Опыт работы. Формирование математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм.
методическая разработка по математике по теме

Крайсвитняя Светлана Вячеславовна

Формирование математических способностей дошкольников

в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование математических способностей дошкольников

в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм

На каждом этапе жизни и развития имеются способы и средства реализации содержания образования.

Для дошкольника таким средством является сказка, которая представляет собой феномен культуры. Сказка играет в мышлении ребенка ту же роль, что в мышлении взрослого играет логика. Сказка идентична по своей структуре с сюжетно – ролевой игрой и является эффективным средством развития ребенка. В сказке представлены знания о мире, специфическая картина мира, соответствующая специфике детской картине мира.

Игра – это форма организации всей жизни ребенка, способ его бытия и развития.

Мир остается для ребенка тайной именно в силу своей непредсказуемости, способности действовать автономно. И это заставляет ребенка вступать в особые отношения с миром – отношения общения, что позволяет преодолевать неопределенность в пространстве сюжетно – ролевой игры.

Если система активности ребенка разворачивается в пространстве детской игры, то систему мышления ребенка образует сказка, заменяющая ему логику взрослого человека.

 Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, так как, детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если на этом настаивают взрослые.

Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов работающих с дошкольниками - развить у детей интерес к математике.

Работая над данной темой  мы поставили перед собой 

цель: развивать  умственные способности  детей средствами математики.

Для  достижения поставленной цели нам потребуется  решить ряд задач:

  1. Эмоционально вовлекать ребенка в познавательную деятельность (только в этом случае он понимает и ощущает, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать красоту решения проблемы)

  1. Стимулировать любознательность ребенка, используя занимательные пособия и материалы, которые вызывают интерес и удивление

  1. Передавать инициативы от взрослого ребенку, самостоятельно находить способы их реализации

  1. Поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.

Устное народное творчество и произведения детских писателей поможет быстрее и легче усваивать программу по развитию ЭМП, следовательно, целесообразно включать его в следующие разделы программы:

– развитие и совершенствование сенсорных представлений;

– развитие пространственных и временных представлений;

– формирование количественных представлений и отношений;

– формирование навыков решения элементарных арифметических задач.

Известные фольклорные жанры – загадка, скороговорки, пословицы и поговорки способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей, но и обогащению словаря, развитию речи, логического мышления.

Мир детства невозможно представить без сказок и стихов. При формировании ЭМП у дошкольников большой эффективностью обладают сказки и стихи детских писателей. Так знакомя детей с числом и цифрами можно использовать стихи и сказки С. Маршака, Г. Виеру, В. Бакалдина, С. Михалкова.

-Это-месяц дугой, ниже месяц другой.

А теперь - посмотри: получилась цифра три!

-Делал Егорка с мамой уборку.

Опрокинул стул в квартире

Стал похож он на четыре.

Практика работы с дошкольникам показывает, что детям очень трудно усвоить темы по решению задач. Затруднения вызывает усвоение структуры задачи, постановки вопроса к задаче, решение задач на сложение и вычитание, составление задач. Чтобы преодолеть выше перечисленные трудности и повысить интерес к данной теме, поможет использование на занятиях задач в стихах или оформленных в виде сказок:

-Под кустами у реки жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать?

Решение задач в стихах способствует не только развитию и формированию ЭМП, но и развитию слухового внимания, памяти, логического мышления, воображения, обогащению словаря.

Сформировать у детей представления о величине предметов, пространственных и количественных представлениях помогут русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Репка», «Гуси-лебеди» и др.

Так используя сказку «Три медведя» и её героев, мы можем познакомить и закрепить понятия «большой», «маленький», «ещё меньше», «высокий», «низкий», а также предложить задания: «распредели героев по возрасту, по росту», «уложи спать, чтобы соответствовала кровать», «напои чаем, чтобы соответствовала посуда».

Сказка «Репка» поможет усвоить понятия «перед», «между», «за», порядковый счёт. Содержание сказки «Гуси лебеди» научит дошкольников ориентироваться в пространстве и усвоить понятия: «над лесом», «над рекой», «правый и левый берег» и т. д.

Знакомя детей со знаками и понятиями «больше», «меньше» можно использовать сказку «Два жадных брата», «Два жадных медвежонка».

Знакомя детей с понятием числа, побуждаем детей вспоминать сказки, стихотворения где употребляются числа: «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и т. д.

Кроме того занятия по математике будут ещё более интересными и приобретут яркую эмоциональную окраску, если речь на занятии пойдёт об известном сказочном герое, которому нужно оказать помощь в пересчёте предметов, составлении и решении задачи, прохождении лабиринта и т. д.

Не надо забывать и о том, что важное место при формировании ЭМП играют пальчиковые игры и физкультминутки:

-Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков.

Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика. «Пальцевый счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.

Загадки, пословицы, поговорки, считалки, стихи и сказки могут быть использованы не только на занятиях по математике, но и на индивидуальной работе, в играх детей, с целью закрепления пройденного материала.

Вся работа велась в тесной взаимосвязи с родителями. Родителям можно предложить работу по разучиванию загадок, пословиц, поговорок, стихов математического содержания. Так же  родителям было предложено анкетирование: «В какие игры играют ваши дети». Проведены консультации: «Игра в жизни ребенка»,  «Яркие и интересные игры». Беседы с родителями: «Влияние игры на математическое развитие ребенка». Просмотр игр и занятий с детьми, совместные игры с родителями, драматизация.  

Таким образом, устное народное творчество и произведения детских писателей играют существенно важную роль в обучении детей математике. Использование фольклора и литературных произведений поможет сформировать не только математические представления, но и приобщит детей к активной умственной деятельности, умению выделять главные свойства предметов и явлений, развивает активность, наблюдательность, смекалку, научит делать умозаключения, строить высказывания, суждения, сформирует быстроту реакции.

Литература:Большунова Н. Я. «Развитие математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки».

Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами сказки и малых фольклорных форм"

Обучение математики не долно быть скучным занятием для ребенка.Ребенок запоминает только то, что его заинтересовало, удивило. Устное народное творчество и произведения детских писателей поможет быстре...

Статья на тему "Малые фольклорные формы как средство обогащения лексики детей дошкольного возраста"

Малые фольклорные формы как средство обогащения лексики детей дошкольного возрастаВ последнее года возрастает интерес к фольклористике. Общество как  будто почувствовало  живительную си...

Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Введение            Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...

Использование малых фольклорных форм, как средства воспитания и обучения детей по формированию элементарных математических способностей.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Таким образом, если в работе с дошкольниками использовать элементы устного народного творчества, то это будет способствовать повышен...

«Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

      Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в стан...

Опыт работы "Развитие математических способностей с помощью игры".

Математика - великая и точная наука. В век высоких скоростей эта наука особенно важна и актуальна....

Деловая игра для городского методического объединения «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».

Деловая игра для педагогов "Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...