Методическая разработка "Роль дидактических игр в умственном развитии детей"
методическая разработка

Методическая разработка "Роль дидактических игр в умственном развитии детей"

 


    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

     круглого стола для воспитателей

     дошкольных образовательных учреждений района

    «Роль дидактических игр в умственном развитии детей.»

    Цель:  

    Участники:

    педагоги дошкольных образовательных учреждений района (воспитатели, старшие воспитатели,

    узкие специалисты)

    Условия и оборудование: зал, ноутбук, медиапроектор.

    Форма проведения: двурядный круглый стол.

    Этапы проведения, их задачи и время реализации:

    1.Предварительная подготовка. Участникам за три дня сообщается тема круглого стола.

    Задача: вспомнить понятийный аппарат, сформировать мнение по теме

    2.Круглый стол:

    I этап .

    Знакомство участников.

    Задача: определения правил и регламента круглого стола. Время 5 минут.

    II этап .

    Работа в малых группах с рабочими карточками

    Задача: сформировать единое мнение в группе по предложенным вопросам с опорой на деятельность своего ДОУ. Время 15-20 минут

    III этап.

    Обмен мнениями в форме двурядного круглого стола.

    Задача: возможность участникам представить свое мнение и опыт по теме и взять на заметку мнения других участников. Время 30-40 минут.

    IV этап.

    Практическое задание. Обмен опытом . "Дидактические игры созданные посредством ИКТ-технологии"

    Задача: определение практических путей работы по теме круглого стола. Время 5 -10 минут

    V этап. 

    Подведение итогов

    Задача: рефлексия участников. Время 5 минут

    Организация работы круглого стола

    I этап

    Участники усаживаются в малые группы (представители одного образовательного учреждения - 2-3 человека)

    Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы рассмотрим вопрос "Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО"

    Без игры нет и не  может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительным потоком представлений, понятий»

    В.А.Сухомлинский.

    Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка.

    Основной посыл ФГОС ДОО – обогащение условий развития дошкольников.

    Огромную роль в умственном воспитание и развитие интеллекта играют дидактические игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма развития, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности.

    Я предлагаю следующий регламент работы. Наша встреча пройдет в форме двурядного круглого стола.

     Сначала работа пройдет в малых группах, вы заполните рабочие карточки, отразив в них свое мнение по вопросам. На эту часть работы предлагаю выделить 15-20 минут.

     Затем перейдем ко второму этапу: по одному представителю от каждого образовательного учреждения сядут во внутренний круг и будут участвовать в дискуссии, остальные образуют внешний круг и становятся слушателями. Представителя внутреннего круга группа может в ходе круглого стола поменять. Ответы на вопросы должны быть лаконичны.

    Первыми отвечают участники, которым предоставляет слово ведущий, остальные либо дополняют и расширяют ответ, либо высказывают отличное мнение (30-40 минут).

    В конце работы круглого стола мы делимся с коллегами  идеями разработок   дидактических  игр , созданных с помощью ИКТ технологии и подводим итоги.

    Вы согласны с данным регламентом? (предложения обсуждаются)

    II этап

    Работа в малых группах с рабочими карточками (Приложение 1)

    В каждой группе работают представители одного образовательного учреждения.

    III этап

    Обсуждение вопросов за круглым столом.

    Обсуждаемые вопросы

          Предполагаемые мнения участников

    1

    Методика организации дидактических игр:

    Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:

    подготовка к проведению дидактической игры,

    её проведение,  анализ.

    2

    В подготовку к проведению дидактической игры входят:

    Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы; определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе занятия или в свободное от занятий и других режимных процессов время);  выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим; определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);  подготовка необходимого дид-го материала для выбранной игры (игрушки разные предметы, картинки…); подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

    3

    Какие задачи успешно  решаются  помощью дидактических игр ?

    Формирование системы научных знаний о природе и обществе.

    Развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда.

     Воспитание познавательных интересов, любознательности.

     Формирование речи; пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.  

    4

    Что включает в себя понятие - проведение дидактической игры:

    Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим  материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);   объяснение хода и правил игры.

    При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

    показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

      - определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.

    Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

    В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня. 

    Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения; какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

    5

    Условия для проведения дидактической игры:

    Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    Последовательность и систематичность при использовании дидактических развивающих игр.

    6

    Дидактические игры     способствуют развитию:

    • Мышление                      -сравнение
    • Память                            - анализ
    • Речь                                 - классификация
    • Логика                             -обобщение

                                                        - синтез                                

    7

    Рекомендации по планированию дидактических игр:

    Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста основной формой организации учебного процесса.    

     Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально.

     В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

     Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.  Дидактические игры кратковременны (10-20мин);

    Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на, прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени-время игры сокращается. Этого нельзя допускать!

    После обсуждения вопросов формируем выводы по каждому вопросу:

    1

    2.

    3.

    4.

    5.

    IV этап

    Участники круглого стола представляют  дидактические игры , созданные с помощью ИКТ -технологий .(либо презентация, либо показ привезенных с собой разработанных игр).

    V этап

    Рефлексия участников.

    Ведущий:

    Какие выводы вы сделали для себя?

    Ответы участников.

    Ведущий: Была ли тема круглого стола полезной?

    Ответы участников:

    - Обмен мнениями был очень полезен.

    - Понравились конкретные примеры дидактических игр, которые демонстрировали участники.

    - Возникла идея провести аналогичный круглый стол с педагогами

    образовательного учреждения.

    Приложение 1

    «Круглый стол»

    «Роль дидактических игр в умственном развитии детей.»

    Вопросы для обсуждения

    Тезисы ответов

    1

    В чем заключается основа дидактической игры ?

    2

    Чем отличается дидактическая игра от остальных игр для детей дошкольного возраста?

    3

    Чем определяется дидактическая задача игры?

    4

    Какие качества личности детей можно формировать средствами дидактической игры?

    Обоснуйте свой ответ.

    5

    Какой характер носят правила дидактической игры?

    6

    Педагогическая ценность дидактических игр.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Значение словесных дидактических игр в умственном развитии детей».

    «Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи.» (Люблинская ...

    Курсовая работа на тему: "Влияние дидактической игры на умственное развитие детей 6-7 лет"

    Материал пригодится для педагогов старших и подготовительных групп....

    памятка для родителей "Роль дидактических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста".

    Материал ориентирует родителей в вопросах важности дидактических игр в развитии ребенка-дошкольника....

    Презентация Роль дидактической игры в умственном развитии детей дошкольного возраста

    ТЕМА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ«Роль дидактической игры в развитии умственных способностей  детей дошкольного возраста». Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастер...

    Собственная методическая разработка «Влияние дидактических игр на умственное развитие детей дошкольного возраста»

    Данная разработка позволяет получить представление о роли дидактических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста....

    Методическая разработка «Влияние дидактических игр на умственное развитие детей дошкольного возраста»

    Педагогам детских садов в своей работе следует уделять как модно больше внимания тем методам, которые способствуют формированию умственной деятельности детей, развитию самостоятельности их мышления, п...

    Методическая разработка круглого стола для воспитателей дошкольных образовательных учреждений района «Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО»

    Методическая разработка круглого стола для воспитателей  дошкольных образовательных учреждений района«Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО»...