«Развитие народных традиций посредствам русских народных сказок в младшей разновозрастной группе»
материал (младшая группа)

жилкина наталья давыдовна

"Развитие народнных традицый посредствам русских народных сказок в младшей разновозростной группы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие народных традиций посредствам русских народных сказок в младшей разновозрастной группе».

Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги разрешите представить доклад по теме «Развитие народных традиций посредствам русских народных сказок в младшей разновозрастной группе».

Слайд 2. «Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по  крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».    А.Н. Толстой                      

Слайд 3. Сказка - благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к своему народу, к Родине. Патриотическая роль сказки - в глубине ее содержания; созданные народом образы героев доносят до ребенка могучий творческий дух  народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказки - духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ».

Слайд 4. Целью является применение сказок как средства развития народных традиций у дошкольников, всестороннее развитие творческих способностей каждого ребенка, воспитание личности ребенка в собственной возможности и сглаженными отрицательными переживаниями связанные с речевой неполноценностью.

Слайд 5. Задачи.

1) Развивать речь детей с помощью:

  • Обсуждения народных традиций;
  • Описывания традиций от третьего лица;
  • Рассказывания традиций по кругу;

2) Выявить и поддержать творческие способности.

3) Снизить уровень тревожности и агрессивности.

4) Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

5) Развить умение преодолевать трудности и страхи.

6) Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.

7) Укрепить союз «Ребенок – Родитель – Педагог

Слайд 6. Актуальность  данной темы заключается в том, что сказка – естественная составляющая в повседневной жизни детей.

Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, в свободной деятельности, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль.

Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество

Слайд 7. Слушание сказки наряду с творческими играми выполняет важнейшую роль в формировании нового вида внутренней психической активности, в умении мысленно действовать в воображаемых ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность.

    Ребенок не хочет и не умеет занять позицию стороннего наблюдателя по отношению к описываемым в сказке событиям. Дошкольник обычно занимает позицию внутри изображаемых обстоятельствах, а не вне их. Он любит хорошую сказку; мысли и чувства, вызванные ею, не угасают после того, когда повествование закончено, они проявляются в последующих действиях, рассказах, играх, рисовании.

Слайд 8. Основы русских национальных традиций условно можно разделить на несколько приоритетных направлений:

1. Создание атмосферы национального быта.

2. Все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).

3. Народные праздники и традиции.

4. Русское народное искусство.

5. Русские народные игры.

Слайд 9.

         Именно окружение предметами национального быта, воспитывает в ребёнке чувство красоты, любознательность, пробуждают его душу, помогает с раннего возраста понять, что он – часть великого русского народа.

В устном народном творчестве, как нигде сохранились особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о правде и лжи, храбрости и малодушии, трудолюбии и лени, любви и верности, добре и зле. Яркие эпитеты, текстовые повторы позволяют ребёнку познакомиться с историей русского народа.

Слайд 10.

Русские праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы c детьми. Через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Народное искусство, как проявление творчества народа, близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.

Слайд 11.

 Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания детей, так как радость движения сочетается с их духовным обогащением. Испокон веков  в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Слайд 12. 

Существует несколько приёмов работы с народными традициями в русских народных сказках.

  • Ознакомление с народными традициями в русских народных сказках.
  • Обсуждение традиций.
  • Проигрывание эпизодов с народными традициями, драматизация.
  • Постановка сказок с помощью кукол.
  • Рисование по мотивам сказки.

Слайд 13.

У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и  ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Зинкевич – Евстигнеева считает, что сказку, как лекарство, можно  применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказки становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.

Слайд 14.

В нашем Корниловском детском саду имеются разнообразные сказочные пазлы: «Колобок», «Буратино», «Теремок».
Настольная игра: «Путешествие в мир сказок».
Лабиринты: «Колобок», «Лисичка-сестричка», «Семеро козлят»

настольные игры о сказках, театральные уголки, книги с  народными  сказками.

Слайд 15.Дети с удовольствием участвуют в различных  сказочных  театральных постановках.

Театральные уголки способствуют у детей:
развитию воображения, умению импровизировать; развитию памяти, внимания, выражение основных эмоций; Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся по подгруппам по общим интересам.

Слайд 16.

Уголок  сказок  способствует усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. В них очень ярко даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость.

Слайд 17.

С удовольствие дети играют в дидактические игры такие как «Найти путь к домику зайчика», «Определи, на что похоже», «Назови сказку», «Волшебные вещи», « Сказка из шкатулки» и т.д.

Слайд 18.

         Я считаю, что ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Что бы ребенок стал хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего возраста. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Пополнив знания детей о культуре и быте предков, помогут  прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщить к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

Слайд 19. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "В мир русских народных сказок" (вторая младшая группа)

Цель:1.     Закрепить знания детей о русских народных сказках.Задачи:1.     Закрепить названия ранее прочитанных русских народных сказок.2....

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...

Проект по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Вопрос нравственного  воспитания детей  является  одной  из ключевых  проблем,  стоящих  перед  каждым  родителем, обществом  и государством в целом....

Презентация "Развитие речи детей младшей группы посредством русских народных сказок".

Презентация предназначена для развития речи детей младшей группы; закрепления знаний о русских народных сказках....

Картотека консультаций для родителей по развитию речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, в игровой и художественной деятель...