Конспект "История шахмат"
план-конспект урока (старшая группа)

Ирина Владимировна Ермакова

Конспект занятия по обучению игре в шахматы

для детей старшего дошкольного возраста

 

Тема: Знакомство с историей шахмат

Цель: познакомить детей с историей шахмат

Задачи:

Обучающие:

-познакомить детей с историей появления шахмат;

-расширить знания детей о шахматах как спортивной игре;

Развивающие:

-развивать у детей умение ориентироваться на листе при помощи линейки и карандаша;

-развивать познавательные действия, и познавательные интересы;

-развивать активную речь детей, умение анализировать, делать выводы;

Воспитывающие:

-воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности.

Материал:

1. Наглядные - открытка с изображением короны;

2. Раздаточные – лист бумаги, линейка, карандаш простой

3. мультимедийные - компьютерная презентация

4. Оборудование: фигуры шахмат, шахматная доска, видеоряд: индия, мудрец, разнообразные шахматы востока и запада.

Словарная работа: шахматное поле, правители, раджа, мудрец, восток, запад.

Ход занятия

Инструктор по физкультуре:

- Здравствуйте ребята!

1. Посмотрите, я получила открытку и очень удивилась, тому, что в ней написано.

Кто из вас умеет прочитать открытку?

Какую игру можно назвать королевской и почему? (ответы детей)

Что вы знаете о шахматах?

На самом деле являются ли шахматы королевской игрой?

Вы думаете что да, а я сомневаюсь.

И предлагаю просмотреть слайды, которые помогут нам понять являются ли шахматы королевской игрой или нет?

2. Просмотр презентации «Шахматы»

Комментарии по ходу слайдов.

-Какая самая главная фигура в шахматах? (ответ детей)

-Король, а почему?

(Без короля игры не может быть. Вся игра направлена на защиту короля.)

-Ребята вы знаете, в какой стране появились шахматы?

(ответы детей)

3. Индия

(Они появились в Индии, и называлась игра «Чатуранга».)

Что вы знаете об Индии?

(живут слоны, правители Раджи, живут индийцы, есть йоги) .

4. Рассказ «Притчи о всемогущем Радже и мудреце»

(показ слайдов)

Рассматривание многообразия шахмат востока.

Из каких материалов делали шахматы, как вы думаете? (ответы детей)

Правильно их делали из бивней слонов, из камня, из дерева, из глины.

На востоке правили Раджи, а на западе Короли.

5. Рассказ о мудреце и короле. (В. Гришин)

Просмотр разнообразия шахмат на западе.

Игра «Море волнуется».

Я предлагаю поиграть в игру «Море волнуется», но немного по-другому. Вместо морских фигур нужно изобразить фигуры шахматные, но так чтобы мы их могли узнать.

В игре я предлагаю заменить слова «морская фигура - на чудная фигура», то есть шахматная.

6. Все фигуры располагаются на шахматной доске.

Давайте сначала нарисуем две клетки белую и черную.

Чтобы клетки получились аккуратнее, используйте линейку.

Молодцы у всех получились клетки, а в следующий раз мы попробуем нарисовать всю шахматную доску.

7. Итог. Ребята мы сегодня выясняли: являются ли шахматы королевской игрой?

И какой мы можем сделать вывод?

(ответы детей)

Правильно шахматы это королевская игра потому, что она впервые появилась у правителей - королей, и главная фигура в шахматах - это король.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_istoriya_shahmat_ermakova_iv.docx9.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению игре в шахматы

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Знакомство с историей шахмат

Цель: познакомить детей с историей шахмат

Задачи:

Обучающие:

-познакомить детей с историей появления шахмат;

-расширить знания детей о шахматах как спортивной игре;

Развивающие:

-развивать у детей умение ориентироваться на листе при помощи линейки и карандаша;

-развивать познавательные действия, и познавательные интересы;

-развивать активную речь детей, умение анализировать, делать выводы;

Воспитывающие:

-воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности.

Материал:

1. Наглядные - открытка с изображением короны;

2. Раздаточные – лист бумаги, линейка, карандаш простой

3. мультимедийные - компьютерная презентация

4. Оборудование: фигуры шахмат, шахматная доска, видеоряд: индия, мудрец, разнообразные шахматы востока и запада.

Словарная работа: шахматное поле, правители, раджа, мудрец, восток, запад.

Ход занятия

Инструктор по физкультуре:

- Здравствуйте ребята!

1. Посмотрите, я получила открытку и очень удивилась, тому, что в ней написано.

Кто из вас умеет прочитать открытку?

Какую игру можно назвать королевской и почему? (ответы детей)

Что вы знаете о шахматах?

На самом деле являются ли шахматы королевской игрой?

Вы думаете что да, а я сомневаюсь.

И предлагаю просмотреть слайды, которые помогут нам понять являются ли шахматы королевской игрой или нет?

2. Просмотр презентации «Шахматы»

Комментарии по ходу слайдов.

-Какая самая главная фигура в шахматах? (ответ детей)

-Король, а почему?

(Без короля игры не может быть. Вся игра направлена на защиту короля.)

-Ребята вы знаете, в какой стране появились шахматы?

(ответы детей)

3. Индия

(Они появились в Индии, и называлась игра «Чатуранга».)

Что вы знаете об Индии?

(живут слоны, правители Раджи, живут индийцы, есть йоги) .

4. Рассказ «Притчи о всемогущем Радже и мудреце»

(показ слайдов)

Рассматривание многообразия шахмат востока.

Из каких материалов делали шахматы, как вы думаете? (ответы детей)

Правильно их делали из бивней слонов, из камня, из дерева, из глины.

На востоке правили Раджи, а на западе Короли.

5. Рассказ о мудреце и короле. (В. Гришин)

Просмотр разнообразия шахмат на западе.

Игра «Море волнуется».

Я предлагаю поиграть в игру «Море волнуется», но немного по-другому. Вместо морских фигур нужно изобразить фигуры шахматные, но так чтобы мы их могли узнать.

В игре я предлагаю заменить слова «морская фигура - на чудная фигура», то есть шахматная.

6. Все фигуры располагаются на шахматной доске.

Давайте сначала нарисуем две клетки белую и черную.

Чтобы клетки получились аккуратнее, используйте линейку.

Молодцы у всех получились клетки, а в следующий раз мы попробуем нарисовать всю шахматную доску.

7. Итог. Ребята мы сегодня выясняли: являются ли шахматы королевской игрой?

И какой мы можем сделать вывод?

(ответы детей)

Правильно шахматы это королевская игра потому, что она впервые появилась у правителей - королей, и главная фигура в шахматах - это король.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "

Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]   ОглавлениеПояснительная записка..........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...