Консультация для воспитателей Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образования
статья
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzh_dlya_vospitateley.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СЕРГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н. И.СИРИНА»
Консультация для воспитателей
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образования
п. Сергино
2022-2023 уч.г.
«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДО ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
.
После введения ФГОС изменился подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Содержание образовательной области “Безопасность” в ДО направлено на достижение следующих целей:
1.Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
2.Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .
В силу особой значимости для охраны здоровья ребенка требуется соблюдение следующих основных условий
- полноты – содержание программы должно быть реализовано по всем разделам работы;
- системности – работа должна проводиться целенаправленно весь учебный год при гибком распределении содержания программы и с учетом спонтанно возникающих ситуаций;
- сезонности – учитывать климатические и сезонные изменения для максимального приближения ребенка к естественным природным условиям;
- учета условий сельской местности – раскрывать содержание учебного материала так, чтобы компенсировать неосведомленность детей в правилах поведения в непривычных для них условиях;
- возрастной адресованности – содержание работы с детьми разного возраста выстраивается в соответствии с возможностями детей по усвоению материала;
- интеграции – программа может реализовываться как самостоятельная парциальная программа, может выступать как составная часть комплексной программы. Программа должна представлять целостный педагогический процесс;
- преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДО и семьи – родители становятся активными участниками педагогического процесса в детском саду, должны поддерживать требования педагогов, проводить с детьми дома беседы и обсуждать конкретные темы, предложенные педагогами.
Формы организации воспитательно-образовательного процесса:
Занятия;
Проектная деятельность;
Моделирование заданных ситуаций;
заучивание стихотворений;
сбор фотоматериалов;
игры –тренинги, подвижные игры, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры
заучивание правил безопасного поведения;
беседы;
чтение художественной литературы;
рассматривание иллюстраций по теме;
наблюдения;
экскурсии;
театрализованные представления;
просмотр мультфильмов;
трудовая деятельность;
продуктивная деятельность;
отгадывание загадок;
развлечения;
досуги;
обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
встреча с интересными людьми;
участие в различных конкурсах;
личный пример взрослых.
Наряду с традиционными формами обучения большое внимание необходимо уделять организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:
1. Уголок безопасности, который содержит материалы:
Щит (бизиборд) безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема поселка в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Если малыш поранился» и др.
2. Игротека, которая содержит:
- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др.;
- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Хорошо – плохо», «Мой организм», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.
3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Примером для детей служат литературные произведения:
сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»,«Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». - Б. Житков «Пожар». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДО. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
В работе с родителями необходимо использовать информационно-аналитическое направление, познавательное направление, наглядно-информационное направление, досуговое направление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников"
в консультации представлены игры и игровые упражнения для дошкольников....
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
формирование основ жизнедечтельности у детей дошкольного возраста в данное время актуально, поэтому каждый педагог должен уметь объяснить дошкольнику провала безопасности на улице, дома....
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»Н. А. Островский.Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в у...
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью ...
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью и...
Консультация для воспитателей "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью ...