Программа "Истоки" младшая группа 2023-2024 год
рабочая программа (младшая группа)

программа "истоки" младшая группа 2023-2024 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_istoki_mladshaya_gruppa.docx44.48 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

протокол № _______

от «___» сентября 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

директор МАОУ «Сосьвинская СОШ»

                  _____________Н .А. Слепцова

приказ № ___  от ___________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ

муниципального автономного образовательного учреждения «Сосьвинская

СОШ» структурное подразделение детский сад «Брусничка»

  «Воспитание на социокультурном опыте»

(Социокультурные истоки в ДОУ)

на 2023-2024 учебный год

Авторы составители:

Воспитатели: Пакина Э.А.

Гындыбина Е

 

  Содержание

1.Пояснительная записка

3 стр.

  1. Цель и задачи программы.

4 стр.

1.2.Ожидаемые результаты.

5 стр.

  1. Календарно – тематическое планирование

 6 стр.

2.1. Перспективное планирование для детей третьего года жизни.

7 стр.

2.2. Перспективное планирование  для детей четвертого года жизни.

10 стр.

3.Работа с родителями.

12 стр.

4. Работа с педагогами.

14 стр.

Заключение.

14 стр.

 Список использованной литературы.

15 стр.










  1. Пояснительная записка.

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально - практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности. Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

 Программа разработана для двух возрастных групп: первая младшая (2-3года), вторая младшая группа (3-4 года). В течение каждого года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса:

  • в первой младшей подгруппе (2-3 года) осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;

во второй группе (3-4 года) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека;

        Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, эстетической, изобразительной и трудовой деятельностью. Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и доказательству и т.д.).

Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности.

Существенной особенностью данной  программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения, таким как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процессе коммуникативных и управленческих навыков.

Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии. Обеспечивая высокий эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества.

Программой предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома «Мои истоки», в ходе работы над которым дети имеют возможность материализовать полученный ими социокультурный опыт (знания, умения, чувства, отношения) с помощью приемов изобразительной деятельности (рисование, составление аппликаций и т.д.).

                                        1.2. Цель и задачи

Цель:

Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

 Задачи:

  • Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
  • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

 

1.4. Ожидаемые результаты

Результатами реализации программы являются:

  •  первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
  • развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
  •  развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
  •  развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
  • развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
  •  создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

 

 





  1. Календарно - тематическое планирование.

Возраст

Темы разделов

Кол-во занятий

Планируемая дата

 проведения

Примечания

Третий  год жизни.

«Любимое имя»

1

Сентябрь

«Доброе слово»

1

Октябрь

«Ласковая песня»

1

Ноябрь

«Праздничная песня»

1

Декабрь

«Любимый образ»

1

Январь

«Образ света»

1

Февраль

«Добрый мир»

1

Март

«Добрая книга»

1

Апрель

«Любимая книга»

1

Май

Всего:

9

Четвертый год жизни

«Дружная семья»

1

Сентябрь

«Домашнее тепло»

1

Октябрь

«Дорога добра»

1

Ноябрь

«Сказочный лес»

1

Декабрь

«Добрая забота»

1

Январь

«Труд земной»

1

Февраль

«Любимая сказка»

1

Март

«Благодарное слово»

1

Апрель

«Светлый праздник»

1

Май

Всего:

9

2.1 Перспективное планирование для детей третьего года жизни

Месяц

Тема

Содержание

Задачи

Сентябрь

«Любимое имя»

1.«Зайка, зайка попляши, свое имя назови»

Игровое упражнение «Назови свое имя». Беседа на тему «Мое имя»

2.«Ласковое имя»

Ресурсный круг «Каким ласковым именем называет тебя мама?»

Игра «Это мое имя»

1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя».

2.Мотивация на совместную деятельность ребенка и воспитателя.

3.Развитие чувства само--ценности у ребенка.

Октябрь

«Доброе слово»

1.«Чудесный сундучок» Работа в круге. Беседа о добром отношении друг с другом.

Чтение рассказа «Как кактус свое получил»

2 «Здравствуй, Катя!»

Сюжетно- дидактическая игра «У нас в гостях кукла Катя».

Ресурсный круг «Доброе слово».

1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Слово».

2.Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

Ноябрь

«Ласковая песня»

1.«Спи моя радость усни»

Разговор с детьми в ходе сюжетно-дидактической игры «Уложи свою любимую куклу спать».

2. «Ласковая песенка»

Ресурсный круг

«Колыбельная песня».

Разучивание песни «Спи моя радость усни»

1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Песня».

2.Развитие умения слушать друг друга

Декабрь

«Праздничная песня»

1.«В лесу родилась елочка»

Оформление страницы альбома: аппликация

«Мы любим нашу елочку» (продуктивная деятельность детей.)

  1. «Наша красавица»

Ресурсный круг

«Новогодняя елочка».

Рисование новогодней елки

1.Дальнейшее наполнение категории «Песня».

2.Развитие мотивации на взаимодействие детей друг с другом.

3.Развитие функции произвольности и умения управлять своими действиями у детей.

Январь

«Любимый образ»

1.«Моя мама».

Ресурсный круг

«Мамочка моя».

Чтение рассказа «Сон о мамах»

2.«Любимый образ» Оформление страницы альбома: рисунок

«Солнышко для мамы».

4.Игра

«Поможем маме»

1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Образ».

2.Формирование способности понимать чувства других людей.

3.Развитие умения проявлять доброе отношение к людям.

Февраль

«Образ света»

1.«Чтобы солнышко светило, радость детям приносило» Разговор в круге о солнышке.

Чтение рассказа «Для чего солнцу равновесие», «Как солнце за полдня плохим стало»

2 «Озорное солнышко»

Игра «Солнышко и дождик».

Ресурсный круг «Позови солнышко»

1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».

2.Развитие умения выражать свои добрые чувства.

3.Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Март

«Добрый мир»

1 «Пришла весна, открывай ворота»

Разговор в круге на тему: «Добрый мир».

чтение «Почему все люди братьями зовутся»

2 «Нет милей дружка, чем родная матушка»

Ресурсный круг «Добрый мир»

3.Игра «Наседка и цыплята»

1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».

2.Развитие мотивации на общение друг с другом.

3.Развитие основы самоутверждения.

Апрель

«Добрая книга»

1.«Репка»

Работа в круге: рассматривание детьми книги «Репка».

Ресурсный круг «Добрая книга».

2.«Дедушкины помощники»

Оформление страницы альбома «Добрая книга»: раскрашивание иллюстрации к сказке

«Репка».

Игра –драматизация

«Репка»

1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией

«Книга».

2.Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге.

3.Развитие умения слышать друг друга.

Май

«Любимая книга»

1. «Книга- лучший друг» Совместное чтение книг.

Ресурсный круг «Моя любимая книга».

  1. Викторина.

Игра-викторина «Угадай название»

1.Дальнейшее наполнение содержанием социокультурной категории «Книга».

2.Развитие взаимодействия детей и воспитателя.

3.Создание позитивного настроя на общение в группе.

2.2 Перспективное планирование для детей четвертого года жизни.

Месяц

Тема

Содержание

Задачи

Сентябрь

«Дружная семья»

1. «Домашнее тепло» Работа в круге: беседа с детьми на тему «Дружная семья».

2. «Мама, папа, я- дружная семья» Работа в паре «Дружная семья».

3.Настольно-печатнаная игра «Семейная прогулка»

(с участием взрослых).

1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Семья».

2.Формирование у детей отношения к семье.

3.Формирование у детей способности договари-ваться, приходить к единому мнению.

Октябрь

«Домашнее тепло»

1. «Семеро по лавкам» Чтение рассказа Л. Нечаева

Игра –драматизация по рассказу Л. Нечаева «Семеро по лавкам».

  1. «Дом- моя крепость»

Ресурсный круг «Домашнее тепло».

Оформление страницы альбома: раскрашивание иллюстрации к рассказу «Семеро по лавкам».

1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья».

2.Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким.

3. Развитие умения слушать друг друга.

Ноябрь

«Дорога добра»

1.«По дороге с облаками» Работа в круге: беседа с детьми на тему «Куда ведут пути-дороги».

2. «Вместе весело шагать…» Игра-лабиринт «Дороги добра».

Работа в паре «Дороги добра».

1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Родные просторы».

2.Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. 3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Декабрь

«Сказочный лес»

1. «Снегурушка и лиса». Работа в круге, рассказывание сказки

2. «Сказочный лес» Работа в паре «Сказочный лес».

Игра-драматизация по сказке «Снегурушка и лиса».

1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы».

2.Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе.

3.Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению.

4.Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Январь

«Добрая забота»

1. «Плачет киска в коридоре, у нее большое горе…» Разговор в круге на тему «Как мы заботимся о животных?»

Работа в паре «Добрая забота».

2.«Вышла курочка гулять Оформление страницы альбома: рисунок «Накорми цыплят».

Игровое  инсценирование песни «Вышла курочка гулять»

1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной».

2.Воспитание у детей доброго отношения к животным.

3.Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению.

Февраль

«Труд земной»

1. «Труд землян»

Работа в круге: чтение детям рассказа К.Д. Ушинского «На что тебе?». Воспитатель читает рассказ, дети находят иллюстрации.

2. «Чему доброму научили вас взрослые?» Ресурсный круг.

1.Дальнейше наполнение социокультурной категории «Труд земной».

2.Воспитание у детей уважения к труду.

3. Развитие мотивации детей на трудовую деятельность.

Март

«Любимая сказка»

1.Викторина «Угадай сказку».

2. «Моя любимая сказка»

Дидактическая игра с кубиками «Собери картинку из сказки».

Ресурсный круг «Моя любимая сказка».

Оформление страницы альбома: «Любимый сказочный герой»

1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души».

2.Воспитание у детей интереса и любви к сказке.

3.Развитие умения работать в паре.

Апрель

«Благодарное слово»

«Волшебное слово»

Разговор в круге о любимой игрушке.

Ресурсный круг «Благодарное слово».

«Когда говорят  спасибо? »

Оформление страницы альбома: рисунок на тему «Сегодня мне подарили…». Игры с подаренными игрушками.

1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души».

2.Развитие взаимодействия детей и взрослых.

3. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким.

Май

«Светлый праздник»

1.«Во поле березка стояла» Художественно-игровая деятельность детей.

Ресурсный круг «Доброе слово березке».

2.Белая береза. Оформление страницы альбома «Украсим березку»

1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души».

2.Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.

3.Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

3.Работа с родителями.

Возраст 2-3 года

№ темы

Тема занятия

Школа для родителей

1

Любимое имя

Занятие №1

План

1. 1. Информация о целях и содержании воспитательной программы.

2. 2. Отечественные традиции имя наречения. Выступление воспитателя.

2. 3. Ресурсный круг «Имя моего ребенка»

Литература:

  1. 1. Полуянов И.Д. Деревенские святцы. – М.: ТШБ, 1998,
  1. 2. Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 3-е, исправленное. – М.: ТШБ, 2001 г.;

3. Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 4 касса общеобразовательных учебных заведений. – М.: ТШБ, 2002 (с. 37-40).

2

Доброе слово

Занятие №2 План

1. Слово – главный инструмент воспитания в дошкольном возрасте. Выступление воспитателя.

2. Чтение текста «Семья и слово»

3. Работа в паре «Родительское слово»

Литература:

1. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-Пресс, 1996 г.

  1. А.В. Камкин. Истоки: Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 3-е, исправленное. – М.: ТШБ, 2001 г.
  2. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть 1. Остров духовной жизни. – М.: Школа – Пресс, 1999.

3

Ласковая песня

Родительское собрание на тему «Педагогическая мастерская Тема: Воспитание милосердия»

4

Праздничная песня

Консультация «Роль песни в воспитании ребенка»

5

Любимый образ

Занятие №3

План

  1. Мать – первая воспитательница детей. Выступление воспитателя
  2. Чтение родителями статьи А.Владимирова «О маме».

3. Ресурсный круг «За что я благодарен маме?»

Литература:

  1. Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: ТШБ, 2002 (С. 9-17).
  2. Владимиров А. Брак и семья. Мама. Этика и психология семейной жизни, с. 56.

6

Образ света

Консультация «Значение духовно-нравственного воспитания»

7

Святой образ

Анкета для родителей «Воспитание милосердия»

8

Добрая книга

Письменное размышление родителей на тему «Помогают ли испытания страдания быть милосердным к другим»(изготовление книги из изложений)

9

Любимая книга

Игровой сеанс «Любимая книга»


Возраст 3-4 лет

№ темы

Тема занятия

Школа для родителей

1

Дружная семья

Занятие №1

План

  1. Общение взрослых и детей и его влияние на создание благоприятного микроклимата в семье. Выступление воспитателя
  2. Чтение родителями фрагмента из книги В.Белова «Лад»

3. Ресурсный круг «Дружная семья»

Литература:

Белов В.И. «Лад», ч. 1, Мир семьи. Подворье (любое издание).

2

Домашнее тепло

Семейный конкурс «Моя семья»

3

Дорога добра

Анкета «Основы нравственности»

4

Сказочный лес

Занятие №2

План

1. Об авторитете. Выступление воспитателя.

2. Чтение родителями статьи А. Макаренко «О родительском авторитете»

3.. Работа в четверке «Авторитет ложный и истинный»

Литература:

Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. - М.: Педагогика, 1984 г. – т.4., с. 65-72

5

Добрая забота

Беседа «Дети разные нужны, дети разные важны»

6

Праведный труд

Занятие №3

План

1. О значении труда в жизни человека. Выступление воспитателя.

2.Чтение родителями ст. К.Д. Ушинского

3. Ресурсный круг «Почему важно приучать ребенка к труду?»

Литература:

Ушинский К.Д. Труд в его воспитательном значении. Педагогические сочинения в 6 т.: Педагогика, 1988.- т ., с.

7

Любимая сказка

Изготовление родителей с детьми мини книжки про любимую сказку

8

Благодарное слово

Рекомендации для родителей «Развитие положительных эмоций детей по средствам благодарного слова»

9

Светлый праздник

Занятие № 4.

План

1. Работа в группе «Стратегии развития семьи»

2. Ресурсный круг для родителей по итогам года «Что было наиболее значимым для вас в ходе реализации воспитательной программы?»


4.     Работа с педагогами

Для повышения компетентности педагогов в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и внедрения в работу нетрадиционных форм взаимодействия с родителями был составлен план работы по духовно-нравственному воспитанию детей с педагогами МАОУ «Сосьвинская СОШ» структурное подразделение детский сад «Брусничка».

Работа с педагогами проводиться 1 раз в квартал.

Работа

Задачи

1

Слайд -презентация «Духовно нравственное воспитание в детском саду»

Заложить основы по духовно-нравственному воспитанию с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с детьми и родителями.

2

Показательное занятие «Доброе слово»

Познакомить воспитателей с методами работы по духовно нравственному воспитанию

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово».

Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

3

Мастер- класс «Рождественская игрушка»

Познакомить воспитателей с традициями праздника Рождество.

Приобщение к нетрадиционной техники выполнения праздничного подарка- игрушки.

4

Тестирование «Значение духовно- нравственного воспитания в детском саду»

Выявление усвоения духовно нравственных основ при воспитании детей в детском саду.

                                                     

                                                            Заключение

Работая по Программе «Социокультурные истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным.

Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.


                                                Литература:


  1. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки: Программа для начальной школы (1-4 классы) – Истоковедение. - Т. 1. – М.: ТШБ. 2001.
  2. Концепция регионализации образования на основе истоковедения. – Истоковедение. - Т. 1 – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 МЛАДШАЯ ГРУППА 2023 – 2024 Г.

тематическое планирование по образовательным областям...

планы взаимодействия с другими специалистами старшая группа 2023-2024 год

План взаимодействия с психологомПлан взаимодействия с музыкальным руководителемПлан взаимодействия с физ.инструктором...

Комплексно – тематическое планирование старшая группа 2023 – 2024 уч. год.

Комплексно – тематическое планирование старшая группа 2023 – 2024 уч. год....

Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы 2023-2024

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской деятельности стар...

Рабочая программа образования детей 4- 5 лет, средняя группа 2023-2024

Составлена на основе Федеральной образовательной программы ДО...