Говорящая среда
материал (подготовительная группа)

Нянькина Ольга Викторовна

Говорящая среда в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govoryashchaya_sreda.docx14.44 КБ

Предварительный просмотр:

Говорящая среда в ДОУ

Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. Хотелось бы дополнить: и окружающая ребенка среда — игровое пространство. В детском саду дети проводят большую часть дня, и мы — педагоги, стремимся использовать инновационные подходы и принципы построения развивающего пространства. Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребенку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей среды». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс. Технология «развивающей среды» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-пространственной среде детского сада. Цель «Говорящей среды»: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада. Задачи «Говорящей среды»: – создать условия для проявления познавательной активности детей – создать условия для творческого самовыражения – создать атмосферу эмоционального комфорта – «рассказать» детям о теме образовательного проекта, который реализуется в данное время. В детском саду, всем известно, дети проводят большую часть времени. Здесь они общаются, играют, исследуют и познают. Развивающая среда — это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить групповое помещение дошкольного учреждения, своеобразный живой экран. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда в моей группе организована таким образом, чтобы отвечать потребностям и интересам детей, предоставлять им свободу для получения опыта и знаний. «Говорящая среда» детям рассказывает о теме дня, недели, проекта. Значительная часть демонстрационного материала и результатов деятельности детей и родителей соответствуют теме реализуемого в данное время проекта. Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где расположено в нашей группе, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи. Родителям «говорящая среда» рассказывает, чем наполнена жизнь детей в детском саду. Мне, как педагогу, «говорящая среда» рассказывает об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с ними. Уголок настроения учит детей понимать свое настроение, свои эмоции и чувства. У детей старшего дошкольного возраста возникает желание участвовать в трудовой деятельности. В уголке дежурства дети сами писали на магнитной доске, кто дежурит сегодня. Также дежурный заполнял какое сегодня число, месяц, год, день недели. Дети с удовольствием участвуют в оформлении интерьера группы к праздникам: Дети самостоятельно обозначали центры активности: Оформляли стенгазеты по проектам: Дети с удовольствием готовили сюрпризы друг другу, поздравляли с днем рождения... Ребята подписывали свои шкафчики в раздевалке, рисовали автопортрет или портрет своего друга. Все вместе мои воспитанники учились шить и вышивать и даже вышили платочки в подарок мамам! Ребята самостоятельно организовали выставку своих работ: Дети придумали и изготовили с помощью брошюратора (помощь воспитателя) тематические книжки-малышки… В подготовительной группе дети весь год создавали и заполняли личные портфолио. Сами рисовали, раскрашивали, вырезали, клеили, заполняя все рубрики, которые они, кстати, и придумали. В конце года, на выпускном празднике, всем были торжественно вручены эти первые «документы»! Не было предела радости и гордости детей за свои достижения!.. Такая, правильно организованная, «говорящая среда» дает детям возможность почувствовать себя в своем пространстве полноправными хозяевами, проявить активность и инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой личный вклад в общее дело. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении должна соответствовать всем принципам развивающего пространства ДОУ, быть содержательно-насыщенной , развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а также, обязательно, «говорящей»! Эта, проверенная практикой технология, дает огромный положительный результат в решении задач всестороннего развития ребенка — физическом и духовномразвитии в целом,будет способствовать формированию познавательных интересов, трудовых навыков, воображения, и просто правильного позитивного человеческого роста и общения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детская типография" руками детей, как элемент "говорящей среды". Использование "Детской типографии" в подготовке к обучению грамоте.

Использование набора «Детская типография»   в подготовке к обучению грамоте. "Детская типография" руками детей.    Коллеги, хочу познако...

Создаем дидактические пособия своими руками. Речевые кубики "Речь:плюс" и наш аналог - кубики из картона , как элемент "говорящей среды".

              Уважаемые коллеги, хочу представить вам интересный набор речевых кубиков «Речь:плюс» издательство "Народное образование" и...

Технология "Говорящая среда"

quot;Говорящая среда"...

Консультация "Говорящая среда"

Говорящая среда - один из элементов предметно-развивающей среды (РППС)...

«Говорящая среда» как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей»

Освещение практического опыта  работы по теме: «Говорящая среда» как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей»...

Элементы "Говорящей" среды

Выступление из опыта работы...

СТАТЬЯ. «Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В статье рассказывается , что "Говорящая среда" даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную з...