Консультация для воспитателей Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образования
статья

 

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_dlya_vospitateley.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СЕРГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА  Н. И.СИРИНА»

Консультация для воспитателей

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образования

п. Сергино

2022-2023 уч.г.

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДО ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

.

    После введения ФГОС   изменился  подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.                                                              

    Содержание образовательной области “Безопасность” в ДО направлено на достижение следующих целей:

1.Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;                                          

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

2.Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач:                    

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;      

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;        

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;                    

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

В силу особой значимости для охраны здоровья ребенка требуется соблюдение следующих основных условий

  • полноты – содержание программы должно быть реализовано по всем разделам работы;
  • системности – работа должна проводиться целенаправленно весь учебный год при гибком распределении содержания программы и с учетом спонтанно возникающих ситуаций;
  • сезонности – учитывать климатические и сезонные изменения для максимального приближения ребенка к естественным природным условиям;
  • учета условий сельской местности – раскрывать содержание учебного материала так, чтобы компенсировать неосведомленность детей в правилах поведения в непривычных для них условиях;
  • возрастной адресованности – содержание работы с детьми разного возраста выстраивается в соответствии с возможностями детей по усвоению материала;
  • интеграции – программа может реализовываться как самостоятельная парциальная программа, может выступать как составная часть комплексной программы. Программа должна представлять целостный педагогический процесс;
  • преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДО и семьи – родители становятся активными участниками педагогического процесса в детском саду, должны поддерживать требования педагогов, проводить с детьми дома беседы и обсуждать конкретные темы, предложенные педагогами.

Формы организации воспитательно-образовательного  процесса:

Занятия;

Проектная деятельность;

Моделирование заданных ситуаций;

заучивание стихотворений;

сбор фотоматериалов;

игры –тренинги, подвижные игры, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры

заучивание правил безопасного поведения;

беседы;

чтение художественной литературы;

рассматривание иллюстраций по теме;

наблюдения;

экскурсии;

театрализованные представления;

просмотр мультфильмов;

трудовая деятельность;

продуктивная деятельность;

отгадывание загадок;

развлечения;

досуги;

обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

встреча с интересными людьми;

участие в различных конкурсах;

личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения  большое внимание  необходимо уделять организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

Щит (бизиборд) безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема поселка в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Если малыш поранился» и др.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др.;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Хорошо – плохо», «Мой организм», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Примером для детей служат литературные произведения:

сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»,«Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». - Б. Житков «Пожар». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДО. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

В работе с родителями необходимо использовать информационно-аналитическое направление,  познавательное направление, наглядно-информационное направление, досуговое направление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников"

в консультации представлены игры и игровые упражнения для дошкольников....

Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

формирование основ жизнедечтельности у детей дошкольного возраста в данное время актуально, поэтому каждый педагог  должен уметь объяснить дошкольнику провала безопасности на улице, дома....

Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»Н. А. Островский.Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в у...

Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью ...

Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Формирование основ безопасности  жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью и...

Консультация для воспитателей "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью ...