картотека опытов для старшей группы
методическая разработка (старшая группа)

Кенжегулова Гульмира Рахметуллаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_dlya_detey_starshey_gruppy.docx13.85 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов для детей старшей группы

 Опыт 1 «На свету и в темноте»

Цель: определение факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений. Материал: черенок комнатного растения в горшочке, коробка из прочного картона, две емкости с землей. Ход: Взрослый предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Зарисовывают результаты опыта через семь-десять дней (цветок под колпаком стал светлым, бледным). Убирают колпак. Через семь-десять дней вновь зарисовывают результат (цветок на свету позеленел – значит, в нем образовалось питание)

Опыт 2 «Может ли растение дышать?

 Цель: выявление потребности растения в воздухе. Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. Ход опыта: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли. Опыт 3 «С водой и без воды»

 Цель: выявление факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода, свет, тепло) Материал: Два одинаковых растения (бальзамин), вода Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растение без воды жить не может. Опыт 4 « Поглощение воды растениями»

 Цель: ознакомление детей с процессом поглощения воды растениями. Оборудование: сельдерей, чернила, пипетка, емкость с водой. Воспитатель предлагает детям ознакомиться с процессом поглощения воды растениями. Для этого он берет банку и наливает в нее немного воды. Затем добавляет несколько капель чернил в банку с помощью пипетки, чтобы придать цвет воде. Помещает пучок сельдерея в воду и оставляет банку на некоторое время в теплом месте. Результат. Через несколько часов стебель и листья сельдерея окрасились. Объяснение. Стебель поглощает окрашенную воду, а от него вода поступает к листьям. Именно таким образом растения впитывают воду корнями из земли, после чего она поступает к стеблю и листьям.

ОПЫТ 5 «Росток»

Цель. Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. Материалы. Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья. Процесс. Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место. Итоги. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток.

ОПЫТ 6 «Песок»

Цель. Рассмотреть форму песчинок. Материалы. Чистый песок, лоток, лупа. Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий. Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

 ОПЫТ 7 «Песчаный конус»

Цель. Установить свойства песка. Материалы. Сухой песок. Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Итог. Песок может двигаться. ОПЫТ 8 «Рассеянный песок» Цель. Установить свойство рассеянного песка. Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток. Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном. Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов (старшая группа)

Описание опытов, которые можно провести при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром....

Картотека прогулок (старшая группа)

Старшая группаСентябрьПрогулка 1Наблюдение за сезонными изменениямиЦели:-  закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой при­роды;—  учить выделять изменения в жизни растений и живот...

Картотека для старшей группы по бытовому труду

Тематическое планирование по труду в старшей группе...

Картотека прогулок. Старшая группа

Картотека прогулок. Старшая группа...

Картотека прогулка старшая группа

Картотека прогулка старшая группа...

КАРТОТЕКА ФИЗКУЛЬТМИНУТОК старшая группа

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быс...