родительское собрание "Возрастные особенности детей 3-4 лет"
консультация (младшая группа)

Наталья Викторовна Сулейманова

Конспект родительского собрания «Речевое развитие детей младшего возраста через игры и игровые упражнения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания «Речевое развитие детей младшего возраста через игры и игровые упражнения»

Цель:

- создание условий для речевого развития дошкольников в семье;

- повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

- раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка;

- познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

- способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях;

- познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста, познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Участники: воспитатели, родители.

Подготовительная работа:разработка буклетов для родителей.

План проведения.

1.Вступительная часть. Воспитатели группы

2. «Развиваем речь ребенка». Воспитатели группы

3. Игры с родителями.  Воспитатели группы

4. Заключительная часть. Воспитатели группы

5. Разное:

- оплата за детский сад

- режим работы, вовремя приводить детей. Зарядка в 8.00. зачитать Сан.Пин

- одежда на прогулку в зимний период

- подарки к новому году

Ход мероприятия.

  1. 1.     Вступительная часть.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

Воспитатель: Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и беспокоит то, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.

Воспитатель:К 4 годам:

• ребенок правильно произносит отдельные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;

• накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения;

Воспитатель:• через слово овладевают основными грамматическими формами речи(появляется мн. Число, винительный и родительный падежи, уменьшительно-ласкательные суффиксы);

• осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли простыми и сложными словами.

Воспитатель:вречи детейэтого возраста отмечаются некоторые особенности:

• дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие «ш», «ж», «ч», «щ», сонорные «р», «рь», «л», «ль» звуки, а некоторые их них пропускают;

• дети не способны выделить существенные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета, части тела;

• требует совершенствования интонационная сторона речи;

• необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса;

Воспитатель:• не все дети могут согласовывать слова в роде, числе и падеже;

• при построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложений;

• детям этого возраста доступна простая форма диалогическойречи;

• дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

2. «Развиваем речь ребенка».

Воспитатель:Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, развитию интеллекта, иными словами мы должны подготовить почву для их успешного обучения в школе.

Воспитатель:Ведущая роль в развитии речи детей младшего дошкольного возраста принадлежит взрослым: воспитателям в детском саду, родителям дома. От культуры речи взрослого, от того, как они общаются с ребенком, зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка.

Воспитатель:Очень важно обогащать активный и пассивный словарь ребенка, используя существительные, обозначающие названия игрушек, предметы личной гигиены, одежды, мебели, посуды, овощей и фруктов, домашних и диких животных, глаголы обозначающие действия, наречия, прилагательные обозначающие цвет, величину, вкус, предлоги.

Воспитатель:с детьми нужно говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес. Дети 3-4 лет очень наблюдательны. Ни один предмет в руках взрослого не останется не замеченным. Играя с ребенком, что-то рассматривая или создавая, взрослые должны рассказывать о том, что они делают и зачем. Если ребенка это заинтересовало, он начнет повторять понравившиеся слова и фразы за взрослым.

Воспитатель:Предлагать детям рассматривать картинки, книжки, игрушки, доступно и эмоционально рассказывая детям об этих предметах, об интересных фактах. Приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ взрослого, отвечать на простые вопросы: «Что?», «Кто?», «Что делает?» и на сложные: «Что везет?», «Кому?», «Где?», «Куда?».

Воспитатель:Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни в процессе наблюдений за природой. Отправляясь с ребенком на прогулку, поговорите с ним, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую одежду мы одеты и почему? Какое сейчас время года? Прочитать стишок, рассказать потешку. В первую очередь мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребенку. Например, здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова: золотое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, весеннее, теплое. Учить замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

   Воспитатель: Далее от называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) можно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике (например,«Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно?»).

 Воспитатель:    При рассматривании разных предметов или картинок с предметами ребёнок учится сравнивать и называть слова с противоположным значением (антонимы): эта кукла большая, а та …маленькая, карандаш длинный и короткий, лента узкая и широкая, дерево высокое и низкое, волосы у куклы светлые и тёмные.

Воспитатель:У детей 3-4 лет формируются понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка –это одежда; кукла, мяч-это игрушки; чашка, тарелка – это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (поезд - окна, вагоны, колёса).

 Воспитатель: В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребёнка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием.

Воспитатель:Важным в развитии речи малышей является и наличие дидактических игрушек, которые выполняют такие задачи, как: сравнение предметов по размеру, цвету, форме (пирамидки, башенки, матрешки). Где по ходу игры ребенок использует речевые выражения.

Воспитатель:Конечно же, должны быть игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, что имеет прямое отношение на развитие речи детей, это «Вкладыши», «Шнуровки», «Пазлы». Главные задачи по развитию речи детей – научить вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства и впечатления, используя речевые средства. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. 

Воспитатель:Одного из важнейших познавательных процессов человека – это речь. В наше время все компьютизировано, нажимаешь на кнопку и, тебе выдается картинка и вся интересующая информация. Общения минимум. Первыми забили тревогу педагоги – дошкольники, зная, с какими проблемами им придется столкнуться в обучении детей и подготовке их к школе.

Воспитатель:Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Мы хотим предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете в какие словесные игры можно играть с ребенком дома, для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж.

3.Игры с родителями.

Воспитатель: почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры.

Воспитатель:Отправляясь на прогулку с ребенком, мы можем:

1) поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано;

2) в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением, повадками;

3) посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

4) загадать загадку и найти отгадку;

Воспитатель:5) поискать приметы времени года;

6) познакомить ребенка с народными пословицами и приметами;

7) прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

8) поиграть в игры: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию».

Воспитатель:Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нашей жизнью, беречь и любить все живое.

Воспитатель:Такие игры помогают стимулировать развитие речи ребенка, обогащают его словарь.

Игры на активизацию словаря:

Воспитатель:1) Игра «Кто или что может это делать?»

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает…

Воспитатель:2) «Отгадай, что это?»Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. (фрукты)

Движется по дорогам, по воде, по воздуху. (транспорт)

Воспитатель:3) Игра «Что для чего?»Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы:

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице, суп – в супнице,

соус - в соуснице и т. д.

Воспитатель:4) Игра «Как можно…»

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?»Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…»Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно)

Воспитатель:5) «Угощаю»Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в«кислые», «соленые», «горькие» слова.

Воспитатель:6) «Ищем слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? и пр.

Воспитатель:7) «Опиши предмет»

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.

Игры на речевое обобщение:

Воспитатель:1) «Назови лишнее слово»

Груша, кукла, машина

Огурец, капуста, апельсин

Велосипед, трактор, пирамидка.и т.д.

Воспитатель:Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Чистоговорки:

Воспитатель:Вы можете и сами придумывать шутливые фразы, типа:

"да-да-да — в огороде лебеда",
"ду-ду-ду — растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша — принесли домой ерша"
"ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту"

"жа-жа-жа — есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи — прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу — я на солнышке лежу". ну и так далее.

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Воспитатель:Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

  • Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематической — правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное * говорить медленно, ясно и громко.
  • Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).
  • Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например, с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
  • Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги).
  • Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

Воспитатель:Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное      высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Воспитатель:Мы хотим вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Капуста», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов. Давайте все вместе потренируемся.

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, жмём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

Воспитатель:в качестве предметов для пальчиковых игр можно использовать природныйматериал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.

Воспитатель:Для развития речи ребенка полезно знать элементарные приемы самомассажа. Он включает обычно поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование определенных точек. Можно проводить самомассаж лица, ушей, пальцев рук ладоней рук и стоп ног. Именно здесь находятся зоны, точки, связанные с работой мозга, речевых и двигательных центров.

Самомассаж «Умная головка»

Наша умная головка

Думала сегодня ловко (погладить себя по голове).
Ушки все услышали (погладить ушки),
Глазки посмотрели (погладить веки),
Ручки все исполнили (погладить ладошки),
А ножки посидели (погладить ножки).

Воспитатель:Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.

Мы вас познакомим с некоторыми словесными играми, в которые можно играть с ребенком.

Воспитатель:Игра «Скажи наоборот».  Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).

Воспитатель:Игра «Назови одним словом».  Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).

Воспитатель:Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).

В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте, по дороге в детский сад и т. д.

4.     Заключительная часть.

Воспитатель:Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Фантазируйте и играйте на здоровье!

Поэтому мой совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!      

Подведение итогов собрания

  • Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ними, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
  • Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и так далее.
  • Воспитатель:Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.
  • Принимать активное участие в работе детского сада.

    Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно   эффективнее и интереснее, мы вам дарим буклеты и памятку.

  1. Разное:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Особенности детей 4-го года жизни»

В конспекте описаны основные особенности детей четвертого года жизни....

родительское собрание : «Итоги адаптации детей к детскому саду. Задачи воспитания. Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Протокол родительского собрания во второй группе раннего возраста «Итоги адаптации детей к детскому саду. Задачи воспитания. Возрастные особенности детей 2-3 лет»...

Родительское собрание. Возрастные особенности детей раннего возраста.Адаптация детей.

Адаптация детей. Возрастные особенности детей раннего возраста....

Родительское собрание «Особенности развития детей 2-3 лет.Адаптация детей».

Цель собрания: установление доверительных отношений между воспитателями и родителями; изучение семьи воспитанников, с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребёнка к детскому сад...

Родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей. Правила посещения детского сада»

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает мно...

Родительское собрание «Особенности детей младшего дошкольного возраста»

Да для ребёнка третьего года жизни, прежде всего, характерно физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю актив...

Родительское собрание в средней группе: «Организационное родительское собрание. Возрастные особенности детей 4 - 5 лет».

Цели:расширение контакта между педагогами и родителями;моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;повышение педагогической культуры родителей....