом рекомендаций) |
Творческое название проекта | «Чудо-огород на окне» |
Вид проекта | познавательно-исследовательский |
Разработчик проекта | Калинникова Татьяна Владимировна |
Участники проекта | Педагоги, воспитанники, родители |
Проблема | Не все дети знают, откуда появляются овощи и что нужно для роста растения |
Гипотеза | Овощи можно вырастить только в огороде. Получить урожай можно и без ухода за растением. Достаточно будет посадить семечко в землю. |
Цель проекта | Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях. |
Основные задачи проекта | Познавательное развитие: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представление детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорные эталоны. Социально-коммуникативное развитие: учить бережно относится к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизнь. Воспитывать трудолюбие желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями. Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами. Художественно - эстетическое развитие: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета. Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретенные знания и навыки. Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.) |
Планирование детьми деятельности | -рассматривание иллюстраций книг, предметов декоративно-прикладного искусства; -расписывание предметов, силуэтов элементами народной росписи; -лепка из соленого теста и пластилина посуды, птичек -участие в дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных играх |
Ожидаемые результаты реализации проекта | -дети узнают как можно вырастить из семечка, луковицы, зёрнышка растение, которое будет расти, потом цвести и давать плод; - у детей появится интерес к растениям. - дети могут различать некоторые виды растений (горох, фасоль, редис, кабачок, огурец и т. д.), узнают и закрепят знания о строении растения. - научатся вести наблюдения и делать первые выводы. |
Характер контактов | внутри группы, в контакте с семьей |
Результат, продукт проектной деятельности | Получение рассады для посадки. Фотоальбом «Наш чудо огород!» |
Анализ и оценка результата проекта | Гипотеза не подтвердилась. Некоторые растения можно вырастить и в комнатных условиях. Это живые организмы. Они дышат, пьют воду, растут. Для благоприятного роста и развития им необходимы постоянный уход и забота. |
Перспективы развития проекта | В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. |
Этапы реализации проекта
- Подготовительный
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
- Формулирует проблему (цель) - Формулирует задачи - Определяет продукт проекта - Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. | - Вхождение в проблему. |
2. Основной
Образовательные области | Содержание | |
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
Познавательное развитие | НОД «Лук –от семи недуг!», НОД «Сад и огород» , Беседы: «Что такое огород на окне?», «Какие растения можно вырастить на подоконнике?», «Строение растения», «Роль солнца, воздуха и воды для роста растений», «Правила ухода за растениями», «Лук бывает разный…» | - рассматривание иллюстраций книг, энциклопедий о мире растений; - просмотр презентаций о растениях, выращиваемых в саду и в огороде; - рассматривание цветочных, овощных семян; - посадка лука, гороха, редиса, кабачка, пшеницы, цветов; - опыт – наблюдение за ростом лука, семян цветов, гороха, редиса, пшеницы, укропа; - опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях; - лепка «Овощи большие и маленькие»; - раскрашивание красками «Овощи»; - рисование «Вырос наш зеленый лук»; - участие в дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных играх; -выращивание совместно с родителями семян кабачка. |
Социально-коммуникативное развитие | - Подбор дидактических игр: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Узнай и назови (Овощи и фрукты)», «Угадай на вкус», «Собери овощи в корзинку, а фрукты в вазу», «Что лишнее?», «Скажи ласково!», «Путаница».(Собери правильно растение: корень, стебель и т. д.), «Собери пазлы на тему «Овощи». - Организация сюжетно-ролевых игр: «Научим куклу Катю ухаживать за растениями на нашем огороде», «Мамины помощники», «Продуктовый магазин» | |
Речевое развитие | Чтение детям художественной литературы: сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Бобовое зёрнышко»; стихи и загадки об овощах и фруктах, разучивание считалок, потешек, скоговорок. | |
Художественно-эстетическое развитие | Проведение изобразительной деятельности: рисование «Вырос наш зеленый лук», раскрашивание красками «Овощи», лепка «Овощи большие и маленькие»; аппликация «Овощи» | |
Физическое развитие | Разучивание пальчиковой гимнастики: «Алые цветки», «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим», «Яблонька», «Репка» Организация подвижных игр: «Круг-кружочек», «Аленький цветочек», «Огуречик», и т.д. Комплекс гимнастических упражнений «Удивляемся природе». |
3. Итоговый
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
- Организация инсценировки сказки «Репка». - Оформление фотоальбома «Наш чудо огород!» | - Обед с витаминной зеленью (лук, петрушка, укроп). - Инсценировка сказки «Репка». - Составление фотоальбома «Наш чудо огород!» |
Список используемой литературы:
1.Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2003.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -(Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)
4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», М.: 2009 г.
5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
6. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с
Интернет ресурсы: http://eti-deti.com/zagadki-pro-ovoshhi/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательская деятельность «Снег пушистый лег на ветки» во второй младшей группе Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года, о зимних явлениях, о снеге, о снежинке.ЗадачиОбразовательная:1. Уточнить представления о зимних играх.2. Продолж...
КОНСПЕКТ по познавательно исследовательской деятельности Тема НОД: «Путешествие с куклой Машей» Вторая младшая группа
экспериментирование с водой...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Как спасаются звери от стужи зимой» (вторая младшая группа)
Конспект НОД...
Познавательно – исследовательская деятельность. Экспериментирование с водой: «Маленькие фокусники»во второй младшей группе «Бабочка»
Цель: Вовлечение детей в элементарную познавательно – исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая-познакомить детей со свойствами воды (вк...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности с элементами детского экспериментирования для детей второй младшей группы "Чудесное превращение воды"
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....
Познавательно-исследовательский проект «Сказочный огород на окне» во второй младшей группе детского сада.
Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности. Знакомить детей с условиями, необходимые для роста растений....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в ходе режимных моментов для детей второй младшей группе Тема: «Тарелочка из глины»
Представлен конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему "Тарелочка из глины"....