Конспект прогулки по ЭКО-тропе "В гостях у Эколёнка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Габитова Зельфире Ринатовна

В данном файле размещен материал по экологическому воспитанию детей в возрасте 5-6 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_progulki_po_ekotrope_v_gostyah_u_ekolyonka.docx47.87 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Вы знаете, что такое тропа?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно, тропа, тропинка-это пешеходная дорожка. Как вы думаете, что такое экологическая тропинка?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Экологическая тропа - это прогулочный маршрут, который состоит из определенных станций, и на каждой из них живут природные существа-растения: травы, цветы,  деревья, кустарники; насекомые, птицы. На нашей площадке тоже есть экологическая тропа, по которой мы сегодня будем путешествовать. Ну, что, отправляемся в путь?!

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Вот мы и пришли. Как вы думаете кто это?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Да, правильно. Это хозяин тропы - Эколёнок «Шалун» и он пригласил нас в гости.  Давайте поздороваемся с ним. Он нас очень ждал и приготовил письмо, давайте прочитаем письмо?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Станция №1. Текст письма «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эколёнок «Шалун» - я хозяин экологической тропы под названием «В гостях у Эколёнка». Эколята - это защитники природы. У меня есть братья и сестры, с которыми я вас обязательно познакомлю.  Я самый озорной и шустрый малыш. Я люблю веселые игры, которых знаю великое множество. Мне всегда нравится узнавать что-то новое и неизвестное, а моя жёлтая шапочка с дубовым  листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке я подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик. Сегодня я приглашаю вас на прогулку по своим тропинкам, где вас ждет много нового и интересного. В пути вам пригодятся знания. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу. Совершать путешествие по станциям и выполнять задания, которые вы найдете на каждой остановке экологической тропы. А в конце пути вас будет ждать приятный сюрприз. Желаю вам удачи!» Ну, что готовы к путешествию?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Давайте, внимательно посмотрим на маршрут экологической тропы (рассматриваем маршрут).  Где мы сейчас находимся? Как вы думаете, какая это цифра и куда нам идти дальше?

Дети: ответы детей.  

Воспитатель: Молодцы. Какая по счету это станция?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вторая по счету станция (полный ответ).  А кто может прочитать, что тут написано? 

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Да, это станция №2 «Академия Эколёнка». Смотрите, здесь есть письмо. Прочитаем его?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Станция №2 «Ребята, на этой станции, я хочу вас  познакомить со своими братьями и сестрами.  Заходите в Академию и посмотрите вокруг. (Воспитатель: Где они?).  Мы, сказочные герои «Эколята». Это моя сестра: «Умница» - самая серьезная, в розовой шапочке, моя сестра «Ёлочка» - весёлая и общительная и мой младший брат-жёлудь - «Тихоня».  Все мы живем в «Академии Эколёнка» и помогаем вам знакомиться с миром природы».

Воспитатель: Вы слышите, где то играет музыка? (под музыку появляется турист). Вы кто?

Турист: Я турист. Гулял, заблудился и не пойму, куда я попал. Ребята, где я? А что вы здесь делаете?

Дети: ответы детей.

(Достаёт конфету, съедает её, выкидывает обёртку на пол. Выпивает бутылку с водой и выбрасывает).

Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, разве можно мусорить на экотропе?

Дети: ответы детей.

Турист: Подумаешь, а куда мне выкидывать мусор?

Воспитатель: Ребята, скажите, что делать туристу в таком случае?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Мусорных контейнеров на экотропе нет. Поэтому все, что ты принес должен забрать с собой. 

Турист: Ой, какие вы скучные... То - нельзя... это - нельзя!...

Воспитатель: Да вовсе мы не скучные. Оставайся с нами и посмотри, как у нас интересно. Но для начала нужно убрать мусор на полянке. (Собирает мусор).

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Пойдешь с нами на прогулку по экотропе?

Турист: Да, я очень хочу.

Воспитатель: Итак, давайте посмотрим на маршрут. Куда нам двигаться дальше?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Какая по счету это станция?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Отлично, третья по счету станция. Что тут написано?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Станция №3 «Школа безопасности Эколёнка». А что обозначают эти знаки?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:  Правильно, что можно, а что нельзя делать в природе. А как вы думаете какое здесь будет задание?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Открываем письмо?

Дети: ответы детей.

 Воспитатель: Станция №3 «Дорогие мои друзья, мне очень хочется узнать, как хорошо вы знаете правила поведения в природе. Для этого мы с вами поиграем в игру, которая называется «Разрешается, запрещается». (Возьмите, пожалуйста, каждый из вас по 2 кружочка красного и зеленого цвета. Встаньте в рассыпную.)  Я буду вам говорить правила, если вы считаете, что это разрешается в природе - то поднимаете зеленый цвет, а если запрещается то, красный цвет. Готовы?! Рвать цветы, разжигать костёр, собирать за собой мусор, ломать деревья и кустарники, топтать грибы и растения, сажать деревья, ловить насекомых, кормить птиц, говорить громко, слушать пение птиц, разорять гнезда и т.д».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо знаете правила поведения в природе. И туриста научили тому, как правильно обращаться с природой. 

Турист: Да, теперь я не забуду. Обязательно буду соблюдать все правила.

Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили задание Эколёнка Шалуна в школе Безопасности. К какой станции нам надо идти дальше? (смотрим маршрут).

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Какая по счету это станция?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Отлично, четвертая по счету станция.

Турист: Ребята, а что тут написано?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Станция №4 «Лаборатория Эколёнка». Давайте прочитаем письмо и узнаем, какое задание нужно выполнить в лаборатории Эколёнка. «Дорогие мои друзья, мы с вами живем рядом с финским заливом, где живут водные обитатели. Побережье в заливе очень грязное, потому что люди выбрасывают мусор (какой мусор можно увидеть?). Самый злостный мусор - это ПЭТ пакеты. Почему же полиэтилен такой злостный? (ответы). Это мы с вами узнаем тогда, когда поймем из чего же сделан ПЭТ-пакет. Давайте, вместе исследуем этот материал в нашей лаборатории и узнаем о его свойствах и особенностях». Ну что, готовы?

Воспитатель: Ребята, возьмите, пожалуйста, каждый себе по одному полиэтиленовому пакету. Перед вами карточка – схема свойств полиэтилена. После каждого опыта мы отмечаем красным фломастером «+», если у полиэтилена есть это свойство есть и синим фломастером «-», если у полиэтилена нет этого свойства.

  1. Издаёт ли звук? (шуршим). Так, кто хочет выйти отметить свойство. Каким цветом будешь отмечать?
  2. Есть ли у пакета цвет? (Кто хочет отметить?).
  3. Видно ли сквозь него? (Отмечаем).
  4. Мнётся, сжимается? (Отмечаем).
  5. Рвётся? (Отмечаем).

Воспитатель: Молодцы. А теперь положите вот сюда свои пакеты и подойдите поближе к столу. Нам осталось проверить: Тонет, не тонет? Кто хочет проверить? Опускай в воду пакет. Отлично. Тонет или не тонет? (Отмечаем).

А теперь, проверим, пропускает ли он воду? Я держу пакет, а кто-то из вас будет наполнять пакет водой. Делаем, какой вывод? (ответы). Правильно, не пропускает воду. Отмечайте на карте-схеме.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете: будет ли пропускать пакет воду, если его проткнуть цветными карандашами.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: хотите проверить?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Снова наполняем полиэтиленовый пакт водой. Полиэтиленовый пакет, наполненный водой, осторожно протыкаем насквозь цветными карандашами. Берите карандаши и протыкайте пакет. Что мы наблюдаем?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Да, что пакет удерживает воду, хотя его проткнули цветными карандашами несколько раз. Вытаскиваем цветные карандаши из пакета. Что происходит?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Вода начинает медленно выливаться из отверствий от карандашей.

Какой вывод мы можем сделать?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Когда мы протыкаем полиэтиленовый пакет остро заточенными цветными карандашами, полиэтилен легко растягивается и как – бы обтягивает карандаш, не давая воде вытекать через образовавшееся отверстие. Полиэтилен очень пластичный материал.

Давайте, еще раз посмотрим на карту схему и сделаем выводы. Какими же свойствами обладает ПЭТ пакет. (перечисляем свойства по карте схеме).

Ребята, раз пакет, обладает такими свойствами, то почему же он самый злостный мусор?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, потому что он не разлагается и может сохраняться в почве много лет.

Воспитатель: Какой вред наносит ПЭТ пакет водным обитателям и птицам?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Водные обитатели принимают пакеты за еду и проглатывают их. От этого они умирают. Чайки, которые летают над финским заливом, тоже страдают, путаются в ПЭТ пакетах и погибают. Как можно сделать так, чтобы этого всего не происходило?

Дети: ответы детей.  

Воспитатель: Правильно, не выбрасывать мусор в природу, а выбрасывать в специально отведенное для него место. Молодцы. Двигаемся дальше? Смотрим маршрут.  Какая следующая станция.

Дети: ответы детей.  

Воспитатель: Молодцы, это какая по счету станция.

Дети: ответы детей.  

Воспитатель:  Да, это пятая по счету станция. Что тут написано?

Дети: ответы детей.  

Воспитатель: Станция №5 «Игоротека Эколёнка». Как вы думаете, что задание нас ждет в «Игротеке Эколёнка»?

Дети: ответы детей.  

Воспитатель: Читаем письмо? (ответы). «Друзья мои, давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Земля, вода, огонь, воздух».

Турист: Я не умею играть в эту игру. Меня тоже научите.

Дети: ответы детей.  

Воспитатель: Нам необходимо выбрать ведущего.

Турист: А давайте выберем при помощи считалки? Кто знает считалку.

Дети: ответы детей.  

Правила игры: Для игры вам необходимо встать в круг, в середине ведущий. Ведущий бросает мяч кому нибудь из играющих, произнеся при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен назвать того, кто обитает на земле (например: животное, которое обитает на земле). На слово «вода», того кто обитает в воде (название рыб), на слово «воздух» названием птиц. А при слове «огонь» - все должны несколько раз повернуться кругом. Затем мяч возвращают водящему. Тот, кто ошибся, выбывает из игры». Всем понятно?

Играем в игру.

Воспитатель: Молодцы. Двигаемся дальше. Какая станция?

Дети: ответы детей.  

Воспитатель: Молодцы, это какая по счету станция?

Дети: ответы детей.  

Воспитатель: Да, это шестая по счету станция. Что тут написано?

Дети: ответы детей.  

Воспитатель: Станция №6 «Трудовой десант». Читаем письмо: «Итак, ребята, на станции трудовой десант, я хочу вам задать вопрос: Как мы можем потрудиться на экологической тропе?»

Дети: ответы детей.  

Воспитатель: Правильно. Если осенью, то убрать листву, сухие ветки, собрать семена цветов. Летом - поливать, удобрять, рыхлить, полоть,  убирать сорняки.

Молодцы. Смотрим, какая станция дальше?

Дети: ответы детей.  

Воспитатель: Молодцы, это какая по счету станция? Что тут написано?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Станция №7 «Волшебный цветник». Какое же задание Эколёнок «Шалун» подготовил нам на этой станции? «Дорогие ребята, на этой станции вам необходимо рассмотреть все цветы и сказать название». 

Турист: О, я люблю цветы и могу вам рассказать о них очень много. Ребята, а давайте, кто больше о них знает, вы или я. Называете цветок и рассказываете. (Дети называют цветок и рассказыват то, что о нем знают. Если мало информации турист добавляет). Сальвия - однолетнее  растение, цветки огненно-красные. Они очень красивые, поэтому их часто сажают для красоты клумб. Цветет с июля и до самых последних заморозков.

Бархатцы - очень неприхотливые цветы, растут практически на всех улицах городов, выдерживая плохое состояние почвы. Бархатцы боятся лишь морозов. Где растут бархатцы там меньше всего вредителей, потому что листья цветка выделяют вещества, которые отпугивают многих насекомых. Бархатцы имеют желтый, красно-коричневый окрас.

Космея  - пышное растение с ажурными листьями и с высокими цветами. Высота космеи может достигать 1-2 метров. Космея цветет весь летний период – с июня до октября. Цветение космеи – это настоящее зрелище: она создает яркие красочные пятна среди зелени сада и привлекает множество насекомых, особенно пчел и бабочек. Благодаря этому, космею часто называют «медоносным растением».Космея – это не только красивый и ароматный цветок, но и растение, которое многие народы используют в кулинарии и медицине. Из цветков космеи готовят вкусные напитки, делают ароматные отвары и настойки, которые полезны для здоровья.Космея известна также под названием «китайская роза».

Петунья- (легенда о Петуньи). Как и многие цветы, петуния стала героиней древней красивой легенды.

Жила была принцесса Петунья в родительском замке, пока не напали враги.  Принцессу пленили и заточили в башне. У Петунии была золотая игла с серебряной нитью, которую когда-то подарила ей крестная. В заточении она научилась очень хорошо шить. Это заметил король и потребовал, чтобы она шила платья для его дочери.  Петунии ничего не оставалось делать, как покориться.

Время тянулось медленно, и чтобы развлечь себя в темнице, Петуния стала вышивать ковер с прекрасным цветочным пейзажем. Как и положено принцессе, она мечтала о принце, поэтому вышила его образ на своем прекрасном ковре. Однажды король зашел в темницу и не обнаружил там принцессу, а вместо нее увидел ковер, где была изображено поле цветов и принцесса Петунья со своим принцем. Долго искал король принцессу, но так и не нашел, а вот цветы на ковре ожили, и их назвали в честь принцессы Петунии.

Воспитатель: Турист, как много ты знаешь про цветы. Спасибо тебе большое. Ну что же, двигаемся дальше? Какая станция следующая?

Дети: ответы детей.  

Воспитатель: Молодцы, это какая по счету станция.

Дети: ответы детей.  

Воспитатель: Да, это восьмая по счету станция. Что тут написано?

Дети: ответы детей.  

Воспитатель: Станция №8. Станция называется «Птичий дворик». Читаем письмо от Эколёнка «Ребята, на станции «птичий дворик» я приготовил для вас интересную игру, которая называется «Перелетные и зимующие птицы». Давайте вспомним, какие птицы называются перелетными?  Каких перелетных птиц ты знаешь? Почему птицы называются зимующие птицы? Каких зимующих птиц ты знаешь? Молодцы. А теперь игра: необходимо разложить перелетных и зимующих птиц. Справились, молодцы. А кто знает, чем питаются птицы?

Воспитатель: Зимующие птицы и чем они питаются:

Голубь: семена, зёрна, хлебные крошки.

Ворона: падаль (мясо), насекомые, рыба.

Воробей: семена, зерна, хлебные крошки.

Клёст: хвойные семена.

Свиристель: рябина.

Синица: насекомые, зерна, сало.

Снегирь: рябина (семена).

Сорока: мясо (падаль), зерна, семена.

Щегол: насекомые, семена трав.

Дятел: насекомые, сало, семена хвойных пород деревьев.

Перелётные птицы и чем они питаются:

Цапля- рыба, лягушки.

Трясогузка-насекомые.

Соловей: насекомые, черви

Ласточки-насекомые

Лебедь: водные растения и рыбка

Чайка: рыбка и отходы

Утка: водные растения, рыба

Кукушка: волосатые гусеницы, насекомые.

Журавль: корешки водных растений, насекомые, лягушки.

Скворец: черви, насекомые.

Каких птиц мы можем встретить на нашей экотропе: зимующих или перелетных? Почему? Как мы можем помочь зимующим птицам? Хотите их покормить?

Пожалуйста, насыпьте птицам еду в кормушки. Молодцы. Спасибо. Куда мы двигаемся дальше?

Воспитатель: Молодцы, это какая по счету станция.

Дети: ответы детей.  

Воспитатель: Да, это девятая по счету станция. Что тут написано?

Дети: ответы детей.  

Воспитатель: Стация №9. Это последняя станция и у нас последнее письмо от хозяина тропы. «Дорогие ребята, вы доказали, что достойны звания «Эколят», выполнили все задания, мы все увидели, что вы хорошо знаете мир природы и, я думаю, будете о нём заботиться и защищать. Сегодня вы получите удостоверение Эколёнка. Но сначала вы должны дать настоящую клятву Эколят.

1. Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.

- Хотите?Все: - Хотим!

2. Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!

- Обещаете?Все: - Обещаем!

3. Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зелёные насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.

- Обещаете?Все: - Обещаем!

4. Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озёрах, поэтому я обещаю беречь водоёмы от загрязнений, экономить водопроводную воду.

- Обещаете?Все: - Обещаем!

5. Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.

- Обещаете?Все: - Обещаем!

6. Вступая в ряды Эколят-Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю всё возможное, чтобы стать лучшим другом природы, надёжным и верным.

Все: - Клянусь!

7. Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о природе, животных и растениях.

Все: -Клянусь!

8. Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.

Все: - Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Вручаем вам удостоверения. Теперь вы Эколята - защитники природы. Поздравляем. Мы гордимся вами!

Турист: А я знаю стихотворение про Эколят. А вы знаете?

Дети: ответы детей.

Турист: давайте хором скажем.  Стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки на тему: «В гости к солнышку».

Проведение прогулки: наблюдение за солнцем, трудовая деятельность с детьми, дидактические и подвижные игры....

Конспект прогулки "У Осени в гостях"

Конспект прогулки в детском дошкольном учреждении в осенний период....

Конспект прогулки (зимой) "Собачка в гостях у детей"

Активизация разнообразных видов движений детей на прогулке, развивать познаватльную деятельность детей, сенсерное воспитание детей на прогулке....

Конспект прогулки по экологической тропе в подготовительной группе «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА»

В конспекте описана прогулка с детьми подготовительной группы по экологической тропе, в ходе которой, дети закрепляют знания об осени, устанавливают причинно-следственные связи. знакомятся с новыми об...

КОНСПЕКТ прогулки по экологической тропе с детьми 2 младшей группы в весенний период

Материал является конспектом прогулки по экологической тропе в весенний период с детьми 2 младшей группы...

Конспект прогулки по Экологической тропе для старшей группы.

Конспект разработан для помощи педагогу в работе по экологической тропе....