Сценарий вечера малых фольклорных форм «от Рождества до Крещения»
методическая разработка (старшая группа)

Яценко Антонина Всеволодовна

Сценарий вечера малых фольклорных форм «от Рождества до Крещения» Цель: приобщать детей к русским традициям и обычаям, к истокам русской народной культуры, формировать представления о праздновании зимних святок на Руси, поддерживать интерес детей к Рождественским праздникам и желание участвовать в обряде колядования, воспитывать положительное отношение к народным традициям. Оформление группы: в виде русской избы. Новогодняя ёлка расположена в углу – таким образом, освобождается центр группы для проведения игр. Вдоль окон накрыт стол для совместного чаепития с родителями. Музыкальное оформление: фонограммы плясовых народных мелодий. Действующие лица: Хозяюшка, колядовщики – коза, медведь, цыганка. Дети в русских народных костюмах. Звучат весёлые русские народные песни. Гости (родители) и дети проходят и рассаживаются по местам. К гостям выходит Хозяюшка (воспитатель) . Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости! Всем ли удобно? Всем ли места хватило? Дай Бог тому, кто в нашем дому, - дорогим гостям, малым детушкам. Будем сегодня друг друга потешать,, веселиться и играть, песни распевать. Ведь зима - не только самое дорогое время года, но и самое богатое праздниками. И один из них – Новогодние Святки. Васильев день или, как в народе называли, Старый Новый год. А какая же зима без снега? Песня «Первый снег» (музыка А. Филиппенко, слова А. Горина) . Хозяйка: А как будем играть, подскажет нам шапка. Сейчас мы положим в шапку картинки, накроем платком, какую вытащим картинку, в такую игру и играть будем. Игра «Бубен» Все играющие встают в круг. У одного из них бубен. Произнося слова, дети быстро передают бубен друг другу. «Ты катись весёлый бубен, быстро, быстро по рукам, у кого весёлый бубен – тот загадку скажет нам». У кого в руках оказался бубен, загадывает загадку, а стоящие рядом должны отгадать. Хороводная игра «Топ-топ» Дети встают парами по кругу: первый- «лошадка», второй- «ездок». Произнося слова, пары выполняют движения: -Топ-топ – на конях, скрип-скрип-на санях (делают 2 притопа и бегут по кругу) . Едем к бабушке – на оладушки. -Будет, будет нам пирог (лепят пирожки) - Блин с подмазочкой (намазывают блин) -Будет, будет вечерок с доброй сказочкой (носок, пятка, 3 притопа- 2 раза) . Игра повторяется в другую сторону. Игроки меняются ролями. За дверью слышится стук, шум. Хозяюшка: Кто это к нам пожаловал? Колядовщики: Пришла коляда – отворяй ворота. Хозяюшка: Кто - ж вы, такие? Колядовщики: Это мы – колядовщики. Хозяюшка: Проходите, гости дорогие! Колядовщики: Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем! Счастья будет вам горой, урожая воз большой! (сыплют пшено) Сценка: «Коза и медведь» Коза: А ну, Топтыгин, топни ножкой, повесели гостей немножко. Медведь: Давай, Коза, покажем, как мы лихо пляшем (топает ногами) . Коза: Выходи плясать, Медведь, я частушки буду петь. Мы частушки пропоём, а потом плясать пойдём. Медведь: Ты когда поёшь, Коза, не закатывай глаза. Петь ты не умеешь, не поёшь, а блеешь. Коза: Ах ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь, Ты тугой на ухо - ни голоса, ни слуха. Медведь: Ах, Коза, ты Козочка, серенькая розочка. Хватит нам браниться, давай с тобой мириться. Коза: Ах, мой Миша дорогой, не ругались мы с тобой, Мы с тобой шутили, народ веселили (пляшут) . Колядовщики: Чем вы нас, хозяюшка, одарите? 1: Денег мешок или каши горшок? 2: Кувшин молока или кусок пирога? 3. Копеечки на конфеточки да на прянички? Хозяюшка: Ах вы, хитрые ребятки, отгадайте-ка загадки: *** Он бывает с толокном, с рисом, мясом и пшеном, С вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают. А как выйдет он от туда, то кладут его на блюдо (пирог) . *** Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал - там и пропал (сахар) . *** Маленькое, сдобное - колесо съедобное, Я одна его не съем, разделю ребятам всем (бублик) . Хозяюшка: Ай да, молодцы, смышлёные ребятки! А играть-то вы, умеете? В круг вставайте, да игру начинайте. Игра «Метёлка» Дети стоят в кругу и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого по окончании музыки остался в руках веник, тот выходит в центр круга и пляшет. Остальные хлопают. Хозяюшка: Идут колядки, подходите поближе, ребятки. Вот попробуйте кушанья сладкие. Колядовщики: 1- Кто нам дал пирога - тому рожь густа. Все: Счастья вам вместе, лет на двести! Хозяюшка: Ах, спасибо вам, ребятки, что пришли в наш дом на святки. Будьте же вы здоровыми, озорными да весёлыми. Колядовщики уходят. Хозяюшка : Что-то гости наши засиделись? Не пора ли и им встряхнуться, да поиграть с ребятками? Коляда, коляда, выходи играть сюда. По двору Мороз идёт, много льдинок он несёт. Игра:«Перенеси льдинки» (4 стула, 4 чашки, 2 ложки, льдинки- 10 кусочков сахара). Приглашаются 2 команды по 5 игроков (девочек и мальчиков). Задача: перенести как можно быстрее «льдинки» из одной чашки в другую. Побеждает та команда, игроки которой первыми перенесут все льдинки. Игра «Перетяни канат» Приглашается команда детей и родитель (папа) .Чертится мелом черта. Задание: перетянуть канат, кто перетянет, тот и выиграл. Игра «Валенки- скороходы» Приглашаются 2 команды игроков. Они выстраиваются в колонну друг за другом. У стартовой черты стоят валенки. По сигналу ведущего первые игроки надевают валенки, бегут к кеглям, обегают их, возвращаются к команде, внимают валенки, передают эстафету следующим игрокам. Побеждает та команда, которая первой закончит эстафету. Хозяюшка: Славное время - святочные дни. Всем людям добрым желаем добра, Золота и серебра! Пышных пирогов мягоньких блинов! Доброго здоровья, маслица коровья! Кому песни поем, тому сбудется. Тому сбудется - не минуется

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа на тему "Использование малых фольклорных форм на занятиях в старших группах"

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...

Доклад " Значение чтения малых фольклорных форм для развития речи дошкольников"

Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. Существует много средств устранения недостатков речи :игры, упражнения, чтение худ...

Опыт работы. Формирование математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм.

Формирование математических способностей дошкольниковв формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм....

Сценарий семинара- практикума на тему «Использование малых фольклорных форм для развития детей дошкольного возраста»

Одним из средств духовно-нравственного воспитания  является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, л...

Сценарий развлечения для детей ДОУ "От Рождества до Крещения"

Цель: многостороннее личностное развитие ребёнка через процесс освоения фольклорных традиций и формирование у учащихся умений, необходимых для воспроизводства элементов традиционной культуры своего на...

сценарий фольклорного праздника " От Рождества до Крещения" младша гуппа

Сценарий фольклорнго праздника для млдшей группы с участием взрослых и детей. Знакомство с тадициями святочных вечеров. Разучивание песен и стихотворений.....

Сценарий семинара- практикума на тему «Использование малых фольклорных форм для развития детей дошкольного возраста»

Одним из средств духовно-нравственного воспитания  является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, л...