Как научить детей сотрудничать
методическая разработка (старшая группа)

Алфеева Татьяна Ивановна

Технология развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_detey_sotrudnichat.docx48.42 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад 91» города Ярославля

Методическая тема

«Как научить детей сотрудничать»

воспитателя

Алфеевой Татьяны Ивановны

в 2022-2023 учебном году

  1. Введение

Современный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. Реализация технологии сотрудничества (в соответствии с ФГОС) в образовательном процессе дошкольной образовательной организации становиться еще более актуальным психолого-педагогическим условием.

Поэтому мы сегодня вспоминаем советских педагогов-новаторов, изменивших вектор отечественного образования - это Амонашвили, Лысенкова, Волков, Шаталов, Щетинин, Ильин, Гончарова, Москаленко, Палтышев, Никитин и другие. Идеи и опыт этих педагогов сегодня широко признаны. То, что учителя-новаторы привнесли в педагогику в плане новизны, можно охарактеризовать общей фразой- педагогическая технология сотрудничества.

  1. Актуальность

   Педагогическая технология сотрудничества – это система методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности, это отношение к воспитанию как к творческому взаимодействию педагога и ребёнка.

Актуальность заключается и в том, что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения. В этом году я буду воспитывать детей с 3-4 лет и до школы, поэтому именно на данном этапе (в средней группе) очень важно обучить детей общаться, дружить, взаимодействовать, сотрудничать.

  1. Принципы и цель технологии сотрудничества

Основными принципами технологии сотрудничества являются:

1. Развивающий характер обучения, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.

2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.

3. Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества.

4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог.

5. Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.

Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в основной образовательной деятельности развивающего цикла. Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач: формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе; развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий; развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

  1. Этапы работы с детьми

Этапы работы с детьми:

Подготовительный этап.

В младшем дошкольном возрасте отношения сотрудничества между детьми не возникают спонтанно, но вместе с тем, детям очень нравится эта деятельность, вызывая положительные чувства. Для ее дальнейшего развития необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий, где дети осваивают способы взаимодействия. Большие возможности для приобретения дошкольниками опыта взаимодействия с ровесниками имеются в совместной продуктивной деятельности.

I этап. Освоение элементарных форм учебного сотрудничества (данный этап программы может быть реализован с детьми среднего дошкольного возраста).

II этап. Освоение правил взаимодействия со взрослым и сверстниками в процессе учебного сотрудничества (данный этап программы реализуется с детьми старшего дошкольного возраста).

III этап. Обучение детей самостоятельному выбору формы организации занятия (данный этап программы реализуется с детьми подготовительной группы).

Основная образовательная деятельность в детском саду дает большие возможности для освоения детьми опыта сотрудничества со сверстниками из-за регулярности и систематичности проведения, возможности интеграции видов деятельности, разнообразия образовательного содержания.

  1. Структура занятий, игр и упражнений

Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру:

1. Проблемная ситуация, которая будет побуждать детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения. Можно организовать дискуссию.

2. Формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом: работа в парах и в микрогруппах.

3. Непосредственное выполнение задания. Здесь воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе или на отдельном материале.

4. Организация контроля и оценки.

Сейчас я работаю в средней группе и в своей работе начала использовать технологию сотрудничества. В группе половина детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР, СДВГ, эпилепсия). Поэтому к каждому ребёнку необходим индивидуальный подход, у каждого свой темпоритм, особенности восприятия, мышления, поведения. Мы учимся самостоятельно продумать тему, сюжет, композицию; спланировать действия, распределить роли в группе. Совместную деятельность можно использовать в разных видах деятельности. Например, дети делали коллективную работу на День пожилого человека. Характер задания был одинаковый: сделать красивую газету-поздравление для бабушек и дедушек. Перед началом работы перед детьми была поставлена проблема, которая побудила детей искать не только решение, но и способы организации. Как можно оформить газету? Какие материалы использовать? Каждый ребенок высказался и предложил свой способ. Мы вместе с ребятами проверили данные варианты, чтобы убедиться в правильности суждений. Дети выбрали те способы, которые лучше подходили для выполнения данной работы. Далее дети распределись на три группы, в каждой из которых были дети-норма и дети с ОВЗ. Я постаралась донести до каждого ребенка, что успешность выполнения задания зависит от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы, т. е. чтобы газета-поздравление получилась красивой, каждый участник группы должен постараться, нужно быть внимательнее друг к другу и т. д. Далее дети занимались выполнением задания. В процессе кто-то работал дружно и весело, помогали своим товарищам, исправляли ошибки, объясняя, почему сделано не так. В то же время были трудности при распределении заданий участникам группы, не желания помочь товарищам, высмеивание сделанной детали, разобщенность. Пришлось снова беседовать по поводу правил работы в группе, еще раз на их собственном на примере обсудили проблемы, которые у них возникли, дети сами предложили пути решения и вот тогда работа закипела. Дети наслаждались процессом творчества, видя результат своей работы - радовались. Первая группа сделала свою газету-поздравление первой, у второй и третьей – на это ушло больше времени, но результат был не хуже. На последнем этапе осуществлялась оценка выполненной работы. Здесь использовалась взаимопроверка. Обсуждалась каждая операция и способ ее выполнения. Важным было обучить детей самооценке. Ребенок, который умеет учиться, должен определять область своего знания и незнания, и видеть перспективу дальнейшего совершенствования. Есть дети, которые часто болеют и из-за этого не посещают детский сад, вследствие чего у них отсутствовали определенные знания. Когда мы с детьми разбирали ситуации, из-за которых у них сразу не получилось сделать газету, то обращали внимание на то, что в своем незнании и неумении они видели не бессилие и беспомощность, а перспективу развития. Так же мы с детьми оценили уровень сложности выполнения задания, для некоторых было сложно, для остальных – легко. Затем мы подвели итоговую оценку, где я выяснила, что мы делали, какие трудности были, что понравилось больше и т. п. Дети самостоятельно определили, над какими заданиями им надо поработать на следующих занятиях.

Еще в своей работе я использую различные игры на развитие сотрудничества. Это игры на развития интереса к партнеру по общению; игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог; игры на развитие навыков взаимодействия в группе; игры на сплочение детского коллектива. В этом помогает книга Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать».

  1. Как научить детей умению дружить и общаться?

       Жизнь непредсказуема, в ней может случиться что угодно, но вечные человеческие ценности позволяют преодолеть даже самые сложные времена. Поэтому очень важно заложить в своих детях основы духовного воспитания, объяснить им, что такое любовь, доброта, честность, дружба, забота, взаимовыручка, вера. Если эти ценности признаются в семье, они присутствуют и в мировоззрении ребёнка, помогают уберечь его от многих ошибок.

Умение дружить и общаться с людьми – одно из самых приятных и нужных. Товарищи помогают разобраться в самом себе, справиться с трудностями, не потеряться в этом огромном мире, с ними интересней и веселее.

К сожалению, многие современные родители задаются вопросами о детской дружбе, когда у их сына или дочери возникают сложности в общении со сверстниками. Например, если мальчик постоянно конфликтует в школе, или, с удивлением обнаруживая, что их 12-летняя девочка совершенно не умеет ладить с людьми. Рассмотрим подробнее, как и когда у ребёнка формируется умение дружить и что делать, если отношения с ровесниками у него не складываются.

Человек – существо социальное и потому способность к сотрудничеству рождается вместе с ним. Дружба основывается на симпатии. Младенец ещё не умеет толком взаимодействовать с другими людьми, но он уже способен проявлять своё расположение или неприязнь к кому-то из окружающих. В вопросе о том, как научить детей дружить и общаться существует три важных аспекта. Каждый из них рассмотрим подробно.

Влияние семьи на умение дружить

С самого рождения ребёнок усваивает механизмы поведения в семье. Он, копируя родителей, учится ходить, кушать, разговаривать, одеваться. Точно так же малыш перенимает социальные навыки. Глядя на маму с папой и других близких родственников, чадо получает представление о том, что значит заботиться, дружить, разрешать конфликтные ситуации, сотрудничать, преодолевать трудности.

Если родители ведут активный образ жизни, общаются с людьми, принимают гостей, много путешествуют и во все свои мероприятия включают ребёнка, тогда коммуникабельность у него «в крови».

Обычно, такие дети уверенно общаются с людьми любого возраста, легко находят общий язык и заводят новые знакомства. Поэтому можно смело сказать, что личный пример – это самый простой способ научить своё чадо дружить.

Когда в семье принято разговаривать друг с другом, в том числе и с детьми, делиться переживаниями, обсуждать дела, проводить время вместе, тогда в жизни их отпрыска не возникает особых сложностей при взаимодействии с людьми. И именно эти семейные традиции определяют то, насколько глубокие привязанности формируются в жизни ребёнка в дальнейшем.

Расширение социального опыта

Важно, чтобы дружба между детьми поощрялась родителями с самого раннего возраста. Общаясь, малыш учится устанавливать контакты, договариваться, знакомиться, делиться, защищать себя, отстаивать свои границы, решать конфликтные ситуации. А дружба мальчика и девочки, кроме всего прочего, способствует полоролевой идентификации ребёнка. Все эти умения необходимы в жизни каждого человека.

Задача родителей наблюдать за поведением сына или дочки при общении с другими детьми и аккуратно направлять его. Ещё когда малыш начинает взаимодействовать со сверстниками на детской площадке, мудрые мамы и папы терпеливо объясняют, как нужно знакомиться, как попросить игрушку, почему нельзя отбирать и трогать чужое без разрешения. Если ребёнок ещё не умеет разговаривать сам, они делают это вместе с ним.

В раннем возрасте дети способны на непосредственное и искреннее проявление симпатии. Как здорово просто подойти к тому, кто тебе нравится, поиграть вместе и подружиться в процессе! Малышам чужды условности. Ни в каком другом возрасте дружба между мальчиком и девочкой уже не будет такой беззаботной. Этот первые зародыши общения бесценны.

В тех случаях, когда родители дошкольников стараются уберечь их от общения со сверстниками, аргументируя это тем, что маленькие дети часто болеют, они просто лишают ребёнка возможности вовремя получить собственный социальный опыт. Чем старше возраст, в котором отпрыск начинает контактировать с ровесниками, тем сложнее формируются навыки общения.

Точно так же, когда родитель выбирает друзей для своего чада и запрещает ему общаться с теми, кто якобы «научит плохому», он закрывает для него возможность самостоятельного выбора ценностей и ориентиров.

Целенаправленное воспитание дружеских качеств

Родителям полезно говорить с детьми о том, что такое дружба и какой она бывает. Для наглядности хорошо практиковать в семье совместный просмотр мультфильмов и фильмов, чтение книг. При этом необходимо обсудить с ребёнком поведение героев: как поступает друг, а как он вести себя не должен. Важно разобраться в понятиях: честность, взаимовыручка, доверие, забота.

Чтобы закрепить дружеские качества в характере ребёнка, их нужно поощрять в его поведении, в том числе в общении с близкими, братьями, сёстрами и даже с домашним питомцем.

Существует множество детских произведений, через которые красной нитью проходит тема дружбы, как советских, так и современных. Родителям важно уловить эту нить и акцентировать на ней внимание ребёнка.

Если возникают трудности

Как быть родителям, если своевременно опыт общения ребёнком не получен? Если отношения со сверстниками никак не складываются? Если индивидуальные особенности их сына или дочки – тревожность, агрессивность, замкнутость, плаксивость, обидчивость – препятствуют общению с другими людьми? В таком случае существует несколько путей решения.

Во-первых, никогда не поздно начать поощрять дружбу между детьми, разговаривать с ребёнком, расширять сферу его общения и смотреть вместе с ним фильмы о дружбе, то есть использовать те три способа, о которых шла речь выше. Важно понимать, чем старше становятся дети, тем тоньше и аккуратней приходится действовать родителям и тем больше вероятность столкнутся с сопротивлением сына или дочери. При этом важна постепенность и добровольное согласие ребёнка.

Во-вторых, если у ребёнка возникают действительно серьёзные трудности в общении с другими детьми, стоит обратиться за помощью к специалистам: проконсультироваться с психологом, записать чадо на занятия по развитию коммуникативных навыков. Этот вариант намного лучше и гуманней, чем надеяться на то, что он вырастет и сам во всём разберётся.

Стоит ли пояснять, что самые верные друзья сопровождают человека с детства. Совместно пережитые в отрочестве приключения, шалости, невзгоды являются тем клеем, который поддерживает отношения людей на протяжении всей жизни. Не говоря уж о том, что детская дружба между девочкой и мальчиком нередко вытекает в крепкий семейный союз. Большинство взрослых людей признаются, что обзавелись друзьями в школьные и юношеские годы. Очень мало кто устанавливает близкие товарищеские взаимоотношения в возрасте старше 30 лет, так как в эти годы человек сосредоточен на семье, карьере, воспитании детей, поддержании здоровья. И это ещё одна веская причина, чтобы как можно раньше начать развивать у ребёнка умение дружить.

Если у Вашего ребенка наблюдаются трудности в общении со сверстниками, Вы можете обратиться к нам за индивидуальной консультацией педагога-психолога или записать ребенка на коммуникативный тренинг.

 

  1. Интерактивные игры Клауса Фопеля

Условия, сложившиеся в современном обществе, и в частности, в образовании заставили нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной деятельности  в детском саду. Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение  интерактивных игр.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это - одна из характеристик диалоговых форм познания.

Интерактивные игры – это деятельность дошкольников в сотрудничнстве с воспитателем, в процессе которой дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному общению. Такое взаимодействие с детьми  позволяет положительно повлиять на их настроение, отношение к себе и окружающим. Ребята получают возможность лучше узнать себя, свои ценности и приоритеты, стать более терпимыми, внимательными, частично преодолеть свои страхи, не чувствовать себя одинокими. Играя, они учатся правилам жизни в обществе, могут развить коммуникативные навыки. Целесообразно использовать эти игры в утренние, вечерние часы, в свободной совместной деятельности или в качестве пауз в деятельности, требующей от детей длительного сосредоточенного внимания. Главная их цель - воспитание успешности, воспитание социально-коммуникативных навыков.

Интерактивные игры:

• вызывают познавательный интерес;

• способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;

• могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;

• развивают крупную и мелкую моторику, координацию;

• развивают двигательную память;

• повышают работоспособность головного мозга, через умение связывать воедино движения, ощущения мысли и чувства.

          Организовывая интерактивную игру с детьми,  важным моментом считается создание условий совместной деятельности. Например, сидя на ковре, ребята чувствуют себя удобно и готовы к приобретению опыта взаимодействия друг с другом. В обстановке ненавязчивого общения легко понимают себя и других, приобретают собственный стиль поведения. Роль воспитателя в интерактивной игре сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей.

        В развития навыков взаимодействия дошкольников с педагогом и  друг с другом эффективно использовать интерактивные игры Клауса Фопеля,

В своей книге «Как научить детей сотрудничать?» он подчеркивал, что «..главное их назначение - профилактическое, а не коррекционное. Они предполагают работу со всеми детьми, а не только с теми, которые уже входят в так называемую «группу риска» или в категорию «трудных»…».

         Игры развивают навыки позитивного общения, воспитывают доброжелательную личность именно при групповой работе, а не при индивидуальном контакте, дети учатся видеть себя как бы со стороны, оценивают свои поступки, чувствуют настроение товарищей.

Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра направлена на разыгрывание ролей и ситуаций, оценку зрителей. В деловой игре формируются определенные деловые навыки и личностные качества. Интерактивные игры учат понимать механизм конструктивного взаимодействия с окружающими, преодолевать психологические барьеры.

После игры мы предлагаем детям обсудить полученный ими опыт и проанализировать, подчеркиваем ценность выводов каждого ребенка. Интерактивные игры базируются на принципах партнерского взаимодействия и гуманистической психологии, важно создать атмосферу взаимного доверия, раскрепощённой открытости. Дети и взрослые получают опыт сотрудничества в живом взаимодействии друг с другом.

Существует универсальный алгоритм проведения интерактивной игры:

- Подбор педагогом игр для группы детей. (Возможно проведение подготовительной работы).

- Дошкольников знакомят с целью, которую надо достичь, она должна быть четко и доступно сформулирована воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

- В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом и если какие-то моменты вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

- По окончании игры  анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте - на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

В данной подборке, игры разделены на три группы:

- игры, развивающие чувство принадлежности к группе;

- игры на установление контакта;

- игры для  групповой сплоченности

      Хочется отметить, что, насколько интересны интерактивные игры для детей, настолько они интересны и воспитателю.

       Задача педагога  - помочь каждому ребёнку  адаптироваться  в обществе, выйти из стен детского сада успешным с задатками позитивного мышления и организация  данного вида  деятельности может  этому способствовать.

Игры, развивающие чувство принадлежности к группе

ИГРА 1.  Паутина

Цели: Эта игра помогает детям познакомиться друг с другом и в ходе веселого и приятного общения занять свое место в группе. Поэтому ее хорошо использовать в начале совместной работы. Наряду с этим "Паутина" — прекрасный опыт для прочувствования сплоченности группы.

       Материалы: Клубок ниток.

       Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свое свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе... (Возьмите клубок в руки и начните игру сами.)

Меня зовут Татьяна Ивановна, и я очень люблю читать... (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок ребенку, сидящему напротив.

Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему.

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с детьми обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спросите их: "Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?"

После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к Вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться при попытке распустить паутину. В таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно "связаны между собой".

         Анализ упражнения:

— Все ли высказались в ходе игры?

— Как ты чувствуешь себя сейчас?

— Чувствуешь ли ты себя теперь иначе, не так, как в начале игры?

— Трудно ли тебе было запоминать имена?

— Чьи рассказы тебя заинтересовали больше всего?

— Кто в группе вызывает у тебя любопытство?

ИГРА 2. Прошепчи имя!

Цели: Эта веселая игра помогает детям сблизиться друг с другом.

Игра кажется детям привлекательной и необычной, поскольку говорить в ней можно только шепотом. Она позволяет "задействовать" даже застенчивых детей, так как в ней можно вести себя тихо и незаметно. При этом дети наслаждаются интимностью отношений "один на один", и им становится легче воспринимать свои и чужие ошибки.

Когда все уже хорошо знают друг друга и "обыгрывать" имена становится неинтересно, можно использовать и другие варианты игры. Например, можно предложить: "Прошепчите другому на ушко самое прекрасное из того, что вы пережили вчера!", "Прошепчите другому на ушко, что вы делали в эти выходные!", "Прошепчите другому на ушко, чему новому вы научились!" и так далее.

         Инструкция: Уберите в сторону парты и стулья, чтобы у нас в классе было достаточно свободного места... Начните бродить по классу... При этом подходите к разным детям и шепчите им на ушко свое имя... (2-3 минуты.)

Теперь, пожалуйста, остановитесь... Сейчас, когда вы снова начнете бродить по классу, вам нужно будет подходить к разным детям и шептать им на ушко теперь уже не свое, а их имена. Если вы не помните чьего-то имени, то попытайтесь угадать его. Ваш партнер поправит вас, если вы ошибетесь. (2-3 минуты.)

       Анализ упражнения:

— Узнал ли ты, как кого зовут?

— Чье имя тебе было труднее всего запомнить?

— Чье имя тебе нравится больше всего?

— Доволен ли ты своим собственным именем?

ИГРА 3.  Имя и движение

Цели: Детям легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они могут задействовать свое тело. Именно такая возможность и предоставляется им в этой игре. Также она помогает детям в начале знакомства запомнить имена друг друга и дает им возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.

Детям нравится, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание постоять в центре круга и "запечатлеть" свое движение в группе становится все более сильным. На несколько мгновений каждый ребенок становится Режиссером, по воле которого действуют все остальные, включая и педагога. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться.

       Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение — руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. После этого тот же ребёнок произносит свою фамилию и делает еще одно, уже другое, движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяем его движение. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа).

          Анализ упражнения:

— Чьи имена тебе было легко запомнить?

— Чьи имена ты забывал?

— Чьи движения тебе понравились больше других?

— Знаешь ли ты, что означает твое имя или фамилия?

ИГРА 5.  Что я люблю делать...

Цели: В этом упражнении дети имеют возможность рассказать что-нибудь о себе, проявив при этом оригинальность и артистизм. Поскольку игра построена на принципе отгадывания, она нравится детям и развивает их любознательность.

Часто дети дошкольного возраста — гениальные актеры. В этом упражнении Вы можете задействовать эту их склонность, при этом создавая для остальных ситуацию загадки. Однако не у всех детей в равной мере развиты артистические наклонности, поэтому очень важно, чтобы участие в игре было только добровольным. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы дети начали высказывать свои предположения только после того, как выступающий ребенок завершил свою пантомиму.

Инструкция: Я хотела бы, чтобы мы лучше узнали друг друга. Для этого я хочу предложить вам следующую игру. Один из нас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам это. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, поблагодарив нас за внимание, мы можем начать высказывать наши догадки. После того, как все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий. Давайте я буду первой выступающей.

В первый раз имеет смысл помочь детям. Через некоторое время они поймут смысл игры и смогут полностью насладиться этой формой импровизации.

Анализ упражнения:

— Из выступлений каких детей тебе удалось понять, что они любят делать?

— Кто из детей любит делать то же, что и ты сам?

— Кто из выступавших удивил тебя своими увлечениями?

— Трудно ли было объяснять что-либо другим без слов?

— Трудно ли было тебе отгадывать?

ИГРА 6. Скульптуры

Цели: Эта игра хороша для кинестетически и визуально одаренных детей, поскольку в ней практически не нужно говорить. Своими телами дети выкладывают на полу скульптуру, включающую в себя всех учеников. Эта скульптура станет в конце игры прекрасным символом сплоченности класса.

Для игры требуется большое свободное пространство.

Игра может послужить для Вас хорошим диагностическим средством, поскольку она выявляет социальную структуру группы. Информация анализируется по принципам социометрии Морено, применяемым в психодраме. Как правило, дети будут стараться ложиться рядом с теми, с кем им приятнее общаться. Тот, кто окажется окруженным большим количеством детей, скорее всего будет своего рода неформальным лидером в группе.  Игру можно повторять через некоторые промежутки времени. При этом, если Вы будете просить детей изображать конкретные объекты (например: "Расположитесь так, чтобы из вас получился дом...", "...чтобы из вас получился велосипед...", "... чтобы вы были самолетом..."), то тем самым Вы будете развивать еще и их пространственное восприятие.

Материалы: Каждому ребенку нужно по одной спичке (счётной палочке)

Инструкция: Я хочу предложить вам игру, правила которой не так-то просто объяснить. Зато я могу показать вам, как в нее играют. Возьмите, пожалуйста, каждый по спичке... Один из вас начинает игру: он кладет спичку посреди зала на пол. Второй кладет свою спичку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасалась друг с другом. Третья спичка должна касаться одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все спички. Может быть, вам захочется расположить спички так, чтобы из них получилась какая-нибудь картина, скульптура и т.д.

Большое спасибо, вы мне очень помогли. Теперь мне гораздо проще объяснить вам суть игры. Сейчас мы уберем спички в сторону, а вместо них нужно будет использовать самих себя. Вам нужно будет выложить на полу подобную скульптуру из своих тел, при этом каждый из вас должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы. Решите сами, куда вам ложиться и как расположить в пространстве свои руки и ноги.

Когда все дети расположатся на полу, перейдите к самой сложной части упражнения.

Теперь, пожалуйста, постарайтесь, как можно точнее запомнить эту картину, четко зафиксируйте в памяти, в каком месте вы лежали, кто и в какой позе лежал рядом с вами. Для этого у вас есть еще одна минута... А теперь встаньте, пожалуйста, пройдитесь по залу и снова займите то же самое положение, в котором вы находились только что.

Анализ упражнения:

— Понравилась ли тебе скульптура, которую вы сделали "из самих себя"?

— Удалось ли тебе запомнить свое место?

— В каком месте скульптуры ты лежал — в середине или с краю?

— Что тебе нравится больше — быть в окружении других детей или быть одному в тишине и покое?

ИГРА 7 .  Машины

Цели: В ходе этой игры у детей высвобождается много энергии, и они с радостью объединяются в большие группы. Шаг за шагом количество взаимодействующих друг с другом детей увеличивается, пока вся группа не составит собой одну единую фантастическую машину. Игра пробуждает у детей положительные эмоции и веру в сплоченность класса.

Инструкция: Вы можете представить машину, составленную из вас самих? Вначале игры каждый сам по себе должен быть просто человеком-машиной. Превратитесь в маленьких роботов. Побудьте старой моделью, которая передвигается резкими толчками и движениями. Возможно, время от времени ваш механизм функционирует недостаточно точно, что-то заедает, тогда "робот" останавливается и начинает двигаться слишком медленно или, наоборот, слишком быстро...

Теперь разбейтесь на пары. Можете ли вы вместе стать единой стиральной машиной? Как вы будете двигаться? Что вы делаете при предварительной стирке? Как вы ведете себя при полоскании?

Теперь соберитесь в четверки. Теперь вы сами можете выбрать, какой машиной вы станете. Вы можете стать такими машинами, какие существуют на самом деле. А если захотите, можете придумать такую машину, какой и не существует вовсе. Соберитесь вместе и подумайте над следующими вопросами:

— Какую машину вы хотите составить?

— Из каких частей она будет состоять?

— Какой частью машины хочет стать каждый из вас?

— Должна ли машина издавать какие-либо звуки?

Когда вы выберете, какой машиной вы хотите стать, "запустите" ее для пробы. А другие дети должны будут угадать, что за машину вы придумали. (5—10 минут. Пусть все команды по очереди покажут свои машины.)

А теперь вы все вместе можете составить одну общую машину, которая будет двигаться и издавать звуки. Каждый из вас станет частью этой машины. В этот раз нам не нужно знать заранее, для чего данная машина существует. Это должен быть некий фантастический аппарат, которого никогда раньше не существовало. Первые из вас могут начать строить эту чудо-машину, а остальные пусть присоединяются сразу, как только найдут подходящее для себя место. Помните о том, что все составные части машины должны быть связаны друг с другом.

Анализ упражнения:

— Понравилась ли тебе эта игра?

— Что тебе больше нравится — быть самостоятельной машиной или быть частью одной большой машины?

— Какая "машина" тебе понравилась больше всего?

— Что еще вы можете из себя сделать?

ИГРА 8 . Мoё  личное место

Цели: Говоря о своей принадлежности к группе, мы часто используем пространственные сравнения. Например: здесь я чувствую себя, как дома; здесь мое место; здесь каждому найдется местечко и так далее. В ходе этого упражнения мы можем на соответствующем данному возрасту уровне затронуть вопрос о месте каждого в группе. При этом мы подтверждаем право каждого ребенка и на вступление в контакт, и на одиночество, в зависимости от состояния и настроения. И то, и другое является важной предпосылкой гармоничного взаимодействия каждого ребёнка  и группы в целом.

Инструкция: Начните ходить по залу (по группе)  в поисках такого места, которое вам нравится. Не спешите, постарайтесь выбрать себе приятное местечко не очень близко к другим детям. (Предоставьте детям побольше времени и убедитесь, что каждый нашел вполне удовлетворяющее его место.)

Твое место находится там, где ты сейчас стоишь. Почувствуй вес твоего тела, ощути, как оно давит на пол. Место, на котором ты сейчас находишься, и есть твое личное место. Никто другой не может находиться на этом месте. Пол под твоими ногами сейчас становится частью тебя, образуя прекрасное, уютное местечко. Сядь на пол. Когда ты садишься, тебе нужно чуть побольше места, чтобы удобно разместиться, и все это — тоже твое личное место. Попробуй использовать его, ведь оно принадлежит тебе. Почувствуй почву под ногами. Уютное местечко для симпатичного ребенка...

Теперь вытяни руку и нарисуй воображаемый круг вокруг твоего личного места. Сделай его таким большим, как ты хочешь. При этом обрати внимание на то, чтобы, находясь в центре круга, ты мог дотянуться рукой до любой его части. Вся территория, до которой ты можешь свободно дотянуться, принадлежит тебе...

Теперь прикоснись к полу на твоем личном месте. Это твой собственный пол. Если хочешь, в своем воображении ты можешь окрасить его в любой цвет... Ты можешь мысленно положить на него мягкий ворсистый коврик... А можешь расположить на нем толстый круглый матрац и развалиться на нем. А можешь попрыгать на своем личном месте вверх-вниз...

Быть может, ты захочешь обнести свое место небольшой стеной. Для этого тебе достаточно прикоснуться к полу и мысленно вытянуть из него стену, как рыбку из пруда. (Продемонстрируйте детям это движение). Ты можешь построить эту стену такой высоты, чтобы никто тебя не видел за ней. Проследи за тем, чтобы она плотно облегала тебя со всех сторон. Теперь у тебя есть только твое совершенно секретное и личное помещение...

Возможно, сейчас ты захочешь сделать в своей стене окошко, чтобы выглядывать наружу. Своему окошку я придам форму сердечка. (Покажите, что вы как будто прорезаете окно в своей воображаемой стене). А как будет выглядеть твое окно?

Я хочу выкрасить одну стену в синий цвет, а на другую стену повесить толстый ковер, чтобы было удобно прислоняться к его теплой и мягкой поверхности. (Покажите это с помощью пантомимы.) Что еще ты можешь сделать со своим личным местом и со стеной вокруг него?

Давайте немного помолчим, чтобы в тишине каждый мог приглядеться к своему личному месту и подумать, что бы еще сделать с ним...

Кому из вас нравится место, в котором вы находитесь? Сейчас я громко выкрикну: "Поменяйтесь местами!" И каждый должен будет выбежать из своего места и перейти на место другого. Итак, поменяйтесь местами! Все заняли новые места? Нравится ли вам оно также, как и прежнее?

Хорошо. А теперь снова поменяйтесь местами и вернитесь каждый на свое собственное место назад. Как вы чувствуете себя здесь? Старое место вам нравится больше нового? Снова сядьте на пол и подумайте минутку, как вы себя чувствуете, когда у вас есть свое личное место...

А теперь аккуратно "сложите и упакуйте" свое личное место и положите его рядом с собой. Возвращайтесь на свои места в зале.

Анализ упражнения:

— За какой партой ты чаще всего сидишь в этом классе?

— Кто сидит рядом с тобой?

— Хочешь ли ты время от времени менять это место?

— Где твое любимое место дома?

— Где тебе больше нравится — на улице или где-то в укромном месте?

— А где любимое место твоего папы или твоей мамы?

— А где место воспитателя?

— Достаточно ли в этой группе  мест для того, чтобы пошептаться, поговорить со своими мягкими игрушками, поиграть "в секретики" или что-нибудь спрятать?

Игры на установление контакта

ИГРА 9.   Передай маску! (с 6 лет)

Цели:  Эта игра, заимствованна  из традиций театра импровизаций. Она взбадривает детей, делает их более внимательными и помогает настроиться на работу в группе. Каждый может избавиться от тех непродуктивных настроений, с которыми он пришел, и тем самым освободить голову для работы. Дети очень любят эту игру, позволяющую им вести себя спонтанно и проявлять чувство юмора. Они много смеются, и, проведя эту игру, Вы наверняка почувствуете в группе атмосферу любопытства и жажды действия. Чтобы эта высвобожденная энергия не ушла впустую, важно по окончании игры организовать деятельность, требующую от детей высокой активности.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражение. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение Вашего лица).

А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он "передает" своему соседу слева. Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и "передаем" его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.

ИГРА 10.  Только вместе!  (с 6 лет)

Цели: В ходе этой игры дети получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга. Очень хорошо, если у детей есть возможность поиграть в эту игру с разными партнерами.

Инструкция: Разбейтесь на пары и встаньте, пожалуйста, спина к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь мне очень интересно, сможете ли вы точно также встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться.

Анализ упражнения:

— С кем тебе вставать и садиться было легче всего?

— Что было самым трудным в этом упражнении?

ИГРА 11.  Приветствие.

Цели: Для здорового психического и физического развития детям необходимы разнообразные прикосновения, желательно приятные и способствующие более тесному личностному контакту с себе подобными.. В ходе данного упражнения дети могут устанавливать друг с другом физический контакт. Они должны будут придумать разнообразные формы приветствия,  причем одна из них на какое-то время может  стать  правилом для приветствия всех детей в группе. Таким образом, эта игра не только обеспечивает возможность физического контакта, но и способствует большей самоидентификации ребёнка со всей группой.

Инструкция: Я хочу поговорить с вами о том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может продемонстрировать типичное русское рукопожатие? А кто знает другой способ приветствовать друг друга?

Попросите детей показать различные варианты рукопожатий. Очень интересно бывает и развитие самого контакта при этом. Некоторые подают вялую безжизненную руку, другие жмут руку изо всех сил, и так далее.

Я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие, которые мы будем использовать в ближайшее время. Это приветствие  должно стать  отличительным знаком нашей группы.

Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты, чтобы изобрести с ним или с ней новый, как можно более необычный, способ приветствия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы мы все легко смогли бы его запомнить, но при этом — достаточно смешным, чтобы нам было весело приветствовать друг друга   именно таким способом.

Пока дети выполняют это задание, напишите на отдельных бумажках имена каждой пары, сложите записки в какую-нибудь коробочку или шапку.

Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. Нам необходимо выбрать то, которое мы будем с вами использовать на следующей неделе. Я приготовила жребии, и один из вас должен вытянуть бумажку с именами той пары, чье приветствие мы сейчас и выберем. После жребия эта пара еще раз покажет нам свое приветствие, чтобы мы смогли его хорошо запомнить.

На следующей неделе время от времени напоминайте об этом смешном приветствии и предоставляйте детям время (примерно полминуты), чтобы как можно больше ребят могли поздороваться друг с другом выбранным приветствием.

Анализ упражнения:

— Как приветствуют друг друга ребята нашего группы, когда собираются утром?

— В чем преимущество шутливого приветствия?

— Гордишься ли ты своей группой?

— Какой способ приветствия тебе показался самым смешным?

— Как приветствуют друг друга дети и взрослые из других стран?

ИГРА 12.  Отдам, тебе то, что есть у меня

Цели: С помощью этого небольшого ритуала дети могут создавать в группе атмосферу дружелюбия. Поскольку в ней они передают друг другу что-то невидимое, это активизирует их любопытство и фантазию. Эта игра хорошо работает в качестве "разогрева" в различных ситуациях.

Инструкция: Разбейтесь на группы от 8 до 10 человек. Пусть каждая группа образует свой круг. Один из вас начинает игру словами, например: "Тебе, Клава, отдам то, что есть у меня..."Произнося эти слова, этот  ребёнок  делает вид, что держит что-то в руках, подходит к Клаве и передает ей это. Клава, в свою очередь, "принимает подарок" обеими руками. Неважно, что это за подарок. Достаточно, если вы поймете, какого он примерно размера, хрупкий он или крепкий, легкий или тяжелый. После этого Клава должна решить, кому бы она хотела сделать подарок, и "передает" его с теми же словами: "Тебе, Олег, дам то, что есть у меня". Игра заканчивается, когда каждый получит хотя бы один подарок.

Побуждайте детей с помощью пантомимы показывать свойства подарка, не называя его при этом. Для этого вы можете, например, спросить: "Твой подарок тяжелый или легкий на вес?", "Если он упадет, он укатится или останется лежать на месте?"

Анализ упражнения:

— Какой подарок придумал первый ребенок?

— Ты угадал, что это был за подарок?

— Что тебе понравилось больше — дарить или получать подарки?

— Когда ты в последний раз получал подарок?

ИГРА 13.  Все вместе!

Цели: Эта игра годится для детей любого возраста, она уместна и в разновозрастной группе. Вам надо нарисовать на полу круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Если вы захотите задачу усложнить, то можете попросить детей составить остров из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.

Материалы: Мелки для рисования или листы газет.

Инструкция: Вы видите перед собой на полу небольшой остров (нарисованный или составленный из газет — в зависимости от Вашего выбора). Мне очень интересно, сколько человек может разместиться на этом островке. Это на самом деле получился совсем небольшой островок, но, может быть, вы сможете придумать, как разместиться на нем вам всем.

ИГРА 14.  Похлопывающий массаж

Цели: Обычно дети думают, что удар является только актом агрессии, которым мы причиняем окружающим боль. С помощью этого упражнения они могут увидеть другие возможности похлопываний, а именно — они смогут сделать приятный массаж другому ребенку с помощью легких ударов мягкой стороной ладони. Таким образом, "битье" становится способом приятного дружеского контакта. Этот опыт особенно полезен мальчикам.

Вы можете использовать данное упражнение в качестве бодрящей и освежающей физминутки. Похлопывание стимулирует нервные окончания, улучшает кровообращение и снимает мышечное перенапряжение. Кроме того, дети становятся более бодрыми и оживленными.

Инструкция: Я предлагаю вам веселую и освежающую игру-разминку. Разбейтесь, пожалуйста, на пары и выберите, кто будет Первым номером, а кто — Вторым.

Первые номера должны встать на колени, наклониться вперед и положить голову на ладони перед собой. А Вторые номера должны встать сбоку от Первых на колени и начать мягко постукивать пальцами по спине своего партнера. Это постукивание на слух должно быть похожим на легкий цокот копыт лошади, бегущей трусцой. Начинайте такое похлопывание от плеч и постепенно переходите по всей спине до пояса. Постукивать нужно поочередно то правой, то левой рукой. (2 минуты.)

А теперь, пожалуйста, поменяйтесь ролями.

Обсудите друг с другом, что вы чувствовали, когда вам делали массаж. Хорошо ли ваш партнер справлялся с задачей массажиста?

Можно делать это упражнение и сидя по кругу друг за другом.

Анализ упражнения:

— Как ты себя теперь чувствуешь?

— Что тебе больше понравилось — когда делали массаж тебе, или когда делал массаж ты?

— Почему полезен такой массаж?

— Знаешь ли ты другие формы массажа?

ИГРА 15.  Друг к дружке!

Цели: Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия почти всех детей друг с другом, также оно является быстрой освежающей разминкой. В этой игре дети могут почувствовать все свое тело. Кроме того это упражнение помогает научиться более точно идентифицировать различные части тела.

Инструкция: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро "примёрзнуть" друг к другу:

— правая рука к правой руке!

— нос к носу

— спина к спине

Ну, что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну: "Друг к дружке!", вам будет нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться друг до друга. Итак: "Друг к дружке! Ухо к уху!"

— бедро к бедру!

— пятка к пятке!

Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.

Анализ упражнения:

— Понравилась ли тебе игра?

— Легко ли тебе было действовать столь быстро?

— Были ли названы такие части тела, которые ты не сразу понял?

Игры для  групповой сплоченности

ИГРА 16.  Аплодисменты по кругу

Цели: В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодисменты всей группы. Эта игра — одна из самых любимых практически во всех возрастных группах.

Инструкция: Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас очень хорошая группа , и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

ИГРА 17.  Тряпичная кукла

Цели: Это релаксационное упражнение дает детям возможность нежно позаботиться друг о друге.

Инструкция: Вы можете рассказать мне, что такое нежность? Когда окружающие люди проявляют по отношению к вам нежность? А когда вы сами нежны по отношению к другим людям?

Я хочу предложить вам поиграть в игру, во время которой вы сможете быть особенно нежными и милыми по отношению к остальным ученикам. Сядьте все, пожалуйста, в круг. Кто из вас хотел бы отдохнуть и расслабиться? Хорошо, Галя, ложись на пол в центр круга и хорошенько расслабься, как тряпичная кукла. Я покажу сейчас остальным, как можно понежить тряпичную куклу.

Нежно приподнимите по очереди руки и ноги Гали и мягко положите их обратно на пол. При этом прокомментируйте свои действия словами, например: "Я мягко прикасаюсь к твоему локтю и запястью и медленно и нежно поднимаю твою руку вверх. Ты можешь расслабить все свои мускулы и не помогать мне при этом. Теперь ты можешь почувствовать приятный вес своей руки, а я буду нежно и ласково поднимать и опускать твою руку, а потом осторожно положу ее обратно на пол".

Ты хочешь, чтобы дети тоже подошли к тебе и по очереди нежно приподнимали твои руки и ноги подобно тому, как я это только что делала? (Пусть первая четверка детей продемонстрирует вам, что они могут это делать столь же аккуратно, как и Вы.) Вы все видели, как нежно и осторожно ваши друзья  делали это. Большое спасибо. Галя, ты можешь встать. Теперь вы все можете разбиться на пятерки. Каждый из вас должен хотя бы один раз побыть "тряпичной куклой". А остальные четверо в это время сядут возле него и по очереди будут нежно и ласково поднимать и опускать его руки и ноги.

Проследите, пожалуйста, чтобы у детей, лежащих в центре каждой подгруппы, одновременно была расслаблена только одна конечность, то есть, чтобы только один из четверых поднимал его руку или ногу. Ребенок, лежащий на полу, в каждой подгруппе может при желании останавливать движение ноги или руки.

        Вывод

 Дети, воспитанные на сотрудничестве, благожелательности и успехе, имеют гораздо больше шансов приобрести сильное самосознание, точно так, как дети, выращенные на сбалансированном питании, имеют больше шансов стать сильными и здоровыми. Общение и совместная деятельность – та основа, на которой строится вся жизнь детей. Постоянное взаимодействие детей друг с другом является самым ценным в дошкольной жизни и позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения.

Используемая литература:

1. Давыдов В. В. «Теория развивающего обучения»

2. С. Л. Соловейчик «Педагогика для всех»

3. Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии»

4. Маврина И. В. «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе»

5. Фопель К» Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Тема:Научить детей играть – значит научить жить.

Цель. Повышение педагогической компетентности в организации детских игр....

Консультация для педагогов ДОУ "Как научить детей сотрудничать"

Данная консультация о том, как важно для педагогов, чтоб дети сотрудничали и находили общий язык не только со взрослыми, но и между собой....

Консультация для родителей "Как научить детей сотрудничать"

     Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий, что осложняет их взаимоотноше...

Как научить детей сотрудничать

Итак, ваш малыш подрастает, и по всему чувствуется, что ему уже мало общения в семье, пора выводить его в более обширный круг людей....

Как научить детей сотрудничать

Консультация для воспитателей старшего дошкольного возраста "Как научить детей сотрудничать" Умение общаться и сохранять хорошие отношения с другими людьми становится все более важным....

Рекомендации родителям «Чему необходимо научить ребенка» 25 полезных вещей, которым мы можем научить детей.

Рекомендации родителям«Чему необходимо научить ребенка»25 полезных вещей, которым мы можем научить детей....

Как научить детей сотрудничать? Клаус Фопель

Психологические игры и упражнения для детей...