Деловая игра для городского методического объединения «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».
материал (подготовительная группа)

Соложенцева Наталья Анатольевна

Деловая игра для педагогов "Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».

 Цель: привлечь педагогов к изучению данной темы, посредством приобщения их к культурному наследию. 

  Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное значение.

      Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира. Поэтому нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания своего народа. 

      Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – это народная мудрость. Все, что пришло к нам из глубины веков, теперь называется народным творчеством. Очень важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

     Сейчас я хочу провести разминку со всеми, кто собрался в этом зале, а разминка называется: Определи жанр устного народного творчества.

«Друг познаётся в беде» (пословица)

А коток, а коток,
Кучерявенький лобок,
Украл бабушкин клубок
Да и спрятал в уголок.
А бабушка догнала
И за ушко подрала. (потешка)

Русский медленно запрягает, да быстро едет (поговорка)

«Я сидела на печи,

Сторожила калачи.

А за печкой мышки

Сторожили пышки» (частушка)

«Человек, который берется за многие ремесла, хорошо не владеет ни одним» (поговорка)

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала…» (Басня)

Вихрь, вихрь, не на меня, 
А на злого старика! 
Он в мышиной норе На медвежьей тропе! (закличка)

     Сидящие в зале педагоги делятся на две команды (Сударушки и Марьи Искуссницы.)

            Пословицы и поговорки.  Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например: Замечаем на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорим: «Поспешишь – людей насмешишь».

1 Конкурс:  Игра «Собери пословицу» (Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны  на слоги.)

- Ле  ни  ться да гу  лять доб ра не ви дать

- Вол  ков боя  ться  в лес не хо дить

- Жар кос тей не ло мит

- Без тру да не вы та щишь и рыб ку из пру да

- Ши ло в меш ке не ута ишь

- Че ло век без дру зей что де ре во без кор ней

Сказки

     С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых почитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.

2 Конкурс: «Как герой сказки»

Задание: нужно не только вспомнить, но и спеть или сказать как герой из сказки.

1. Какую песенку пел Колобок?

2. Что пела коза своим козлятам?

3. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

5. Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

(Ловись, рыбка, большая и маленькая! Нет, лучше ловись большая, да и побольше!)

6. Что говорила в это время лиса?

(- Ясни, ясни на небе звезды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!)

7.Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

8. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. 

3 Конкурс:  «Загадки».

1.Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы руки.)

2.Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок.)

3.Без тела — а живет, без языка — а кричит, никто его не видел, а всякий слышал   ( эхо )

4.Что с земли не поднимешь? (Тень.)

5.Сначала — блеск, а за блеском — треск, за треском — плеск. (Гроза.)

6.Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Дождь.)

7.Расколешь лед — возьмешь серебро. Разрежешь серебро — золото. (Яйцо.)

8.Летом спит, зимой ест. Тело теплое, а крови нет. (Печь.)

     Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отражали различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий. Скороговорка – старинная забава, это игра - веселая и безобидная, а главное - очень и очень полезная. Играя в скороговорки, можно научиться четко и ясно произносить звуки. А ведь это так важно! Не каждому удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.

4 Конкурс:  «Скороговорки»

1. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны? (Белые бараны били в барабаны.)

2. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку? (Кукушка кукушонку купила капюшон.

 Надел кукушонок капюшон,

 Как в капюшоне кукушонок смешон.)

3. Что летит от топота копыт? (От топота копыт пыль по полю летит.)

4.Кого увидел Грека в реке?( Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап.)

Заклички — важный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора. Это обращения к явлениям неживой природы - к солнцу, дождю, радуге. Иногда дети исполняют заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»).

Заклички «украшают» народную игру, делают её ярче, веселее. Звонкие детские голоса, выкрикивающие закличку, создают отличное настроение, побуждает к активному действию, вызывают наибольший интерес к игре.

5 Конкурс: Угадай, с какой игры закличка

Я монах в синих штанах, пришел за …

Или

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

Ответ: это игра «Краски»

Проходите, господа, открываем ворота,

Первой мать пройдёт,

Всех детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас.

Ответ: это игра «Золотые ворота»

Я ношу, ношу колечко

И кому-то подарю!

Ответ: это игра «Колечко»

Вам прислали сто рублей

Что хотите, то купите,

Чёрный, белый не берите,

"Да" и "нет" не говорите!

Ответ: это игра «Вы поедете на бал?» или игра «Фанты»

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

Ответ: это игра «Заря»

     Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. В нем отразилась широта и удаль славянской души.

В старину хороводы водились на особенных местах, каждое из которых получало свое название. Это были озера, реки, лужайки, рощи, пустоши, огороды, дворы. На одних местах собирались хороводы только праздничные, на других – повседневные.

     Приглашаются все педагоги на хороводную игру «Метелица».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Введение            Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...

«Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

      Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в стан...

Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской национальной культуре

Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возрод...

Самообразование воспитателя средней группы по теме: "Роль малых форм фольклора в приобщении дошкольников к русской народной культуре" 2018-2019 уч.г.

 Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, пр...

Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...

Семинар – практикум для педагогов «Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Семинар – практикум для  педагогов«Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»...

мастер - класс. " Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Мастер - класс, проводился на базе дошкольного отделения, в рамках школьного округа. Очень был полезен и педагогам дошкольного образования, а так же учителям начальных классов.Педагоги активно участво...