Методическая разработка Мастерская профориентации
методическая разработка (младшая группа)

Новожилова Надежда Герасимовна

Методическая разработка преследует цель: формировать знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 2-3 лет, воспитание положительного отношения к труду взрослых.

В ходе ее реализации решаются следующие задачи:

- знакомство детей с профессиями ближайшего окружения;

- создание и поддерживание интереса малышей к деятельности взрослых;

- обеспечить восприятие ребёнком простейших трудовых действий, их называния и соотношения к профессии;

- помочь увидеть значимость труда взрослых в конкретных трудовых процессах;

- воспитание положительного отношения к результатам труда взрослых;

- побуждать к отражению полученных впечатлений в игре;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Кадуйского муниципального района МБДОУ                                                    «Детский сад № 12  «Родничок»

Методическая разработка

Мастерская профориентации

Проект сюжетно- ролевой игры :

«Путешествие по городу профессий».

1 младшая группа

Описание: https://tipik.ru/wp-content/uploads/2019/07/%D0%A1%D1%8E%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8011.jpg

Воспитатели 1младшей группы:

Новожилова Надежда Герасимовна

Утешева Марина Мусаевна

П. Хохлово

   2019 г

Проблема: недостаточное представление детей о мире профессий взрослых, малая активность детей в сюжетно-ролевых играх, отражающих труд взрослых, однообразие сюжета, не развит интерес к труду. При проведении бесед возникают затруднения в ответах на вопросы: кем работает мама, папа. Дети не всегда узнают и называют.

Актуальность: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых является сложным видом их социально-личностного развития, требующего специально организованной деятельности и создание условий для самостоятельных игр. Пути и формы приближения к ним труда взрослых, его пример, систематическая работа по ознакомлению воспитанников с трудом оказывает огромное влияние на развитие их социального опыта, воспитание положительного отношения и уважения к труду и профессиям.

Методическая разработка преследует цель: формировать знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 2-3 лет, воспитание положительного отношения к труду взрослых.

В ходе ее реализации решаются следующие задачи:

- знакомство детей с профессиями ближайшего окружения;

- создание и поддерживание интереса малышей к деятельности взрослых;

- обеспечить восприятие ребёнком простейших трудовых действий, их называния и соотношения к профессии;

- помочь увидеть значимость труда взрослых в конкретных трудовых процессах;

- воспитание положительного отношения к результатам труда взрослых;

- побуждать к отражению полученных впечатлений в игре;

Взаимодействие с семьей:

- рассказ родителей о своей работе детям;

- подборка иллюстраций для информации родителей, консультации;

- создание книжек – малышек «В мире профессий»;

- оформление стенгазет «Профессии»;

- оформление альбома «Стихи о профессиях».

Участники проекта: воспитатели первой младшей группы, воспитанники группы, родители.

Ожидаемый результат: создание положительного отношения дошкольников к труду взрослых, повышение их интереса к трудовым действиям, к профессиям взрослых, обогащение социального опыта детей, отражение полученных знаний и впечатлений в сюжетно-ролевых играх.

День недели

Форма работы

Цели

понедельник

Автопарк

Познакомить детей с основными видами транспорта; различать основные части транспорта; уметь дифференцировать транспорт по назначению.

вторник

Больница

Создание социальной ситуации для формирования у детей умения играть в сюжетно-ролевую игру «Больница», выбирать роль (врача, медсестры, пациента).

среда

Магазин

Познакомить детей с обобщающим понятием магазин.

четверг

Салон красоты

Расширять у детей представления о труде работников парикмахерской; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.

пятница

Все профессии нужны, все профессии важны

 Расширять и обогащать представление детей о профессиях, специальных орудиях труда и трудовых действиях.

Мы в профессии играем,

По душе их выбираем.

И мечтаем поскорее,

Мамы с папой стать взрослее,

Чтобы не просто так мечтать,

Кем сегодня ты хочешь стать.

Вхождение в тему недели

- Ребята, утром я нашла на столе для нас с вами вот это письмо от Почемучки. Он нам предлагает попутешествовать по городу профессий.

- Только он не знает, что это такое « профессия». Кто знает? (ответы детей)

Ребята, давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать? На чем поедем?

Вот и наш волшебный городок. Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать? А где можно поработать, давайте посмотрим.

ПОНЕДИЛЬНИК.

Тема дня : Остановка «Автопарк».

Умело он ведёт машину –

Ведь за рулём не первый год!

Слегка шуршат тугие шины,

Он нас по городу везёт.

Игра: « Я - шофер».

Рассказ о профессии шофера.

Стихотворение: «Я - шофёр».

Подвижная игра : «Машина, машина едет, гудит».

Игровые ситуации: «Покатаем кукол»; «Перевозим грузы»;

Шофёры
Шуршат по дорогам
Весёлые шины,
Спешат по дорогам
Машины, машины…
А в кузове - важные,
Срочные грузы:
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.
Работа шофёров
Трудна и сложна,
Но как она людям
Повсюду нужна!..

Игра: « Гонки»; «Автосервис».

С /ролевая игра: «Путешествуем на машине».

Едем, едем на машине,

  Нажимаем на педаль,

  Газ включаем, выключаем,

  Пристально мы смотрим вдаль.

  «Дворники» очистят стекла,

  Влево, вправо. Чистота!

  Волосы взъерошит ветер,

  Мы – шоферы хоть куда!»

ВТОРНИК.

Остановка: «Больница».

                                              Если заболело ухо,

                                              Если в горле стало сухо,

                                              Не волнуйся и не плачь,

                                              Ведь тебе поможет врач.

Рассматривание картины «На приеме у врача».

Беседа «Кто нас лечит». 

Игровая ситуация : «Полечим Мишутку».

Вышел на полянку

Мишка косолапый

Искал малину он в кустах

Поцарапал лапу.

Побежал медведь к врачу.

Ягод доктору принёс

Целую охапку.

Проблемная ситуация: «Как помочь Мишутке?».

-Мишка лапу оцарапал,

Дай, помажем йодом лапу!

-Ой, не надо йодом!

Может лучше мёдом!

Чтение К. Чуковский «Айболит»

Айболит лечил мартышек

А Пилюлькин коротышек

Мы же лечим всех подряд-

Бегемотиков, бельчат, крокодилов и волчат,

И лисят, и поросят,

Кукол, рыбок, зайчиков.

Девочек и мальчиков.

Вечер

Проблемная ситуация: «Наши куклы заболели. Что делать?»

Тише, тише, тишина

Наша Катенька больна.

Срочно доктор нужен ей,

Чтобы вылечить скорей.

Кукла Маша заболела,

Кашу манную не ела,

Надо Машу полечить

Спать в кроватку положить.

Надо кукол полечить

Машеньку и Катю.

Очень добрые врачи

Наши детки.

С/ролевая игра: «В больнице».

Лечим зубки мы и глазки,

И наложим вам повязки,

И таблеток вам дадим,

И микстурой напоим!

Есть у нас бинты и йод.

Приходи, больной народ!

А уж что совсем, приятно-

То, что лечим мы бесплатно.

СРЕДА.

Тема дня : Остановка «Магазин».

Ситуативный разговор: «Продавец-покупатель».

В магазине возле касс

Продавец встречает нас:

То пакетами шуршит,

То бумагой шелестит.

На весах живая стрелка,

И она быстра, как белка, -

Очень точные весы.

Мы купили колбасы,

Сыру твёрдого, конфет,

Кошке рыбу на обед.

Игра : « Едем в магазин за продуктами, за подарками».

Д/игра: «Что купили в магазине».

Продавцы товары знают

Даром время не теряют,

Все, что просим, продадут.

Это их привычный труд.

С/ролевая игра : «В магазине игрушек».

Я сегодня продавец

В магазине для детей.

У меня полно товаров

Заходите поскорей!

ЧЕТВЕРГ.

Тема дня : Остановка  «Салон красоты».

Утро.

Игра –ситуация : «В парикмахерской».

(пом. воспитателя делает прическу в игровом уголке «Парикмахерская»).

-Кто сегодня парикмахер?

Разрешите, буду я.

Я вам сделаю причёску,

Например, как у меня.

Перед зеркалом садитесь,

Я накидку повяжу.

И, конечно, первым делом

Аккуратно причешу.

А теперь накрутим челку,

На большие бигуди.

Заплетём косичку сбоку,

Хвост завяжем позади.

Это всё закрепим лаком

Или гелем для волос,

Подведём помадой губки,

И чуть-чуть припудрим нос.

Я всё сделала отлично,

Похвалите вы меня,

Ведь теперь моя подружка,

Стала лучше чем была.

Беседа о профессии «Парикмахер».

Д/игра : «Что нужно для работы».(пазлы)

Проблемная ситуация : «Парикмахер потерял инструменты».

Рисование : «Зубчики для расчески».

(Рисовалочка)
Зубья колки у РАСЧЁСКИ,
С виду – тонкие полоски.
Их рисуем сверху вниз – 
Будет мамочке сюрприз,
Их рисуем аккуратно –
Будет мамочке приятно!

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ.

С/ролевая игра : « Я –парикмахер».

Дайте ножницы ,расческу

Он вам сделает причёску.

Парикмахер непременно

Подстрижет вас современно.

Мастер сделает прическу,

Феном, щеткой и расческой.

Пышно локоны завьёт,

Чёлку щёткою взобьёт.

Всё в его руках горит-

Он изменит внешний вид.

ПЯТНИЦА.

Тема дня : « Все профессии нужны, все профессии важны».

Беседа : « Кем работают ваши родители».

Д/игра : «Кому, что нужно для работы»

Игра: «Отгадай загадку».

Экскурсия : « Кто работает у нас в детском саду».

Кухня: «Спасибо нашим поварам, что кормят вкусно нас!»

Прачечная: «Оказывается - вот кто стирает и гладит наши простынки.»

Вечер .

Досуг : «Все работы хороши –

Выбирай на вкус!»

Кем хотите стать вы, дети?
 Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
— Я хочу шофёром быть.
Грузы разные возить.
— Я мечтаю о балете. 
Лучше нет его на свете.
— Я хочу врачом стать классным. 
Буду всех лечить лекарством. 
Очень вкусным, как конфета. 
Съел его - болезней нету!
— В красках я души не чаю. 
Стать художником мечтаю. 
Закажите мне портрет. 
Справлюсь я, сомнений нет!
— Вы со мной, друзья, не спорьте, 
Я хочу стать первым в спорте. 
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за "Спартак"!
— Я хочу стать пианисткой. 
Замечательной артисткой. 
Музыка со мною с детства, 
Я люблю её всем сердцем.
— Я мечтаю стать скорей 
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть. 
Дни рожденья отмечать.
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!

 

Приложение

Я врачом, наверно, буду,
Стану я лечить людей!
Буду ездить я повсюду
И спасать больных детей!

Скоро буду я военный,
Или просто летчик - ас!
Как герой обыкновенный
Защищать я буду вас!

Балериной и певицей
Я всегда мечтала стать!
Чтоб красиво нарядиться,
Спеть для Вас и станцевать!

Я художником известным
Стану обязательно.
Рисовать мне интересно,
Очень увлекательно!

Я - учительницей школьной,
Детям знанья подарю!
Дети будут мной довольны,
Я вам точно говорю!

Ну а я вернусь сюда!
Ласковым, внимательным
И отзывчивым всегда
Стану воспитателем!

 «Все профессии важны, все профессии нужны!»

(Конспект занятия в первой младшей группе)

Цель: расширять и обогащать представление детей о профессиях, специальных орудиях труда и трудовых действиях.

Задачи: Обучающие: познакомить детей с профессиями – повар, врач, строитель, спецификой их труда; учить детей работать с наглядным материалом; знакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с их орудиями труда; учить анализировать неточности в высказываниях;

Развивающие: развивать у детей ассоциативное мышление и воображение; ввести в словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия; развивать двигательную активность.

Воспитательные: воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результату их труда; воспитывать желание трудиться вместе с взрослыми, воспитывать внимательность, усидчивость.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: картинки с изображением профессий – повара, врача, строителя (приложение №1); набор детской посуды и кухонных принадлежностей (кастрюли, сковорода, тарелки, половник); пластмассовый строительный набор (каска, защитные очки, пила, молоток, топор, отвертка, рулетка, плоскогубцы, пояс для инструментов); набор доктора (фонендоскоп, градусник, шприц, таблетки, молоточек, грелка, лопаточка для горла, пинцет); кукла Маша, деревянные грибочки, 3 корзинки, строительный материал.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Методы и приемы: наглядные (рассматривание картинок), словесные (использование художественного слова, рассказ воспитателя, беседа, указания и пояснения в воспитательном процессе, подведение итога), игровые.

Предварительная работа: беседа с детьми о профессиях родителей, экскурсия на кухню, наблюдение за работой доктора, просмотр мультфильма «Какой чудесные день», рассматривание картинок с данной тематикой.

Планируемые результаты: дети должны поддержать беседу о профессиях, активно и доброжелательно взаимодействовать с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; должны познакомиться с трудовыми действиями взрослых представленных профессий и их орудиями труда, должны эмоционально откликнуться на предложенные задания и попробовать себя в роли повара, врача, строителя.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Все профессии важны, все профессии нужны!

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша, давайте поздороваемся с ней. (Здравствуй, Маша!)

Воспитатель: Маша нарисовала картинки и хочет, чтобы вы угадали, кто на них нарисован. Готовы? (Да.)

II. Основная часть.

Воспитатель: Посмотрите на первую картинку. Кто на ней изображен? (Повар.)

Воспитатель: Правильно! Это повар. На голове у него колпак, на него надет фартук, а в руке – половник.

Кто готовит щи и кашу,

Кто же сварит нам компот?

Повар! Он накормит Машу

И ни капли не прольет!

Воспитатель: В нашем детском саду тоже работает повар, который варит нам вкусные каши, супы, компоты, печет блины, готовит все, что вы кушаете каждый день. Помните, мы с вами ходили на кухню? (Да.)

Воспитатель: Мы должны уважать труд поваров. Посмотрите на картинку, какая одежда у повара? (Колпак, фартук.)

Воспитатель: А в чем повар варит суп и компот? (В кастрюле.)

Воспитатель: А чем разливает суп по тарелочкам? (Половником.)

Воспитатель: На нашей маленькой кухне тоже есть кастрюли, сковородки, тарелки и половник. Давайте для куклы Маши сварим грибной суп.

Вызывается ребенок, на него одевается фартук и колпак. Цель: положить деревянные грибы в кастрюлю, поставить на плиту, помешать и разложить по тарелочкам.

Можно повторить 2 раза с разными детьми.

Воспитатель: Молодцы! Кукле Маше очень понравился ваш суп!

Физкультминутка.

«Поварята»

Мы веселые ребята,

Мы ребята – поварята,

Приготовим мы печенье,

Сверху сыплем сахарком,

А потом орех, варенье,

Ай, да что за угощенье!

Воспитатель: Ребята, посмотрите на следующую картинку. Кто на ней изображен? (Врач, доктор.)

Воспитатель: Правильно, это врач! Он одет в белый халат, на шее у него фонендоскоп, а в руке чемоданчик с инструментами и лекарством.

Кто же вылечит больного?

Кто дает таблетки вам?

Кто же выпишет уколы?

Это врач! Известно нам!

Воспитатель: Профессия врач – очень важная и трудная. Только доктор сможет правильно определить, чем мы заболели, и выпишет нужное лекарство.

Воспитатель: Во что одет врач? (В белый халат, белый колпак.)

Воспитатель: А что лежит в его чемоданчике? (Шприц, лопатка, градусник, пинцет, таблетки, молоточек.)

Воспитатель: Ребята, смотрите, у нашей куклы Маши заболел живот. Давайте вылечим ее.

Выбирается ребенок, на него надевается белый халат, белый колпак. Цель: помочь кукле Маше – послушать ее фонендоскопом, потрогать живот, поставить градусник, сделать укол.

Можно повторить 2 раза с разными детьми.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и вылечили нашу Машу! Она вам очень благодарна.

Воспитатель: А теперь посмотрите на последнюю картинку. Кто на ней изображен? (Строитель.)

Воспитатель: Правильно, это строитель!

Кто носит рулетку, топор, молоток,

Пилу, и, конечно же, каску?

Да это строитель! Наш друг без забот

Построит нам дом и террасу!

Воспитатель: Профессия строитель – очень важная и очень трудная. Нужно быть очень внимательным и ответственным, чтобы построить дом, на это уходит много времени. Посмотрите, на строителе надет комбинезон. А что у него на голове? (Каска.)

Воспитатель: А для чего она нужна? (Чтобы защищать голову.)

Воспитатель: А какие инструменты есть у строителя? (Молоток, пила, топор, рулетка, отвертка, плоскогубцы.)

Воспитатель: Смотрите, у нас тоже есть такие инструменты.  Давайте побудем строителями и построим дом для куклы Маши.

Вызывается ребенок, на него надевается каска, защитные очки, пояс с инструментами. Цель – из больших строительных материалов построить дом, поработать молотком и пилой.

Можно повторить 2 раза с разными детьми.

Воспитатель: Кукла Маша довольна новым домом, и очень вам благодарна! Молодцы, ребята!

Воспитатель: Мы сегодня с вами узнали о многих важных и нужных профессиях. Давайте напомним кукле Маше, кто изображен на картинках. (Повар, врач, строитель.)

Воспитатель: Ребята, Маша говорит, что повар суп мешает градусником. Это правда? (Нет, неправда. Повар суп мешает половником или ложкой.)

Воспитатель: А еще Маша говорит, что врач носит каску. Это правда? (Нет, неправда. Врач носит белый колпак.)

Воспитатель: Маша сейчас мне сказала, что строитель забивает гвозди половником. Это правда? (Нет, неправда. Строитель забивает гвозди молотком.)

Все вопросы сопровождаются картинками и нужными инструментами.

Воспитатель: Эх, Маша, ты все перепутала, хорошо, что наши ребятки такие умненькие и тебе все правильно объяснили!

Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем.

В корзинке перемешиваются инструменты врача и строителя. Вызываются 2 ребенка. Цель – выбрать отдельно по одному инструменту врача и строителя, добежать до стульчиков, положить в корзинки. Игра продолжается пока корзина с перемешанными инструментами не опустеет. Побеждает тот ребенок, который первый справился с поставленной задачей. Помощь воспитателя в правильном выборе инструментов обязательна.

III. Итог.

Воспитатель: Ребята, вспомните, кем мы сегодня с вами были? (Поварами, врачами, строителями.)

Воспитатель: Вам понравилось помогать кукле Маше? (Да.)

Воспитатель: Это очень важные и нужные профессии. И врач, и повар, и строитель помогают людям. Когда вы вырастите, вы тоже сможете стать кем-то из них. Все профессии важны, все профессии нужны!

Воспитатель: А теперь давайте попрощаемся с нашей куклой Машей и скажем ей «До свидания!» (До свидания!)

Список используемой литературы:

1.А.Барто «Девочка чумазая»

2.«Репка» - трудовой коллективизм.

3.стихи Б. Заходера:

«Шофер» «Сапожник»

Качу, лечу во весь опор. Мастер, мастер,

Я сам - шофер. И сам - мотор. Помоги – прохудились сапоги.

Нажимаю на педаль - Забивай покрепче

И машина мчится вдаль! Гвозди - мы пойдем сегодня

В гости!

4.А. Кардашовой «Наш доктор», К.Чуковский «Айболит» (в отрывках)

5.Потешки

6.Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1. - С. 64.

7.Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. -- Балашов: Николаев, - 2004. - 495 с.

8.Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10.- С. 56-63.

9.Мишарина Л.А. О формировании знаний о труде взрослых у детей. Л.: ЛГПИ им.Герцена, - 1999. - 274с.

10.Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1998.-№10.- С. 64-69.

11.Черединова Т. Юный пожарный // Дошкольное воспитание. - 2004- №11. - С. 65 ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Мастерская Деда Мороза"

Данная методическая разработка полезна родителям и детям. Она помогает организовать совместную деятельность детей и взрослых по подготовке к Новому году, развивает творческую способность дошкольников....

Методическая разработка "Мастерская Деда Мороза"

Данная методическая разработка полезна родителям и детям. Она помогает организовать совместную деятельность детей и взрослых по подготовке к Новому году, развивает творческую способность дошкольников....

Методическая разработка "Мастерская добрых дел"

Методическая разработка итогового мероприятия в рамках проектной технологии "Инструменты в добрых руках" для детей старшего дошколного возраста....

Методическая разработка "Мастерская для педагогов (лэпбук)"

Материал адресован педагогам дошколььных образовательных учреждений. В презентации рассказано о значении лэпбуков для педагогов и детей; о преимуществах использования лэпбука; как выбрать материал и к...

Методическая разработка «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.Задачи:Познакомить детей с профессиями,  ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Мастерская сюжетно-ролевых игр «Ателье»

  Цель методической разработки: помочь воспитателю в формировании представления у дошкольников, что такое ателье и его значение в жизни человека.Задачи методической разработки: через ...

Методическая разработка по профориентации (Инспектор ДПС)

Материал  представлен в виде слайдов, к которым прилагаются стихи описательного характера о деятельности инспектора ДПС. Материал доступен дошкольнику и помогает понять специфику деятельности инс...