Терапевтические игры (автор Валкер Д)
консультация

Сковородникова Анна Владимировна

Задачи: учить способам выражения эмоций, действий, образов, вербальным способам объединения внутри группы; учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников; развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах, переживаниях

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Терапевтические игры (автор Валкер Д)

Задачи: учить способам выражения эмоций, действий, образов, вербальным способам объединения внутри группы; учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников; развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах, переживаниях

Игры-этюды (психогимнастика). Учить способам выражения эмоций, действий, образов.

В этюдах участвуют все дети. Взрослый называет образ, который необходимо детям изобразить с помощью мимики и пантомимы. Дети начинают демонстрировать роль и заканчивают перевоплощения по сигналу взрослого (гудок, звонок, музыкальный сигнал или др.). Создавая этюды. Они меняют мимику, пантомимические действия героя в соответствии со словами ведущего-взрослого (например: грустный старик, хвастливый воробей и т.д.). В этюдах детям можно пользоваться интонациями.

Анализ применения:

Детям достаточно трудно раскрепоститься, изображение различных образов дается им сначала с трудом, но через некоторое время они осваивают данную технику и с удовольствием показывают различные образы.

Игра «Скажи другому комплимент». Учить вербальным способам объединения внутри группы.

Всем участникам игры предлагается по очереди говорить приятные слова друг другу. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.

Анализ применения:

Упражнение проходит достаточно напряженно, поскольку бедный словарный запас еще не позволяет им достаточно четко выражать свои мысли.

Игра «Чувство другого». Воспитывать взаимопонимание у детей.

Из группы выделяются двое играющих. Их задача: медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и вновь оглянуться - и так три раза подряд.

Анализ применения:

Игра не понятна детям, поэтому применение ее в этом возрасте затруднено.

Игра «Назови себя». Учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Анализ применения:

Игра хорошо принимается детьми, они играют с удовольствием, но она вызывает некоторую дезорганизацию.

Игра «Позови ласково». Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу. Ход. Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику по желанию, ласково назвав его по имени. 60

Анализ применения:

Эту игру хорошо использовать для закрепления ласковых имен, названных в предыдущей.

Игра «Волшебный стул» Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные ласковые слова.

Ход. Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплементы. Можно погладить по голове и обнять сидящего.

Анализ применения:

Трудность возникает в активизации достаточно бедного в этом отношении словаря детей 6-7 лет.

Игра«Передача чувств» Научить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход. Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

Анализ применения:

Игровая ситуация, которая строится на невербальных действиях вызывает живой интерес детей данного возраста.

Игра «Перевоплощение». Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

Ход. Дети (по очереди) загадывают определенный «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.

Анализ применения:

Дети с удовольствием вступают в игры данного типа, поскольку чаще всего они вынуждены долгое время находиться в статичных позах, а подобные упражнения позволяют им освободиться от накопившейся энергии, эти игры можно использовать и на занятиях как полноценную замену физкультминуткам.

Игра «Моя любимая игрушка». Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни.

Ход. Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя ее, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.

Анализ применения:

Возникают проблемы из-за недостаточного владения навыками монологической речи, но сама игра очень нравится детям, они могут играть в нее самостоятельно.

Игра «Подарок другу». Развивать умение невербально «описывать» предмет.

Ход. Один ребенок становится «именинником», остальные, «дарят» ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».

Анализ применения:

Поначалу подобные задания вызывают затруднения, вызванные излишней застенчивостью, скованностью, но в дальнейшем именно они способствуют процессу внутреннего и внешнего раскрепощения детей.

Игра «Волшебный цветок». Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе.

Ход. Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается, затем каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает.

Анализ применения:

Дети перевоплощаясь в неживой предмет переносят и свои действия, чувства на него, т.к. в какой-то степени дистанцируются от самих себя, что позволяет им реализовать свои внутренние порывы.

.Игра «Разноцветный букет». Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ход. Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.

Анализ применения:

Дети охотно принимают участие в этой игре, ее можно использовать также как социометрическую методику.

Игра «Свеча». Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах, переживаниях.

Ход. Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2-3 секунды (свеча гаснет) открыв глаза, рассказывают какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

Анализ применения:

Данный вид деятельности необычен для детей, поэтому они с огромным интересом откликаются на предложение поиграть.

Игра «Солнечный зайчик». Продолжить воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

Ход. Детям предлагают с помощью зеркала поймать «солнечного зайчика». Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время «зайчик», обласканный детьми, вырос и уже не вмещается в ладошках и «зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.

Анализ применения:

Игра соответствует детским представлениям об одушевленности неживых предметов, поэтому воспринимается детьми достаточно серьезно и легко проходит в организационном плане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапевтические игры и упражнения

В статье описывается проведение игры-мастерской "Традник", которую можно использовать в работе с детьми, родителями, педагогами. Также предложены упражнения "Рисование субдоминантной рукой"....

Терапевтические игры

Особенности терапевтических игр. Правила проведения.Пути проведения терапевтических игр....

Терапевтические игры

Особенности терапевтических игр. Правила проведения.Пути проведения терапевтических игр....

Арт-терапевтические игры

Арт-терапевтические и психологические игры, упражнения, этюды для работы с дошкольниками по развитию эмоционально-личностной сферы...

Игры, предлагаемые по теме «Социализация в игре» © Автор В.А. Кайе

Представлены мои различные игры с детьми по теме нашей лаборатории "Социализация в игре", дано подробное описание, приведены фото игротек с детьми.Поскольку фото не  проходит можете при...

Арт-терапевтические игры

Арт-терапевтические и психологические игры, упражнения, этюды для работы с дошкольниками по развитию эмоционально-личностной сферы...

Арт терапевтическая игра " Разноцветный слоник"

Разноцветный слоник дождика боялся,Попадет под дождик - цвет совсем смывался.Становился слоник серым и невзрачным,А под летним ливнем - так совсем прозрачным.Потому в комоде, где скрипучий ящик,Пригот...