Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
консультация

Сафронова Татьяна Петровна

К числу важных новообразований раннего детства относится овладение ребёнком предметной деятельностью. Предпосылки её формирования в младенческом возрасте: сложные манипуляции с предметами, овладение некоторыми действиями по показу взрослых (ладушки), перенос усвоенного действия на новый предмет. Но манипуляции направлены лишь на использование внешних свойств и отношений предметов. Так, малыш ложкой действует как палочкой, карандашом, совочком.

В раннем детстве предметы начинают выступать не как объекты, удобные для манипулирования, но и как имеющие определённое назначение и определённый способ употребления. Именно это и отличает предметную деятельность от манипулятивной. Функции предметов открывает взрослый. Деловое общение способствует тому,  что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте. 

В презентации представлены этапы развития игровой деятельности в раннем возрасте и руководство взрослого на каждом этапе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»

Неспецифические действия

  • зрительные действия (рассматривает, вглядывается, наблюдает),
  • оральные (прикасается губами, языком, вкладывает в рот, сосет, лижет, кусает),
  • мануальные (прикасается пальцем, ладонью, захватывает, ощупывает, царапает, перекладывает из руки в руку, поворачивает в руках и т.д..).
  • ребенок учится держать игрушку в каждой руке и перекладывать их – первые манипуляции с предметами.
  • по многу раз повторяет какое-то понравившееся действие:

- стучит предметом по поверхности стола,

- размахивает им,

- двигает предмет, часто даже не глядя на него.

Специфические действия

Образец действия:

  • деятельность в соответствии со значением вещи (расческой по голове).
  • деятельность направлена на результат применения предмета (расчесывание волос зубчиками расчески).

Игры-подражания:

- погремушкой звенеть,

- «попищать» игрушкой-пищалкой,

  • заводить прыгающую игрушку.
  • ребенок укачивает куклу, не обращая внимания на ее положение вверх ногами,
  • ребенок требует ту куклу, которая находилась в руках взрослого.

Соотносящие действия

Элементы соотносящих действий:

  • шарик опускает в миску, снимает колпачки со стержня.

На сборно-разборных игрушках:

  • открывать и закрывать коробочку,
  • включать – выключать свет,
  • собирать и разбирать пирамидку.

Ребенок начинает действовать по словесному указанию взрослого, т.к. стимул  - получить результат.

Соотносит игрушки по величине, форме, потом по цвету.

Орудийные действия

2 вида предметных действий:

  • Ручные действия - предметом действуют так, как самой рукой; предмет становится как бы простым удлинением или просто придатком руки (ложка с функциональной стороны является не более чем продолжением его руки, и конец ее тем верней попадает в рот, чем ближе он к самой руке);
  • Орудийные действия - рука подчиняется требованиям орудийных приемов, как бы подстраивается под предмет-орудие (приемы пользования ложкой: не прямо в рот, но сначала вверх и все время горизонтально).

Освоение предметных действий

1) общая функция предмета, которая задает смысл совершаемого действия,

(действие ребенка палкой определяется смыслом действия – чтобы достать недоступный предмет).

 2) освоение операционально-технической стороны предметного действия в процессе создания ребенком образа действия с предметом.

Построение образа действия с предметом осуществляется в результате разнообразных проб.

Возникновение этого образа знаменует собой конец формирования данного предметного действия.

Процессуальные действия

  • однообразие, «одноактность» и разрозненность игровых действий; отсутствие смысловой связи между ними;
  • содержанием игровых действий является подражание взрослому — ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит с помощью разных игрушек то, что уже делал вместе со взрослым;
  • материалом для игры служат только реалистические игрушки, отображающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребенка;
  • слабая эмоциональная включенность в игру — ребенок часто отвлекается, бросает начатое действие; игровые действия осуществляются равнодушно и как бы автоматически, без каких-либо ярких эмоций и переживаний.

2 типа переноса действий

  1. перенос действия с одного предмета на другой (ребенок научился расчесываться своей расческой, затем  может расчесываться и маминой щеткой, и бабушкиной расческой);
  2. перенос действия из одной ситуации в другую, т.е. ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях (научившись пользоваться расческой, ребенок пытается расчесать маму, куклу, собачку).

В результате происходит:

  • обобщение функции предмета,
  • отрыв действия от предмета и от ситуации.

Это способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отождествлению себя со взрослым.

Игровые действия

  • Действия «понарошку»  только с предметами, похожими на настоящие (могут кормить взрослых или кукол, пользуясь настоящими или игрушечными чашками, ложками);
  • Действия с предметами-заместителями (палочка – ложка, кубик – телефон).

Содержание игр – воспроизведение виденных и усвоенных предметных действий («варят кашу», «укладывают спать», «кормят кукол»).  

Игровые замещения

Этапы приобщения ребенка к игре с игровыми замещениями (с предметами – заместителями):

  1. ребенок не проявляет никакого интереса к замещающим действиям взрослого. Пользуется только реалистическими игрушками по их прямому назначению.
  2. формально подражает действиям взрослого с предметами заместителями, не осознавая смысл замещения.
  3. ребенок самостоятельно воспроизводит отсроченную имитацию замещающих действий взрослого (достаточно точно и полно их копирует и сосредоточен на их выполнении).
  4. наряду с подражательными появляются самостоятельные замещения, представляющие собой вариации действий взрослого. Уже есть действия с предметом-заместителем, но еще нет называния этого предмета игровым именем. 

Условия переименования  предмета новым именем

  • после произведения соответствующего действия,
  • эмоциональная вовлеченность ребенка в игру и в действия взрослого, если взрослый активно выражает свою увлеченность игрой и если ребенок «заражается» этой увлеченностью.

Если же взрослый просто демонстрирует новые действия с предметами и комментирует их, дети ограничиваются подражанием, но никогда не называют предметы новыми именами и не переходят к самостоятельным замещениям.

Сюжетно-отобразительная игра

В игре отражены не только предметные действия, но и человек, действующий определённым образом:

  • одно сюжетное действие («кормит»),
  • несколько взаимосвязанных сюжетных действий («кормит – укладывает спать – гуляет»).

  • действия человека не выделяются из отображаемого ребенком  жизненного явления  (ребенок изображает в игре и шофера и шум мотора);
  • каждое сюжетное действие само по себе имеет свою логику, но комбинируется в произвольной последовательности.
  • появляется ролевое действие – ребенок берет на себя роль, выполняя то или иное действие, НО не называет себя именем взрослых, чьи действия он выполняет, А называет себя собственным именем, чтобы понять, что именно он произвел действие.
  • обозначение игровых действий чужим именем, т.е. ролью. Это и есть возникновение роли (называние куклы (заменителя человека) именем действующего лица, появляется разговор от имени куклы – это зачатки будущей ролевой речи, которая произносится не от «лица» роли, взятой на себя ребенком, а через куклу.
  • Нет явного общения ни с кем, ребенок играет в одиночестве, но его действия одухотворены воображаемым общением и отражают деятельность взрослых.

Именно ситуация общения определяет переход от игры предметной к игре сюжетно-ролевой (речевое сопровождение игры через обозначение действий словом и диалог с игрушкой).

Предпосылки перехода к сюжетно-ролевой игре

  • Появление обобщенных действий,
  • Использование предметов-заместителей.
  • Объединение действий в единый сюжет.
  • Называние себя именем героя.
  • Обогащение содержания игры.



Предварительный просмотр:

«Руководство игровой деятельностью детей раннего возраста»

Неспецифические действия

Роль взрослого:

  • эмоционально общается с ребенком.
  • создает эмоциональный настрой.

Специфические действия

  • показывает образец действий с предметами,
  • поощряет,
  • контролирует формирование показанного действия,
  • воспроизводит понравившееся действие.

Образец действия:

  1. деятельность в соответствии со значением вещи (расческой по голове).
  2. деятельность направлена на результат применения предмета (расчесывание волос зубчиками расчески).

Соотносящие действия

Роль взрослого:

  • Обучает прямым и обратным действиям: открыл-закрыл, вынул – вложил:
  • показ образца,
  • пояснение своего действия,
  • следит, чтобы не отвлекался, понимал смысл сказанного,
  • действие рукой ребенка для развития подражания.
  • взрослый обращает внимание ребенка на результат: получилась матрешка, пирамидка.
  • готовит сюрпризный момент при выполнении задания на сортировку
  • учит соотносить игрушку и аналогичную картинку.

Орудийные действия

Роль взрослого:

  • Только совместная игра взрослого с ребенком на основе подражания.
  • Взрослый – главный партнер.
  • Длительное обучение взрослым под влиянием образца взрослого – прямое вмешательство взрослого.

Функции взрослого:

  1. взрослый дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
  2. организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действия;
  3. через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.

Освоение предметных действий

Роль взрослого:

  • дает образец действия предметом (н-р, палкой можно доставать недоступные предметы),
  • подтверждает правильность действий ребенка пока не сформирован образ действия (пока не научится доставать недоступный предмет).

Это подтверждается своеобразной «прикованностью» ребенка ко взрослому на всем протяжении формирования действия, которая внешне выражается в словах «Так! Так!», в вопросительных взглядах, в поисках помощи и пр.

Процессуальные действия

Роль взрослого:

  • образец игровых действий для подражаний,
  • предлагает разнообразные образцы.

2 типа переноса действий

Роль взрослого:

  • обучает,
  • подсказывает,
  • одобряет, т.е. способствует формированию обобщения (мыслительному образованию),
  • Просит ребенка:
  1. Найти названную игрушку среди контрастных по внешнему виду (зайца среди мячей),
  2. Выбрать игрушку среди похожих по внешнему виду (белого пушистого зайца среди белых пушистых медвежат).
  • Как только ребенок освоит одно действие с куклой, взрослый помогает осуществить перенос действия на другие игрушки, предложив: «Покормил куклу? А теперь покорми кошку!».
  • Для закрепления обобщений предлагает разные сочетания действий:

- Покажи носик у куклы.

- Вытри свой носик.

  • Инициирует игры «Кому что нужно?», «Парные картинки», «Подбери такую же игрушку», ориентируясь на величину и цвет однотипных предметов.
  • Показ инсценировок (покормить, полечить и т.д.).

Игровые действия

Истоки игры только в отношениях со взрослыми.

Роль взрослого:

  • демонстрирует действия с сюжетной игрушкой, открывает назначение игрушки и смысл сюжетного действия, которое понятно ребенку по его личному опыту (накормить, уложить спать, искупать, погулять и т.д.),
  • обогащает жизненный опыт ребенка (наблюдение за игрой старших детей,  за трудом взрослых, привлекает его к самостоятельным действиям по самообслуживанию, на занятиях – показывает кукольный спектакль и инсценировки, обсуждение незатейливых сюжетом книг, иллюстраций),
  • вовлекает ребенка в игру рядом (эмоционально относится к игре, конкретно и понятно действует с пояснением их значимости), предлагая выполнить то же действие со своей любимой игрушкой (воспитатель действует рукой ребенка).

Обогащение игрового опыта:

1.Соединяет два действия в одну сюжетную линию:

«Покормили зайчика. Теперь можно пойти с ним погулять!»

2.Задача  донести до ребенка смысл сюжетной игры:

  1. предлагать сюжетную игрушку, не ставя перед ним конкретную задачу, а лишь перечислив варианты развития игровых действий (Хочешь поиграть с мишкой? А что будешь с ним делать: укладывать спать или танцевать?)
  2. поставить задачу, но не предлагать ему игрушку, а предоставить свободу выбора (хочешь в этой ванночке кого-нибудь покупать? Кого? Выбирай сам!)

3.Ребенок с удовольствием выполняет дополнительные поручения взрослого («Помешай кашу – она горячая»).

Игровые замещения (действия с предметами-заместителям)

Роль взрослого:

  • Совместная игра со взрослым, который передает ребенку способ замещения одних предметов другими.
  • Взрослый на глазах у ребенка играет с реалистичными игрушками и предметами с неопределенным значением, комментируя свои действия словами и пытаясь вовлечь ребенка в свою игру.
  • Включение в развивающую среду:
  • дополнительных атрибутов (расчески, салфетки, полотенца, градусник и т.д.),
  • полифункциолнальных предметов (шарики, палочки, кубики и т.п.).
  • взрослый  - партнер, инициатор продолжения, усложнения, разворачивания игры.

Сюжетно-отобразительная игра

Взрослый руководит с помощью прямых и косвенных приемов:

  • формулируя игровые задачи,
  • показывая  и называя игровые действия,
  • усложняя решение задачи советом дополнительных игровых действий (напоить молоком,  приготовить постель),
  • ставит в условия необходимости использования предметов-заместителей (взять палочку вместо ложки).

Закономерности усвоения предметных действий:

  • предметные действия формируются только в совместной деятельности взрослого и ребенка,
  • смыслом процесса освоения предметного действия ребенком являются отношения, в которые он вступает со взрослым, благодаря им возникает и возникает тенденция  следовать образцу действия, показываемому взрослыми,
  • при освоении предметного действия в первую очередь осваивается функция предмета-орудия, которую ребенок осуществляет совместно со взрослым. Сначала ребенок выделяет общую функцию предмета, которая задает смысл совершаемого действия и лишь затем на этой основе овладевает технической стороной  действия,
  • критерием правильности  употребления предмета-орудия выступает не результат, а соответствие образцу, носитель которого – взрослый,
  • освоение операционно-технической стороны предметного действия осуществляется в процессе создания ребенком образа действия с предметом-орудием,
  • создание ребенком образа действий с предметом-орудием не есть одномоментный акт, оно происходит в результате разнообразных проб,
  • ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, опосредована образом действия, создаваемого самим ребенком в ходе совместной работы со взрослым,
  • процесс формирования образа действия с предметом-орудием есть одновременно процесс отождествления ребенка со взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста"

Раскрыт опыт работы с детьми раннего возраста о значении игры....

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста

В раннем возрасте формируются наиболее фундаментальные способности детей, а игра занимает в жизни ребёнка очень большое место. В данной статье рассматриваются цели и задачи, которые должен ставить пер...

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста

Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. В народной педагогике игра издавна использовалась для воспитания и обучения детей. В играх-потешках, в песенках и стишках,...

Создание условий для развития игровой деятельности у детей раннего возраста

Раннее детство – короткий, но важный период становления личности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффект...

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста в условиях внедрение ФГОС.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования .В тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2016г.-2017г. «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста» .Младшая группа

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2016г.-2017 г. "РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"    ПОДГОТОВИЛ ВОСПИТАТЕЛЬ МЛАДШЕЙ  ГРУППЫ : САМОЙЛОВА Н.С...

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

В данной статье описано, как происходит развитие игровой деятельности у детей раннего возраста....