Любовь начинается с семьи
методическая разработка (старшая группа)

Федченко Ирина Николаевна

Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка. Чувство любви к родному дому, к Родине зарождается в семье. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи». Совместные мероприятия детей с родителями - прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Данная встреча поможет выполнить задачи по социально - нравственному воспитанию и привлечь внимание детей к роли семьи в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubov_nachinaetsya_s_semi.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий совместного мероприятия родителей с детьми

старшего дошкольного возраста по социально - нравственному воспитанию

«Любовь начинается с семьи»

Автор – составитель Федченко Ирина Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» города  Билибино Чукотского автономного округа»

Педагог – психолог

Пояснительная записка

Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Она была  и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка. Чувство любви к родному дому, к Родине зарождается в семье. 

Социально - нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача развития детей в этом направлении осуществляется непрерывно с момента поступления в ДОУ.  Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения. Дети во все времена проявляют одинаковое стремление к активному восприятию миру взрослых, их действиям в предметном окружении и взаимодействию с другими людьми. В XXI веке окружающая ребёнка среда перенасыщена цифровыми источниками информации и техническими приборами для общения. Дети чаще видят, как родители проводят время у экрана компьютера, телефона или планшета. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, время эффективной передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей. Суть социально - нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс нравственного  развития. Необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО).

Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи». Совместные мероприятия детей с родителями - прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Данная встреча поможет выполнить задачи по социально - нравственному воспитанию и привлечь внимание детей к роли семьи в жизни человека.

Сценарий совместного мероприятия родителей с детьми

 старшего дошкольного возраста

Цель: формирование у детей представлений о семье; воспитание нравственности и чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

Задачи:

Обогащение знаний о семье;

Формирование нравственных качеств: инициативы, самостоятельности, дисциплины, находчивости;

Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемые результаты:

для детей:

   Дети проявляют уважение к членам своей семьи;

для родителей:

  Проявление  заинтересованности родителей  к проведению совместных  творческих мероприятий с детьми и педагогами группы.

Оборудование и материалы: тарелочка с яблоком, мяч, картинки «От рождения до старости», одежда для конкурса (варежки, валенки, шапки, шарфы), 2 мольберта, 2 ватмана, фломастеры, музыкальное сопровождение для конкурсов.

Ход мероприятия:

Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

Педагог – психолог: Всем нам приятно, когда лицо собеседника украшает теплая улыбка. Давайте поприветствуем друг друга улыбками.

Дети и родители садятся на стульчики.

Сюрпризный момент: (тарелочка с  яблочком).

Педагог – психолог:  Яблочко по тарелочке катится и возвращает нас в прошлое, как люди жили давным-давно.

Рассказ педагога:  Давным-давно в стране, где мы живем, не было огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Люди селились там, где было много еды для животных, которых они держали. Они были очень трудолюбивы, ходили на охоту, смотрели за своими животными, обрабатывали землю. Люди были дружны, гостеприимны. Днем все трудились, мальчики помогали папе, а девочки - маме по хозяйству и с младшими детьми нянчились. А вечером когда вся семья собиралась вместе…

Педагог – психолог: Как вы думаете, чем они занимались?  (ответы детей)

Педагог – психолог: Совершенно верно они играли, пели песни, рассказывали сказки, придумывали загадки, сочиняли пословицы и поговорки.

Педагог – психолог: А как вы думаете, в какой семье можно услышать веселый смех детей? (ответы детей). Только в дружной, трудолюбивой, гостеприимной семье.

Педагог – психолог: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?

Дети: Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Педагог – психолог: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Игра «Ассоциация»

Педагог – психолог: Давайте поиграем в ассоциации. Передавая друг другу мяч, слушайте задание и отвечайте образом,  первым пришедшим вам в голову.

        Если семья - это постройка, то она… (ответ родителя у которого в руках мяч).

        Если семья – это цвет, то она…

        Если семья – это музыка, то она…

        Если семья – это геометрическая, то она ….

Если семья – это настроение, то она… .

Педагог – психолог:  - Знаете, ребята, в каждом доме есть семейный альбом. Как в зеркале мы отражаемся в нем. А у вас дома есть семейный альбом? Скажите, зачем мы фотографируемся? (чтобы следить, как мы растем и изменяемся).

Педагог – психолог:  Я приготовила для вас игру «От рождения до старости». Расположите картинки по возрасту, начиная с самого младшего (работы детей).

Педагог – психолог:  Продолжаем. Ребята, ответьте на вопросы. Игра с детьми «Назови членов своей семьи» (родители помогают при необходимости)

- Самые старшие члены семьи? (дедушка, бабушка). 
- Самые родные для ребенка люди? (папа, мама). 
- Самый младший член семьи? (ребенок). 
- Кем ты доводишься маме? (папе, дедушке, бабушке)?
- Это не человек, но его любят все члены семьи? (домашнее животное) 
- Что обозначает слово жилище, кров? (дом) 
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году, и у каждого он свой? (День рождения.) 

Педагог – психолог:  - Хорошо, когда все родные собираются в уютном теплом доме. Давайте, мы сейчас построим дом для нашей семьи.

Эстафета «Что нам стоит дом построить». 
Две команды: каждый член команды добегают до мольберта, где висит лист бумаги, рисуют одну деталь дома и возвращаются на место. По окончанию эстафеты рассматривают и сравнивают рисунки домов. Лучший дом определяют хлопками.

Педагог – психолог:  - Ребята, а сейчас передавая мяч, друг другу, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

- кто в вашем доме самый главный;

- кто в вашей семье стирает;

- кто водит автомобиль;

- кто варит обед;

-кто на ночь книжку читает;

- кто детей в садик собирает;

- кто на диване отдыхает;

- а кто вяжет;

- с вами играет

- спать укладывает?

(дети передают мяч друг другу по кругу, отвечая на вопрос).

Педагог – психолог: Молодцы! Видите, ребята, как много разных дел умеют выполнять ваши родители! А теперь, уважаемые родители, предлагаю вам представить, что ваш ребенок играл и разбил вазу. Задача первой команды – показать свою реакцию на эту ситуацию, если у вас в этот момент было прекрасное настроение. Что бы вы сказали ему? Каким тоном? Задача второй команды – смоделировать свою реакцию на ту же ситуацию, если бы вы были чем то подавлены, в мрачном расположении духа. (3 минуты на обсуждение).

Какие ситуации возникают в вашей семье, как вы на них реагируете? (подводим итог) Душевное равновесие взрослого влияет на эмоциональное самочувствие ребенка.

Педагог – психолог:  - А сейчас, уважаемые родители, дети подготовили сценку – это шутка, в ней намек, если вдуматься – урок. Вы на нас не обижайтесь, вникнуть все вы постарайтесь.

Сценка – шутка « Семья». (сценку репетируем заранее. Исполнители ролей – дети).

Мама:

- Здравствуй, Любушка, подружка! Ты давно мне не звонишь. Может быть, сегодня в гости на минутку забежишь? Много дела? Да! Не мало уж домашних - то хлопот. Надо ужин приготовить, постирать, сварить компот.

Дочка:

- Мама, мама, надоело мне играть. Может сказку почитать?

Мама:

- Погоди ты, не мешай, лучше к папе подойди. Что? Ты кофточку купила? Говоришь красивый цвет? Рюшки, бантики, оборки. Замечательно, слов нет. Да? Каблук такой высокий. Сможешь ты такой носить? Ах, как хочется мне тоже эти туфельки купить!

Дочка:

- Мама, мама, скучно мне одной стоять. Может нам с тобою вместе в куклы поиграть?

Мама:

- Ах, мне некогда, дочурка, побежала я стирать! Вон сидит на кресле папа, попроси его сыграть. ( Уходит).

Дочка:

- Папа, папа, не читай, лучше в мячик поиграй. Я прошу тебя давно, отведи меня в кино.

Папа:

- Это все потом! Ты сходи да погуляй. Мне же надо очень срочно всю рекламу дочитать. И футбол сегодня будет, я болею за Спартак! Мы и с куклой поиграем завтра, вечером. Пока! А гулять об этом, кстати, попроси сестренку Катю. ( Уходит).

Дочка:

- Катя, ты сегодня сможешь белку мне дорисовать? Или катер будем в ванной мы с тобою запускать?

Сестренка:

- Скажешь тоже, мне сегодня в институте надо быть. Скоро лекция начнется, мне пора уж уходить. А вчера знакомый Славка пригласил меня в кино. Ни минуточки свободной, все расписано давно. ( Уходит).

Педагог – психолог:  Не сидится, не лежится, не гуляется все ей. Мама, папа и сестренка, вместе вы с ребенком порисуйте, почитайте, в куклы с ней вы поиграйте, подрастет малышка, может, вам когда-нибудь поможет!!!

Итог:

Педагог – психолог: Я думаю, многие со мной согласятся в том, что семья начинается с любви, доброты, заботы друг о друге и, конечно, с дома. Несмотря на то, что многие хотят быть независимыми, семья останется приоритетом в жизни каждого человека. Только в дружной, счастливой семье вырастают добрые, отзывчивые дети.

Педагог – психолог: Праздник наш удался на славу! Мы думаем, всем он пришелся по нраву. Скажите, с каким настроением вы уходите?

Помните, что чувство любви к родине зарождается в семье. В семье формируется личность ребенка. Сегодня вечером, когда вы соберётесь, дома все вместе, крепко-крепко обнимите своих родных и скажите, как вы их любите, как вы рады быть вместе. Если кто-то, из ваших близких живет не рядом с вами (например, бабушка), позвоните ей и пожелайте всего доброго, дайте ей почувствовать вашу любовь и внимание. Мира, согласия и благополучия вашей семье.

До свидания!

Список литературы

  1.  А.В. Козлова « Работа с семьёй». М-ТУ Сфера, 2007г.
  2. Справочник педагога – психолога. Детский сад. № 10, 2023г. ООО КФЦ «Актион».
  3. Л.Л. Шевченко  «Добрый мир» православная культура для малышей. Методическое пособие, Москва 2014г.
  4. http://doshkolnik.ru/patriotizm/30397-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov.html.
  5. https://vk.com/club175646892


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....