Рекомендации по проведению родительского собрания в ДОУ
консультация

Рекомендации педагогам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Извлечение из книги «Детский сад и семья: взаимодействие по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
(авт. Е. С. Евдокимова, Е. А. Кудрявцева, Н. В. Додокина).

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями свою популярность сохраняют групповые родительские собрания.

Известно, что групповые родительские собрания – целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада. Действительно, чтобы успешно воспитывать ребенка, родителям важно знать особенности воспитательно-образова-тельной работы с детьми в детском саду. Однако и педагогам не менее важно постигать особенности семейного воспитания.

Обращение к истокам слова «собрание» показало, что цели его бывают разные (совещание, решение дел, беседа, увеселение – по определению В. И. Даля) и предполагают обоюдную активность сторон.
Синонимами слова «собрание» являются: собор, сходка, сходбище, скопление, стечение, скопище, съезд, свидание, наплыв, конгресс, конференция, митинг, консилиум и др.

К сожалению, истинный смысл собрания (встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах
и найти способы решения, узнать о достижениях друг друга) нередко искажается педагогами. Ведя собрание и воздействуя на родителей воспитанников из самых лучших побуждений, педагоги не замечают, что используют в своем выступлении слова-распоряжения, приказы, действующие раздражающе на тех, кто слушает:
нужно, должен, сделайте, принесите, сдайте, слушайте, что я Вам говорю, и т. д. Такое общение педагогов и родителей на собрании можно рассматривать как общение
не слышащих друг друга людей. Указанный стиль проведения собрания утратил свое значение!

Нельзя продолжать думать, что «выступление перед родителями с докладом» – хороший способ разговора о воспитании ребенка. Это «слепое пятно» традиционной педагогической деятельности важно помочь обнаружить, осознать и двигаться дальше – к продуктивному общению, к диалогу. Современному педагогу детского сада необходимо учиться слушать и слышать родителей (а также своих коллег);  понимать невербальный язык сообщения и адекватно на него реагировать; учиться передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь.      

Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными  ценностями, эмоциями, обмен опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей. Педагог, находящийся в диалоге, не будет диктовать, навязывать свой взгляд, он дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания. Он будет ориентирован на выявление интересов, чувств родителей, внимательное восприятие высказываемых идей, способных объединить взрослых в коллектив единомышленников.

Диалог порождает новый смысл собрания – собрание-встреча партнеров! Такое собрание не может быть для галочки в плане работы педагога и  формальным времяпровождением для родителей. Собрания-встречи  имеют ресурс стать событием для семьи и детского сада.

Встреча – это событие-переживание, проживание нескольких часов вместе, полезных часов действия; это – объединение равных; это – признание множественности истин, это – открытость целевых установок; это – удивление и одобрение; это – поиск ответов на вопросы; это – опыт взаимодействия, это – возможность критически отнестись к ситуации, к себе. Такие собрания целесообразно проводить как годовой круг родительских встреч, каждая из которых решает свои задачи и наполнена смыслом.

Примерная тематика родительских собраний:

• Возрастные особенности  детей. Задачи воспитания и обучения детей.

• Здоровый ребенок.

• Мир детской игры.

• Социальный мир отношений.

• Как общаться с ребенком?

• Семейные традиции.

• Эмоциональное развитие детей.

• Растим детей патриотами.

• Летний отдых в семье.

• Ребенок и дорога.

• Скоро в школу.

Методические рекомендации по проведению собраний-встреч[1]*

Собрания-встречи могут проходить в разных формах и носить интригующие названия (дискуссионные качели, круглый стол с острыми углами, вечер вопросов и ответов, встречи отцов, встречи мам, семейные гостиные, диспуты и т. д.).

Информацию для собраний-встреч необходимо отбирать в логике заявленной темы, продумывая способы ее подачи. (Это важно, поскольку на слух воспринимается лишь 25 % информации!)

За несколько дней до встречи (не менее недели)  родителям предлагается обратить внимание
на
 объявление, в котором указываются тема и форма собрания. Цель встречи формулируется так, чтобы родители понимали значимость и важность этого события. В объявлении указываются время, место, регламент собрания-встречи. Важно приготовить индивидуальные приглашения, украшенные с помощью детей. С родителями, которые не смогут прийти на встречу, в последующем проводится индивидуальная беседа.

В приемной комнате и других помещениях, в которых ежедневно бывают родители, а также для самого собрания необходимо подготовить наглядный материал: оформить в соответствии с темой витрины, уголки для родителей, организовать выставку продуктов детской деятельности, стенды
с описанием индивидуальных достижений воспитанников, выставку методической литературы по вопросам воспитания дошкольника (в том числе в электронном виде), видеоматериалы.  

Важно продумать время начала собрания и регламент (не дольше полутора часов), о чем сообщается родителям в начале встречи, место проведения и расположение родителей в помещении. Диалогу способствует размещение родителей за столами, поставленными в круг либо полу-кругом.

Собрания-встречи можно проводить в методическом кабинете, музыкальном зале, спортивном зале, экологической студии и других помещениях. Раздвигая границы восприятия детского сада, воспитатели и специалисты помогают родителям понять значение этих помещений для организации педагогического процесса.

С родителями необходимо поговорить о том, где будут находиться дети в момент собрания-встречи. Если у родителей нет возможности оставить их дома, воспитатель совместно с администрацией детского сада решает вопрос занятости детей и их питания на этот вечер. Важно не забыть
и о том, что большинство родителей приходят на собрание после работы, поэтому целесообразно предложить в начале встречи чай, конфеты,  печенье.

Необходимо также продумать место временной раздевалки для родителей, заранее предупредив их о сменной обуви.  

В течение встречи важно соблюдать законы диалога, не нарушая права родителей на обратную связь с ведущим собрание педагогом.

Важно следить за временем и завершить собрание-встречу в  установленное время. (Цените
и уважайте свое время и время ваших коллег-родителей!) Если какой-то вопрос останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу либо обсудить его в формате консультации, тренинга. Необходимо использовать подобные ситуации или специально создавать их и держать интригу для дальнейших встреч.

Собрание-встреча принесет родителям и воспитателям новое знание о себе и о другом, если в нем примет участие педагог-психолог, владеющий следующими методами взаимодействия с родите-лями:

  • Метод групповой дискуссии, повышающий психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющий выявить индивидуальные стереотипы в воспитании. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций.
  • Метод видеокоррекции, суть которого состоит в проигрывании  заданий, при этом ведется или представляется сделанная ранее видеозапись поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, которая затем просматривается и анализируется.
  • Метод игры, который помогает моделировать и воспроизводить ситуации проблем воспитания детей, а также проблем взаимодействия в триаде «ребенок – педагог – родитель».
  • Метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий. После выполнения задания проводится самоанализ и анализ.
  • Метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, помогает прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы  на основе сотрудничества.
  • Метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье,  обществе, вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека,
    в том числе и собственного ребенка.

Воспитатели нередко переживают по поводу того, что не все родители откликаются на предложение прийти на консультацию, собрание, родительскую конференцию: «Им же так нужны эти знания!», «Кому, как не этой семье, нужно было прийти на собрание!».

Чтобы информация дошла до того, кому она предназначена (маме и папе, бабушке и дедушке),
ее необходимо повторять. Именно при повторе создается ее избыточность, гарантирующая полноту восприятия.

Какие же функции должно выполнять родительское собрание-встреча?

1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса в ДОО, с примерными образовательными программами, их целями и задачами.

2. Психолого-педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т. д.

3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (праздники, конкурсы, экскурсии, походы и т. п.).

4. Совместное решение организационных вопросов (организация развивающей среды группы,  прогулочного участка, совместного праздника, ремонта группы и др.).

5. Переживание, проживание нескольких часов вместе, полезных часов действия; это объединение равных; это признание множественности истин, это открытость целевых установок; это удивление
и одобрение; это поиск ответов на вопросы; это опыт
 взаимодействия, это возможность критически отнестись к ситуации, к себе.

6. Согласование, координация, интеграция усилий дошкольной организации и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой, физически здоровой личности ребенка.

7. Повышение педагогической культуры родителей.

8. Сплочение родительского коллектива.

9. Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей.

10. Пропаганда успешного опыта семейного воспитания.

11. Профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери.

12. Подведение итогов совместной деятельности воспитателей, детей и родителей.

Подготовка и проведение собрания-встречи.

С чего начинается подготовка к родительскому собранию-встрече?

1. Определение темы-проблемы. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют. Много тем можно почерпнуть из социально-педагогической диагностики семей вашей группы; то проблемное поле, которое покажет диагностика семей, может стать кругом тем собраний-встреч на год, а может быть, и на весь период пребывания дошкольника в детском саду.

2. Следующий шаг – это определение цели-результата собрания. Организующим собрание-встречу необходимо знать: зачем вы проводите эту встречу? что будет являться главным, ведущим
в вашем общении? каких результатов в общении вы хотите достичь? к каким выводам вы будете устремлять участников собрания встречи?

Цель-результат – это предполагаемый прогноз итога собрания-встречи.

3. Содержание собрания-встречи необходимо выстраивать в логике проблемного поля, поставленного в целевой части. 

4. Далее следует определить форму проведения собрания-встречи. Собрания могут проводиться в форме лекции (в роли лектора – педагог, психолог, врач), дискуссии, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т. д.

5. Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания-встречи, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы, книги, дидактические пособия, результаты продуктивной деятельности детей.

Важно установить время проведения собрания и подготовить помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников. Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно. Такое оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения собрания-встречи.

6. Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести собрание, – педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, психологом, медицинскими работниками, поварами. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если
в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.

7. Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем.

8. Воспитателю необходимо помнить, что родительское собрание-встреча, на котором происходит личная встреча с родителями его воспитанников, – важное средство формирования мнения пап
и мам о дошкольной организации.


[1]* Новый взгляд на родительские собрания. Встреча партнеров / авт.-сост. Е. А. Кудрявцева, О. Б. Балберова. Волгоград: Учитель, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Полезная информация для воспитателей по проведению родительских собраний....

рекомендации для педагогов по проведению родительских собраний

В рекомендациях вы можете познакомиться с упражнениями, которые помогут начать родительское собрание, познакомиться с родителями, провести подготовительную работу с родителями....

Презентация "Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания"

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания могут использоваться воспитателями, как один из методов взаимодействия с семьями воспитанников по повышению качества дошколь...

Рекомендации родителям: «Играем пальчиками и развиваем речь». (Проведение родительского собрания)

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно р...

Рекомендации по проведению родительских собраний

Родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей....

Методические рекомендации по проведению родительских собраний.

Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями свою популярность сохраняют групповые родительские собрания.Известно, что групповые родительские собрания – целесообразная и...