Методические рекомендации по проведению родительских собраний.
статья

Злобина Ольга Николаевна

Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями свою популярность сохраняют групповые родительские собрания.

Известно, что групповые родительские собрания – целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада. Действительно, чтобы успешно воспитывать ребенка, родителям важно знать особенности воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Однако и педагогам не менее важно постигать особенности семейного воспитания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению родительских  собраний.

Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями свою популярность сохраняют групповые родительские собрания.

Известно, что групповые родительские собрания – целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада. Действительно, чтобы успешно воспитывать ребенка, родителям важно знать особенности воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Однако и педагогам не менее важно постигать особенности семейного воспитания.

Обращение к истокам слова «собрание» показало, что цели его бывают разные (совещание, решение дел, беседа, увеселение – по определению В. И. Даля) и предполагают обоюдную активность сторон.
Синонимами слова «собрание» являются: собор, сходка, сходбище, скопление, стечение, скопище, съезд, свидание, наплыв, конгресс, конференция, митинг, консилиум и др.

К сожалению, истинный смысл собрания (встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы решения, узнать о достижениях друг друга) нередко искажается педагогами. Ведя собрание и воздействуя на родителей воспитанников из самых лучших побуждений, педагоги не замечают, что используют в своем выступлении слова-распоряжения, приказы, действующие раздражающе на тех, кто слушает: нужно, должен, сделайте, принесите, сдайте, слушайте, что я Вам говорю, и т. д.

 Такое общение педагогов и родителей на собрании можно рассматривать как общение не слышащих друг друга людей. Указанный стиль проведения собрания утратил свое значение!

Нельзя продолжать думать, что «выступление перед родителями с докладом» – хороший способ разговора о воспитании ребенка. Это «слепое пятно» традиционной педагогической деятельности важно помочь обнаружить, осознать и двигаться дальше – к продуктивному общению, к диалогу. Современному педагогу детского сада необходимо учиться слушать и слышать родителей (а также своих коллег);  понимать невербальный язык сообщения и адекватно на него реагировать; учиться передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь.      

Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными  ценностями, эмоциями, обмен опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей. Педагог, находящийся в диалоге, не будет диктовать, навязывать свой взгляд, он дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания. Он будет ориентирован на выявление интересов, чувств родителей, внимательное восприятие высказываемых идей, способных объединить взрослых в коллектив единомышленников.

Диалог порождает новый смысл собрания – собрание-встреча партнеров! Такое собрание не может быть для галочки в плане работы педагога и  формальным времяпровождением для родителей. Собрания-встречи  имеют ресурс стать событием для семьи и детского сада.

Встреча – это событие-переживание, проживание нескольких часов вместе, полезных часов действия; это – объединение равных; это – признание множественности истин, это – открытость целевых установок; это – удивление и одобрение; это – поиск ответов на вопросы; это – опыт взаимодействия, это – возможность критически отнестись к ситуации, к себе. Такие собрания целесообразно проводить как годовой круг родительских встреч, каждая из которых решает свои задачи и наполнена смыслом.

Примерная тематика родительских собраний:

• Возрастные особенности  детей. Задачи воспитания и обучения детей.

• Здоровый ребенок.

• Мир детской игры.

• Социальный мир отношений.

• Как общаться с ребенком?

• Семейные традиции.

• Эмоциональное развитие детей.

• Растим детей патриотами.

• Летний отдых в семье.

• Ребенок и дорога.

• Скоро в школу.

Методические рекомендации по проведению собраний-встреч.

Собрания-встречи могут проходить в разных формах и носить интригующие названия (дискуссионные качели, круглый стол с острыми углами, вечер вопросов и ответов, встречи отцов, встречи мам, семейные гостиные, диспуты и т. д.).

Информацию для собраний-встреч необходимо отбирать в логике заявленной темы, продумывая способы ее подачи. (Это важно, поскольку на слух воспринимается лишь 25 % информации!)

За несколько дней до встречи (не менее недели)  родителям предлагается обратить внимание на объявление, в котором указываются тема и форма собрания. Цель встречи формулируется так, чтобы родители понимали значимость и важность этого события. В объявлении указываются время, место, регламент собрания-встречи. Важно приготовить индивидуальные приглашения, украшенные с помощью детей. С родителями, которые не смогут прийти на встречу, в последующем проводится индивидуальная беседа.

В приемной комнате и других помещениях, в которых ежедневно бывают родители, а также для самого собрания необходимо подготовить наглядный материал: оформить в соответствии с темой витрины, уголки для родителей, организовать выставку продуктов детской деятельности, стенды
с описанием индивидуальных достижений воспитанников, выставку методической литературы по вопросам воспитания дошкольника (в том числе в электронном виде), видеоматериалы.  

Важно продумать время начала собрания и регламент (не дольше полутора часов), о чем сообщается родителям в начале встречи, место проведения и расположение родителей в помещении. Диалогу способствует размещение родителей за столами, поставленными в круг либо полукругом.

Собрания-встречи можно проводить в методическом кабинете, музыкальном зале, спортивном зале, экологической студии и других помещениях. Раздвигая границы восприятия детского сада, воспитатели и специалисты помогают родителям понять значение этих помещений для организации педагогического процесса.

С родителями необходимо поговорить о том, где будут находиться дети в момент собрания-встречи. Если у родителей нет возможности оставить их дома, воспитатель совместно с администрацией детского сада решает вопрос занятости детей и их питания на этот вечер. Важно не забыть
и о том, что большинство родителей приходят на собрание после работы, поэтому целесообразно предложить в начале встречи чай, конфеты,  печенье.

Необходимо также продумать место временной раздевалки для родителей, заранее предупредив их о сменной обуви.  

В течение встречи важно соблюдать законы диалога, не нарушая права родителей на обратную связь с ведущим собрание педагогом.

Важно следить за временем и завершить собрание-встречу в  установленное время. (Цените и уважайте свое время и время ваших коллег-родителей!) Если какой-то вопрос останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу либо обсудить его в формате консультации, тренинга. Необходимо использовать подобные ситуации или специально создавать их и держать интригу для дальнейших встреч.

Собрание-встреча принесет родителям и воспитателям новое знание о себе и о другом, если в нем примет участие педагог-психолог, владеющий следующими методами взаимодействия с родителями:

  • Метод групповой дискуссии, повышающий психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющий выявить индивидуальные стереотипы в воспитании. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций.
  • Метод видеокоррекции, суть которого состоит в проигрывании  заданий, при этом ведется или представляется сделанная ранее видеозапись поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, которая затем просматривается и анализируется.
  • Метод игры, который помогает моделировать и воспроизводить ситуации проблем воспитания детей, а также проблем взаимодействия в триаде «ребенок – педагог – родитель».
  • Метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий. После выполнения задания проводится самоанализ и анализ.
  • Метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, помогает прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы  на основе сотрудничества.
  • Метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье,  обществе, вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека,
    в том числе и собственного ребенка.

Воспитатели нередко переживают по поводу того, что не все родители откликаются на предложение прийти на консультацию, собрание, родительскую конференцию: «Им же так нужны эти знания!», «Кому, как не этой семье, нужно было прийти на собрание!».

Чтобы информация дошла до того, кому она предназначена (маме и папе, бабушке и дедушке),
ее необходимо повторять. Именно при повторе создается ее избыточность, гарантирующая полноту восприятия.

Какие же функции должно выполнять родительское собрание-встреча?

1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса в ДОО, с примерными образовательными программами, их целями и задачами.

2. Психолого-педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т. д.

3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (праздники, конкурсы, экскурсии, походы и т. п.).

4. Совместное решение организационных вопросов (организация развивающей среды группы,  прогулочного участка, совместного праздника, ремонта группы и др.).

5. Переживание, проживание нескольких часов вместе, полезных часов действия; это объединение равных; это признание множественности истин, это открытость целевых установок; это удивление
и одобрение; это поиск ответов на вопросы; это опыт взаимодействия, это возможность критически отнестись к ситуации, к себе.

6. Согласование, координация, интеграция усилий дошкольной организации и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой, физически здоровой личности ребенка.

7. Повышение педагогической культуры родителей.

8. Сплочение родительского коллектива.

9. Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей.

10. Пропаганда успешного опыта семейного воспитания.

11. Профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери.

12. Подведение итогов совместной деятельности воспитателей, детей и родителей.

Подготовка и проведение собрания-встречи.

С чего начинается подготовка к родительскому собранию-встрече?

1. Определение темы-проблемы. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют. Много тем можно почерпнуть из социально-педагогической диагностики семей вашей группы; то проблемное поле, которое покажет диагностика семей, может стать кругом тем собраний-встреч на год, а может быть, и на весь период пребывания дошкольника в детском саду.

2. Следующий шаг – это определение цели-результата собрания. Организующим собрание-встречу необходимо знать: зачем вы проводите эту встречу? что будет являться главным, ведущим в вашем общении? каких результатов в общении вы хотите достичь? к каким выводам вы будете устремлять участников собрания встречи?

Цель-результат – это предполагаемый прогноз итога собрания-встречи.

3. Содержание собрания-встречи необходимо выстраивать в логике проблемного поля, поставленного в целевой части.

4. Далее следует определить форму проведения собрания-встречи. Собрания могут проводиться в форме лекции (в роли лектора – педагог, психолог, врач), дискуссии, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т. д.

5. Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания-встречи, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы, книги, дидактические пособия, результаты продуктивной деятельности детей.

Важно установить время проведения собрания и подготовить помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников. Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно. Такое оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения собрания-встречи.

6. Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести собрание, – педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, психологом, медицинскими работниками, поварами. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если
в планах стоит выступление родителей, необходимо, хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.

7. Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем.

8. Воспитателю необходимо помнить, что родительское собрание-встреча, на котором происходит личная встреча с родителями его воспитанников, – важное средство формирования мнения пап и мам о дошкольной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Примерные комплексы зрительной гимнатсики.

Целью методических рекомендаций  «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в  формировании у детей дошкольного возраста  представлений о необходимости  ...

Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений

Пополнение и уточнение словаря не должны быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лексико-грамматических занятиях необходимо делать на грамматическое оформление слов...

Методические рекомендации при проведении обследования связной монологической речи, до начала специального

Методические рекомендации при проведении обследования связной монологической речи, до начала специального обучения детей. Обследование состояния связной монологической речи проводится при по...

Методические рекомендации по проведению релаксации с детьми

Подборка релаксационных упражнений с детьми - дошкольниками для использования в условиях детского сада...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ДЕТСКИХ РАБОТ

Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГА...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ДЕТСКИХ РАБОТ

Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГА...

Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы.

Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы...