Самообразование 2023-24, 2024-25
методическая разработка (младшая группа)

Марина Дмитриевна Исаева

Самообразование; тема: "Развитие математических представлениий детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023-24_2024-25.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № … от …….                                             

 

                                                                                                     

Программа профессионального

саморазвития педагога

Сроки реализация программы:

 2023-2024; 2024-2025 учебный год.

Составлено воспитателем:

Исаевой Мариной Дмитриевной

МБДОУ «Детский сад» № 58

г. Дзержинск 2023 г.

Сведения об образовании: среднее профессиональное

"Дзержинский педагогический колледж"

Должность: воспитатель

Категория: первая квалификационная категория

Педагогический стаж: -12 лет.

Стаж работы в МБДОУ – 10 лет.

Тема: «Развитие математических представлений

в дошкольном возрасте» 

Актуальность выбранной темы

Математику уж затем учить следует,

 что она ум в порядок приводит.

М. В. Ломоносов.

Формирование элементарных математических представлений является важной составляющей интеллектуального развития дошкольников. Математическое развитие – это не только умение считать, решать задачи, но и развитие логического мышления, умения анализировать, видеть общее, делать обобщения и выводы.

Дети младшего дошкольного возраста уже способны обучаться различению количества предметов (один, много, ни одного), сравнению, чего больше, чего меньше, различению предметов по величине, форме, определению положения предмета в пространстве, ориентированию в контрастных частях суток. Следует помнить, что математическое развитие является длительным и трудоёмким процессом для дошкольников. Важно не перегрузить ребёнка информацией, не отбить интереса к занятиям математикой. И здесь на помощь педагогу приходят игры. Благодаря игре, ребёнка легко обучить чему-то для него новому, развить его любознательность, активность. Незаметно для себя ребёнок легко обучается всем азам математической науки. Использование игр по математическому развитию позволяет обогатить математические представления детей, интеллектуально развить дошкольника.

В настоящее время родители стремятся как можно раньше обучить своих детей всем наукам, тем самым лишая ребят радости познания, постепенного неторопливого открытия нового. Конечно, родители действуют из благих побуждений, но они забывают о том, что важно не количество знаний, а их качество, глубина и при этом сохранение интереса у детей к обучению. Поэтому считаю, что следует вести разъяснительную работу с родителями, показывать обширность, разнообразие приёмов и форм обучения детей математике.

Вследствие вышеизложенного, считаю тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста» актуальной для себя на данный момент.

Цель работы по теме самообразования: создание условий для математического развития дошкольников посредством использования развивающих игр. 

Ожидаемые результаты:

У детей:

 - активизация познавательного интереса дошкольников;

 - развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

 - формирование элементарных математических представлений.

 У воспитателя:

- повышение своего теоретического познания в области математики;

 - умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

- оформление центра «Занимательная математика».

 II младшая группа

Сроки: 2023-2024 учебный год

Задачи:

- изучить методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;

- составить картотеку развивающих игр по математике для детей младшего дошкольного возраста;

- повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах математического развития своих детей;

-использовать развивающие игры по формированию элементарных математических представлений на занятиях, прогулках, во время совместной и самостоятельной деятельности;

-создать благоприятную развивающую среду для развития интереса у детей к математике.

Перспективный план работы на 2023-2024 год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы и других источников

Сентябрь - май

1.Арапова-Пискарёва Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду».

2.Кузнецова А. «205 развивающих игр для детей 3-7 лет».

3.Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа».

4.Ремизенко Е.В., Рыбина М.Ю., Финогенова Н.В. «Математика в движении».

5.Интернет-ресурсы.

Анализ литературы в плане самообразования, составление картотеки развивающих игр по формированию элементарных математических представлений.

Работа с детьми

Октябрь

Развивающие игры на развитие навыков классифицирования.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Ноябрь

Развивающие игры на формирование представлений о форме предметов.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Декабрь

Игры на развитие логического мышления.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Январь

Игры, обучающие счёту.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Февраль

Математические игры на развитие памяти, мышления, внимания.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Март

Дидактические настольные игры, игры с предметами, дидактическими пособиями.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Апрель

Подвижные игры, способствующие формированию элементарных математических представлений.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Работа с семьёй

Сентябрь

Выявление отношения к математическому развитию в семьях воспитанников.

Анкетирование «Математика в жизни Вашего ребёнка».

Октябрь

Консультация «Когда начинать обучать ребёнка математике?»

Выступление на родительском собрании.

Ноябрь

Подготовка к совместному мероприятию с родителями (сбор информации, составление конспекта, подготовка необходимого материала, пособий).

Мероприятие с приглашением родителей «Дружим с математикой».

Февраль

Совместная работа с родителями, направленная на обогащение предметно-развивающей среды, способствующей математическому развитию.

Конкурс «Лучшая развивающая игра».

Март

Открытый показ образовательной деятельности «В гостях у Зайчика».

День открытых дверей.

Май

Подготовка материалов к отчёту.

Отчёт о проделанной работе «Мы играли, мы играли, очень многое узнали!»

Самореализация

Сентябрь - май

Составление картотеки игр. Наблюдение за развитием детей в игре.

Картотека развивающих математических игр. Анализ детской игровой деятельности.

Сентябрь

Составление плана работы, подготовка списка литературы  по теме самообразования для изучения.

План работы по самообразованию.

Ноябрь

Консультация для педагогов «Эффективные формы работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»

Выступление на педсовете.

Февраль

Подготовка мастер-класса для педагогов на тему «Развивающие пособия своими руками».

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Средняя группа

Сроки: 2024-2025 учебный год

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми среднего возраста;

- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,

обобщать, классифицировать, анализировать).

Перспективный план работы на 2024-2025 год:

Месяц

Форма работы

Сентябрь

1. Составить перспективный план работы по самообразованию;

2.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования;

3. Проведение первичной диагностики детей в начале учебного года.

4. Анализ и оформление результатов диагностики.

Октябрь

1. Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

2.Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

3.Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек).

4.Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

Ноябрь

1.Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми по математике.

2. Изготовление папки – передвижки для родителей «Формирвание элементарных математических представлений у детей 4-5 лет».

3. Участие в «Смотр-конкурсе «Лучший математический уголок».

4.Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»).

Декабрь

1. Оформление уголка занимательной математики в группе.

2.Изготовление буклета для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни».».

3. Пополнение личной страницы на сайте http://dohcolonoc.ru;

Январь

1. Создание картотеки игр по ФЭМП.

2. Пополнение уголка занимательной математики в группе.

3. Изготовление лэпбука по математики для средней группы.

Февраль

1.Изучение передового педагогического опыта, посещение открытых занятий педагогов.

2. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников».

3. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с логическими Блоками Дьенеша , настольно-печатные игры).

Март

1. Проведение открытого ОД для педагогов по ФЭМП в средней группе.

2.Изучить методическую литературу и публикации в периодических изданиях.

3. Продолжать создавать компьютерные презентации к занятиям по ФЭМП.

Апрель

1. Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну математики».

2.Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

3.Конкурс среди родителей «Математические игры для наших детей».

Май

1.Проведение итоговой диагностики, анализ, оформление результатов диагностики.

2.Провести самоанализ и самооценку работы по самообразованию;

2.Обобщить результаты самообразования, написать отчет;

3.Выступить с отчетом на итоговом педсовете.

 

Литература подлежащая изучению:

 В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1. Коротковская Л.Н. «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста»

2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

6. «Играем в числа» - серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

8. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

9. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

10. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. 11.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование 2023-2024

Самообразование...

Самообразование 2023-2024 Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку...

Самообразованию 2023-2024

Воспитание у детей дошкольного возраста основ экологической культуры ...

Самообразование 2023-2024 год Проект "Финансовая грамотность дошкольника "

формировать основы  финансовой грамотности у дошкольников...

САМООБРАЗОВАНИЕ 2023-2024

Содержание:1. План самообразования.2. План работы на год.3. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольника.4. Конспекты ОД.5. Консультации для родителейПлан самообразования«Нравственн...

План по самообразованию 2023-2024

План по самообразованию 2023-2024...

план самообразования 2023-2024 год

Тема: «Формирование патриотических чувств у дошкольников»....