Семинар – практикум для педагогов «Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
материал

Семинар – практикум для  педагогов

«Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_pedagogov.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Жар – птица»

Семинар – практикум для  педагогов

«Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

воспитатель Л.О.Сидорук

г. Нижневартовск

Семинар – практикум для  педагогов

«Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Подготовила и провела воспитатель Сидорук Л.О.

Цель семинара-практикума: Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах приобщения детей к русской народной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству.                                Задачи семинара-практикума:                                                                               Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество;                                                                                                             Использование малых фольклорных форм в развитие речевой деятельности детей;                Формирование у педагогов понимания значимости использования устного народного творчества в воспитании детей.                                                                              Ход семинара.                                                                                                        Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы поговорим о русском народном творчестве.                                                                                                             Чтобы настроиться на нужный лад, мы с вами поиграем в игру «Поздороваемся». Для этого нужно образовать два круга, один внутри другого, и поздороваться ладошками да локоточками под русскую народную музыку.                                                                                                                       Свое выступление мне хочется начать со слов  В.Сухомлинского:  

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,   фантазии, творчеству,- это  источник  любви к Родине, пусть ребенок   чувствует  красоту  и восторгается  ею, пусть в его сердце ив  памяти  навсегда  сохранятся  образы,  в  которых  воплощается  Родина».    

За последние годы жизнь нашего народа очень изменилась, произошла переоценка ценностей, в том числе и исторического прошлого. Но эта переоценка проявила и то, что мы недостаточно знакомы с народной культурой: как жили люди на Руси, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, обычаи, чем украшали свой быт и вообще, из чего этот быт состоял. А если мы знаем обо всем этом недостаточно, то, что мы сможем передать младшему поколению? Чтобы донести все это до сознания детей, надо чтобы через наше сознание прошло то, что мы являемся носителями русской народной культуры, что детей необходимо воспитывать в национальных традициях.                                                                               Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.                                                                                                      Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством

Само слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло к нам из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость».

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа.

Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами и сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.

Душевной теплотой и любовью пронизаны  колыбельные песенки, потешки, пестушки.

А также становится чище речь, развивается эмоциональная отзывчивость.

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей: обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов, также становится чище речь, развивается эмоциональная отзывчивость.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их.

Сегодня мы в игровой форме вспомним, а кто – то может быть откроет для себя что-то новое о фольклорном творчестве.

Практическая часть.

Сейчас мы разделимся на 2 команды и посоревнуемся, отвечая на мои вопросы.  За правильный ответ вы будете получать игрушку-матрешку. По завершении мы подсчитаем, чья команда наберет больше баллов-матрешек.              

«Поэзия пестования»

1 вопрос – Как называются песни, которыми убаюкивают малышей?               Ответ: (колыбельные)                                                                                                                        2 вопрос – Какая форма народного фольклора направлена только на физическое развитие ребенка?        Ответ: (пестушки)                                                                                 3 вопрос – Как называется смешной небольшой рассказ или смешноевыражение, придающее речи юмористический оттенок?           Ответ: (прибаутка)                                                                                                                        4 вопрос – На какую особенность мышления детей рассчитаны колыбельные песенки?             Ответ: (конкретно образное мышление)

«Потешный фольклор»

1 вопрос – Назовите форму потешного фольклора:                                                             От топота копыт пыль по полю летит.  Ответ: (скороговорки)                                                 2 вопрос – Какой детский писатель рассматривал перевертыши как собственное творчество детей?                  Ответ: (К. И. Чуковский)                                                 3 вопрос – Как еще называют перевертыши?         Ответ: (скоморошины)                    4 вопрос – Какая форма потешного фольклора направляет внимание ребенка на предметы и явления, их выдающиеся признаки, побуждает вникать  глубже в смысле словесных обозначений этих признаков, повышает силу воображения? Ответ: (загадки)

«Игровой фольклор»

1 вопрос – Назовите несколько русских народных игр.             Ответ: («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота»,«Ловишки», «Жмурки», «Городки», «Прятки», «Ручеек», «Колечко» и др.)                                                                                                                                          2 вопрос – Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре?   Ответ: (считалки)  3 вопрос – С чем связаны хороводные игры на Руси?                                                  Ответ: (с народными обрядами)                                                                                               4 вопрос – Наличие чего обязательно в детских народных играх?  Ответ: (правил)

«Музыкальный фольклор»

1 вопрос – С чего начинается первое знакомство ребенка с фольклором?        Ответ: (с колыбельной)                                                                                                      2 вопрос – Самый массовый и популярный жанр фольклора?                               Ответ: (песня)                                                                                                                            3 вопрос – Назовите самые известные русские народные детские песни.               Ответ: («Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем», «На горе-то калина»…)                                                  4 вопрос – Назовите русские народные детские музыкальные инструменты.           Ответ: (свистульки, жужжалки, погремелки, балалайка, гусли, рожок …)

«Герои народного фольклора»

1 вопрос – Кому из зверей народной речи дают следующие названия: лесник, ломака, костоправ.                   Ответ: (медведь)                                                          2 вопрос – Кто это: злая ведьма, похитительница детей?  Ответ: (баба-яга)           3 вопрос – Вариантов сказки с этой героиней очень много, но неизменно в них плачут баба и дед. Кто эта героиня?                       Ответ: (курочка-ряба)                4 вопрос – Из какой сказки следующие герои: комар-пискун, слепень жигун, муха-горюха?                                                                                   Ответ: (терем-теремок)

Подсчёт «Матрёшек»

Заключительная часть.

Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливает опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений. Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Введение            Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...

«Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

      Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в стан...

Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской национальной культуре

Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возрод...

Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...

мастер - класс. " Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Мастер - класс, проводился на базе дошкольного отделения, в рамках школьного округа. Очень был полезен и педагогам дошкольного образования, а так же учителям начальных классов.Педагоги активно участво...

Деловая игра для городского методического объединения «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».

Деловая игра для педагогов "Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...