Что такое зависть?
план-конспект занятия (старшая группа)

1. Раскрыть понятие нравственной категории «зависть», воспитывать у детей умение радоваться успехам окружающих людей.

2. Воспитывать умение радоваться успехам окружающих людей.

3. Развивать речь детей.

4. Коррекция речи и памяти детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chto_takoe_zavist.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по нравственному воспитанию в старшей группе МДОУ д/с №18

на тему: «Что такое зависть?»

Воспитатель: Савельева Т.В.

Цели:

1. Раскрыть понятие нравственной категории «зависть», воспитывать у детей умение радоваться успехам окружающих людей.

2. Воспитывать умение радоваться успехам окружающих людей.

3. Развивать речь детей.

4. Коррекция речи и памяти детей.

Оборудование: пословицы, рассказ Л.Н. Толстого, басня И.А. Крылова.

Ход занятия.

Ребята мы с вами с первой минуты жизни находимся среди людей. С каждым годом мы взрослеем, и круг нашего общения расширяется. И порой бывает так сложно разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому из нас удаётся сберечь в себе человеческое, зависит то, какой будет наша жизнь.

- Сегодняшний час общения мы посвятим интересному и актуальному вопросу: что такое зависть?

- Начнем мы с того, что я вам прочитаю рассказ А.Н. Толстого «Молния и Солнце».

Рассказ «Молния и Солнце».

Спросила Молния у Солнца:

-Скажи, почему люди любят тебя большое, чем меня, ведь я тоже очень яркая?
- Они любят тепло и ласку, - отвечало Солнце.

- От моих пожаров, бушующих на земле, много тепла, но это их не успокаивает!

- Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.

 Беседа с ребятами

- Кому из участников рассказы вы симпатизируете? Почему?
- Какова основная мысль рассказа?

- Как вы понимаете значение слова «зависть»?

- Давайте прочитаем, какое понятие дается в словаре Ожегова: «Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого»

- Ребята, как вы думаете, чему люди могут завидовать?

- А вы завидовали когда-нибудь?

- Да, на этот вопрос нелегко решится ответить, ведь признаться что завидуешь – значит, согласится с тем, что другой человек лучше. Но завидуют все без исключения. Зависть возникает тогда, когда сравниваешь себя с кем-нибудь. А в жизни всегда есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее, богаче.

Зависть родилась вместе с нами. Возникает она из-за соперничества с одноклассниками, братьями, сёстрами. Всегда в жизни есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее, богаче. Возникает зависть, когда сравниваешь себя с кем-нибудь.

- Давайте вспомним сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Ребята, как вы думаете, в этой сказке встречается зависть?

- Да, старуха всё сравнивала себя с теми, кто богаче и завидовала им.

- К чему привела старуху её зависть? (опять к разбитому корыту)

- Какие сказки вы ещё знаете, в которых проявляется зависть? («Золушка»; «Морозко» – Марфушка завидовала доброте и красоте Настеньки; «Аленьки цветочек» – сёстры позавидовали младшей сестре, перевели стрелки часов; «Царевна – лягушка» – на пиру складывали в рукава, как Василиса; «Финист ясный сокол»; «Волшебник Изумрудного города» – Бастинда завидовала Элли, имеющей серебряные башмачки; «Сказка о царе Салтане» – зависть сестёр и Бабарихи; «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; «Белоснежка и семь гномов»)

- Что почувствовали мачеха и ее дочери, когда увидели, что Золушка надела хрустальный башмачок? (Зависть)

- Молодцы, ребята, много сказок знаете, связанных с завистью.

- Ребята, а кто-нибудь из вас сможет объяснить, что именно является объектом зависти?

- Верно, объект зависти – это человек, который имеет что-то такое, чего нет у тебя. Например, когда едешь в автобусе завидуешь тому, кто едет в такси, едешь в таски – завидуешь тому, кто едет в BMW.

- Русский народ не обошёл вниманием, это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок:

  • Кто чужое желает, тот все потеряет.
  • Злой плачет от зависти, а добрый - от жалости.
  • Где счастье, там и зависть.
  • Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.
  • Дай душе волю – захочется поболе.

Физкультминутка «Мауси и Котауси».

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие фонетического слуха, умения согласовывать слова и движения.

- Ребята, подумайте, зависть – это положительное чувство или отрицательное?

- Почему?

- Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу

- Наверняка вы от взрослых слышали такие выражения, как «чёрная зависть» и «белая зависть».

Чёрная зависть самая страшная, это удел неудачников. Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует драки, склоки, войны и ведет к смерти.

- А как вы понимаете «белая зависть»? (это зависть помогает приложить человеку немало усилий и труда, чтобы достичь того же успеха.)

- А сейчас я вам прочитаю сказку Л.Н. Толстого «Белка и волк». Вы внимательно послушайте, а потом скажите, какие чувства у вас вызывает эта сказка.

Чтение сказки Л.Н. Толстого.

Сказка «Белка и волк». Рассказы из «Азбуки» Л. Толстого.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на самого волка. Волк вскочил и захотел её съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.

Волк сказал:

-Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, от чего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе от того скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы от того, что мы добры и никому зла не делаем!

 Беседа по сказке.

- На какие размышления наводит вас сказка? В чём поучительный смысл сказки?

-Чему завидует волк? Какой завистью завидует волк? Что бы вы посоветовали волку?

- Послушайте, теперь я вам прочитаю басню И.А. Крылова «Лягушка и Вол».

Чтение басни (или «Сказка о зависти» М. Нефёдовой)

Басня «Лягушка и вол»

Лягушка на лугу, увидевши Вола,

Затеяла сама в дородстве с ним сравняться:

Она завистлива была.

И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться.

«Смотри- ка, квакушка, что буду ль я с  него?»-

Подруге говорит. «Нет, кумушка, далёко!» -

«Гляди же, как раздуюсь я широко.

Ну, какого?

Пополнилась ли я?» - «Почти что ничего».  –

«Ну, как теперь?» - «Всё то ж».

Пыхтела да пыхтела

И кончила моя затейница на том,

Что не сравнявшися с Волом,

С натуги лопнула и околела. (И.А.Крылов)

-Ребята, как вы думаете, о чём эта басня?

- Какое отношение автора к лягушке? А как вы относитесь к ней?

-Смогла ли лягушка добиться того, чего хотела? Какой вы сделали для себя вывод?

И человек иной так может разлететься,

Гоняясь за чужим успехом, кошельком иль славой,

Не будь же дураком – завидуй меньше и живи по средствам.

 Итог.

- Ребята, так что такое зависть?

-Завидуя другим людям, мы становимся лучше или хуже?

-Что в этом хорошего? Плохого?

Всё то, во что человек вкладывает душу, согревает своим теплом – даёт результат и делает человека достойным.

Сильный и умный человек направит свою зависть в нужное русло. Зависть только лишь подтолкнёт его приложить усилия, чтобы достичь того же успеха, а может быть стать и лучше.

А чтобы избавиться от зависти

  • Развивай в себе хорошие качества – доброту, терпение, уважение
  • Трудись, достигая своей цели
  • Радуйся успехам друзей и одноклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...