Главные вкладки

    Материал по логопедии (подготовительная группа) по теме:
    Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений

    Пополнение и уточнение словаря не должны быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лексико-грамматических занятиях необходимо делать на грамматическое оформление слов. Только таким путем можно решить проблему коррекции лексико-грамматических нарушений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

             

    Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений

            К моменту начала обучения в подготовительной группе словарь дошкольников с ОНР составляет примерно 1,5 – 2 тысячи слов и наряду с преобладающим количеством существительных содержит достаточное для общения число обиходных глаголов и общеупотребительных прилагательных.

            По предположению Н.С.Жуковой, лексическая основа воспринимаемых и употребляемых детьми слов выступает для них как яркий постоянный раздражитель, связанный с конкретным предметом, действием и пр., в то время как префиксы, суффиксы, окончания представляют собой физиологически более слабый раздражитель, который значительно хуже воспринимается детьми с речевым недоразвитием. Видимо, по указанной причине предметный словарь дошкольников оказывается «переобогащенным» по отношению к этапу их речевого развития, на котором задача пополнения лексического запаса уже не является первоочередной в работе логопеда. Поэтому пополнение и уточнение словаря не должны быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лексико-грамматических занятиях необходимо делать на грамматическое оформление слов. Только таким путем можно решить проблему коррекции лексико-грамматических нарушений.

             Логопед не должен ограничивать лексику занятия данного профиля никаким обобщающим понятием, а тем более выносить это понятие как тему. Таким образом, исключается лексическая замкнутость, а словарь ребенка может пополняться без ограничений.

            Темой логопедического занятия при таком подходе становится одна из лексико-грамматических категорий, требующих коррекции у детей с ОНР. Это позволяет целиком сосредоточить восприятие детей на изучаемой грамматической форме.

             При изучении грамматических тем, разумеется, не требуется, чтобы дети знали грамматическую теорию. Нужно, чтобы они улавливали некоторые общие закономерности в строе услышанных фраз, а также, чтобы воспринимали и указывали неточности, сознательно допущенные педагогом.

             При изучении определенной темы важно также делать произносительный акцент на элементах, являющихся носителями грамматического значения (окончании существительного или прилагательного, предлоге, приставке и т.п), чтобы усилить их восприятие детьми.

             Подбор лексического материала для занятия должен быть свободным в фонетическом плане, т.е. он может содержать звуки, еще не скорректированные в произношении детей. Например, на занятии по теме «Именительный падеж множественного числа существительных» могут присутствовать не  только легкие в произносительном плане слова: коты, кубики, но и слова, фонетически сложные: моря, паспорта, учителя, адреса, деревья, ручьи – тем более, что их окончания являются нетипичными и поэтому важны для практического употребления детьми.

             В каждом лексико-грамматическом занятии полезно использовать индивидуальный наглядный материал. С его помощью логопед может контролировать усвоение детьми знаний и навыков, повышать активность дошкольников.

      Овладение правилами словообразования является буквально неограниченным источником самостоятельного обогащения ребенком своего словарного запаса. Для детей с отставанием или отклонениями в речевом развитии овладение основными правилами словообразования представляет большую сложность, которую необходимо преодолеть.  

    Наиболее распространенными и доступными детям дошкольного возраста способами словообразования являются следующие:

    1. образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов (ДОМ – ДОМИК)
    2. образование имен прилагательных при помощи уменьшительных суффиксов (БЕЛЫЙ – БЕЛЕНЬКИЙ)
    3. образование относительных прилагательных. Эти прилагательные образуются от имен существительных и чаще всего обозначают тот материал, из которого сделан предмет (БАНКА ИЗ СТЕКЛА – СТЕКЛЯННАЯ)
    4. образование притяжательных прилагательных. Образуются от имен существительных и обозначают принадлежность той или иной части тела или какого-то предмета определенному животному или человеку (ХВОСТ У ЛИСЫ – ЛИСИЙ, ТАПОЧКИ МАМЫ – МАМИНЫ)
    5. образование наречий от имен прилагательных (БЫСТРЫЙ – БЫСТРО).
    6. образование глаголов при помощи приставок. Этот способ словообразования заключается в том, что к корневой части глагола добавляются различные приставки, изменяющие его основное значение (ХОДИТЬ – УХОДИТЬ – ПРИХОДИТЬ – ОБХОДИТЬ – ПЕРЕХОДИТЬ – ВХОДИТЬ – ЗАХОДИТЬ). Дети, не владеющие этим способом словообразования и не понимающие смыслового значения глагольных приставок, чаще всего употребляют один глагол ХОДИТЬ, что не позволяет им правильно и точно выражать свои мысли.
    7. образование имен существительных при помощи приставок (СВЕТ – РАССВЕТ), а нередко и одновременно при помощи приставок и суффиксов (ВОДА – НАВОДНЕНИЕ)
    8. образование сложных слов. К ним относятся слова, состоящие из двух и более корней (ПАРОВОЗ). Очень важно, чтобы дети понимали их значение и на практике овладели общим принципом их образования.

    Применение дидактических игр может способствовать более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Например, в игре «Вкусный сок» дети усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

    Игра «Вкусный сок».

    Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

    Материал: наглядная схема, изображающая стакан с соком, вокруг него - изображения фруктов, ягод.

    Инструкция логопеда: «Я люблю яблочный сок. А ты? Какой сок любит Вова?»

    Ход выполнения задания. Логопед, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему.

    Примерные ответы детей: «Я люблю сливовый сок. Вова любит апельсиновый сок».

    Практика проведения занятий показывает, что усвоение знаний, умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения логопедом различных видов дидактических игр и игровых ситуаций в процессе обучения.

    Включение дидактических игр в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.

          На занятиях можно использовать специальные дидактические упражнения в стихотворной форме – рифмовки:

    *             БЫСТРЕНЬКАЯ речка,                            О розе мы скажем БЕЛАЯ,

                   ГОРЯЧЕНЬКИЙ чаёк,                                А о розочке – БЕЛЕНЬКАЯ.

              ТЕПЛЕНЬКАЯ печка,                О кошке мы скажем СЕРАЯ,

              СЛАДЕНЬКИЙ медок.                                 А о кошечке – СЕРЕНЬКАЯ.

    *        Ложка из дерева – ДЕРЕВЯННАЯ.                На лугу трава – ЛУГОВАЯ,

            Ложка из олова  - ОЛОВЯННАЯ.                В поле цветок – ПОЛЕВОЙ.

            Воротник из меха – МЕХОВОЙ,                В лесу полянка – ЛЕСНАЯ,

            Шарфик из шерсти – ШЕРСТЯНОЙ.        В речке песочек – РЕЧНОЙ.

    Литература

    Ткаченко Т.А.  Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: Гном и Д, 2001.

    Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.- М.: ООО «Творческий Центр Сфера», 2005.

    Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб.: Дельта, 1998.

    Жукова Н.С. Формирование устной речи. «Социально-политический журнал». Ассоциация «Гуманитарий! – М., 1994.


    МДОУ № 12

    ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

     ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ

    С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

            Логопед: Войченко Е.Н.


    ЭКСПРЕСС – ТЕСТ уровня сформированности речи у дошкольников

    Словообразование и словоизменение

     

    В этой игре слова  изменяются по образцу. Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова. Каждый раз, переходя к другой модели, внимание ребенка необходимо активизировать. Среди слов могут попадаться бессмысленные слова (квази- слова), слова «тарабарского» языка. Если ребенок освоил отрабатываемую лингвистическую модель, то и эти слова он, не задумываясь, будет изменять по этой модели.

    1). Книга – книги           2). Стул – стулья              3). Рот - рты

         Чашка –                         Перо -                             Лев -

         Нож –                           Копье -                            Огурец -

         Компьютер –                 Ком -                               Конец -

         Вук -                             Вуло -                              Бармалец –

     

    4). Лев – львица – львенок – львята

         Тигр –

         Лиса –

         Медведь –

         Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата

         Еж –

         Бокр –

     

    5).Шкаф – шкафчик           6). Яблоко - яблочный

        Цветок –                            Виноград -

        Стул –                                Апельсин -

        Ларец –                              Морковь -

        Помидор –                          Бумага -

        Кар -                                   Вода –

     

    Можете проверить – как ребенок справляется с трудными случаями.

         Мех – из меха какой? – меховой

         Слива – из сливы какой? -

         Груша – из груши какой? -

         Молоко – из молока какой? -

         Свекла – из свеклы какой? -



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе "Буми в гостях у ребят"

    Занятие для детей 6-7 лет с ОНР. На данном занятии в игровой форме  дети закрепляют умение образовыватьотносительные прилагательные и учатся использовать их в связной речи...

    Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе "Лунтик в гостях у ребят"

    Закрепление лексико-грамматических представлений, формирование навыка связного непрерывного логического высказывания....

    Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

    Фронтальное занятие по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР...

    Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе детей с ОНР

    Здесь представлено фронтальное лексико - грамматическое занятие в подготовительной к школе группе по теме "Посуда"...

    Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе детей с ОНР

    Здесь представлен конспект фронтального занятия посовершенствованию лексико-грамматических представленийв подготовительной группе детей с ОНР по теме "Мебель"...