ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ РЕГИОНОМ КАК ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

Шарова Ирина Юрьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kraevedenie.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ РЕГИОНОМ

КАК ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила:

Воспитатель – Шарова И.Ю.

Дзержинск, 2024г.

Патриотическое воспитание молодого поколения - одна из основных

задач современного образования, так как данный возрастной период имеет

самую благодатную почву для формирования чувства любви к Родине. Под

патриотическим воспитанием следует понимать постепенное и непрерывное

формирование у детей чувства любви к своей Родине. Патриотизм является

одной из важнейших черт всесторонне развитого человека. У учащихся

должно формироваться чувство гордости за свою Родину и свой народ,

чувство уважения к его национальному достоянию и героическим событиям

прошлого.

Реформирование, нововведения, изменения, произошедшие в стране за последние годы и образовавшиеся в связи с этим проблемы, которые касаются сферы воспитания детей, предопределили переосмысление сути патриотического воспитания, его места и роли в обществе.

Сфера познавательного и социального развития предполагает формирование первичных представлений о малой родине (регионе) и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, отечественных традициях и праздниках. Дошкольные образовательные учреждения, который в полной мере можно считать начальным звеном системы образования, должны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, позитивное отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Дошкольный возраст считается периодом интенсивного становления

личности детей. Именно в данном возрастном периоде воспитывается отношение к окружающему миру. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям: отцу, матери, бабушке, дедушке. Ребенок дошкольного возраста ассоциирует с Родиной родной дом, двор, вид из окна квартиры, детский сад, окружающую природу.

Актуальность формирования представлений о малой родине, о своем

регионе у детей дошкольного возраста обозначена в целевых ориентирах

современного дошкольного образования, как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям общества и семьи с учетом этнокультурной ситуации развития. Именно в старшем дошкольном возрасте у детей развивается

потребность социального познания окружающего жизненного пространства, желание

познания местных историко-культурных, национальных географических, природных особенностей своей социальной среды, родного региона и, как следствие, формируется «образ мира - образ окружающей среды».

Развитие понимания дошкольников о родном регионе взращивается вместе с взросление ребенка, закладывает основы эмоционально-ценностного понимания дошкольником окружающего мира, затем – развивающее, связанное с непосредственной деятельностью, с овладением элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений (ФГОС ДО), и уже на этой основе – обучающее.

Знакомство с родным регионом, формирование интереса, передача детям знаний о прошлом и настоящем своей малой родины направлено на повышение качества патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Знакомство детей с родным регионом: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Кроме формирования чувств и убеждений, необходима определенная

деятельность, являющаяся важным аспектом патриотического воспитания. Она состоит из: понимания устойчивой связи со своим народом, участия в его делах; сохранения и развития культурных ценностей, традиций, обычаев; соблюдения утвержденных моральных норм и правил, государственного законодательства; знания

достижения своей Родины. Патриотическая деятельность направлена на поддержание политики государственного строя, готовности ее отстаивать; на усвоение знаний по истории своего народа; добросовестное выполнение своих обязанностей в области образования и самообразования, умение работать плодотворно, с использованием творческой составляющей.

Прививается любовь к народным преданиям, легендам, поверьям,

народным песням, осуществляется знакомство с народным творчеством;

формируется уважение к устоявшимся национальным традициям, обычаям,

праздникам и соблюдение их. Все перечисленные разделы находятся в

тесной взаимосвязи, они образуют целостную систему, направленную на

патриотическое воспитание.

Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что патриотическое воспитание – это общественная категория, формирующая отношение человека к себе, своему народу и Родине. Это отношение проявляется в формировании определенных чувств, убеждений, идей. Только руководствуясь интересами, стремлениями, потребностями, идеалами своего народа, понимая свою национальную неповторимость и самобытность, человек становится зрелой, общественно сознательной личностью, убежденным патриотом и деятельным творцом собственной судьбы, и соучастником формирования истории своей Родины.

Патриотическое воспитание является основой всей учебно-воспитательной работы, в процессе которой происходит воспитание личности, наделенной чувством гордости за свое государство, добросовестно выполняющей общественные обязанности, осознающей экономические проблемы Родины и российского народа, относящейся с уважением и любовью к родным и близким людям. Российский патриотизм является одной из основных воспитательных идей современных детских дошкольных учреждений, и должен реализовываться внегрупповой деятельности.

Концепция дошкольного воспитания предусматривает развитие у дошкольников национальной культуры, являющейся общечеловеческие достижения демократии, чести, совести, гуманизма, достоинства, гражданственности; воспитание детей наиболее эффективно, при использовании примеров исторического прошлого, формирующих у детей чувства патриотизма и интернационализма.

В результате патриотически направленной деятельности, в ходе неоднократных повторений, развиваются навыки и привычки поведения, впоследствии становящихся нормой. Система действий, поступков

постепенно становится чертой характера, свойством личности.

Формирующиеся патриотические убеждения состоят из знаний, которые подкреплены искренней уверенностью в их истинности. На необходимость формирования патриотических убеждений у дошкольников указывал великий педагог мыслитель Я.А. Коменский, он писал об этом следующим образом: «они (дети) могли защищать все, что они считают истинным и добрым ... честным».

Цель убеждений состоит в формировании определенного подведения человека не только к пониманию основных положений патриотических чувств, но и внутреннему их восприятию. К патриотическим убеждениям относятся следующие чувства: признание приоритетной роли народа и родины в жизни человека; вера в способность русского народа построить собственное государство и навести в нем порядок; уверенность в будущем России и ее народа; надежда на собственные силы, талант, неповторимость, трудолюбие; уверенность в силе, стойкости и справедливости государственной власти.

Именно в дошкольном периоде, когда дети очень чувствительны к эмоциональным воздействиям и склонны к подражанию, формируются благоприятные условия для того, чтобы постепенно показать им смысл народного и мирового наследия через знакомство с художественными произведениями, этику человеческих взаимоотношений, сформировать первый практический опыт проявления личностных качеств в отношении родных и близких людей, родному дому, отчему краю с его особенной природой, собственной историей и уникальными традициями, – всего, из чего для каждого складывается понятие Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

« ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ СЕЛОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«Я узнал, что у меняЕсть огромная родня:И тропинка, и лесок,В поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною-Это все мое, родное!»В. ОрловАктуальность проектаВ проекте национальной доктрины образования Р...

Изучение языка и культуры родного края как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

опыт работы по изучению родного языка в старшей и подготовительной группе детского сада...

Проект «Знакомство с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

ПроблемаБольшое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на котор...