Главные вкладки

    Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
    консультация на тему

    Панюкова Екатерина Анатольевна

    Введение

                Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное значение.

                Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира. Поэтому нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания своего народа. 

                Цель семинара-практикума: Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах приобщения детей к национальной культуре, развитие интереса у них к устному народному творчеству.

                Задачи семинара-практикума:

    ·         Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество;

    • Развитие речевой деятельности детей в различных видах деятельности с использованием малых фольклорных форм;
    • Формирование у педагогов понимания значимости использования устного народного творчества в воспитании детей.

               

                Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – это народная мудрость. Все, что пришло к нам из глубины веков, теперь называется народным творчеством. Очень важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

                Вспомним виды фольклорного творчества.

                Колыбельные песни— песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

                Потешки— короткие стишки, предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями. Наиболее популярные сюжеты потешек: “Ладушки” (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключительных  словах ручки разводят и кладут на голову: “Полетели, на головку сели!”); “Сорока” (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); “Идет коза рогатая” (жесты взрослого изображают встречу с козой). 

                 Считалки — вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей.

                Пословицы и поговорки.  Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например : Замечаем на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорим: «Поспешишь – людей насмешишь».

                Сказки.  Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

                 Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. 

                Скороговорка. Веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. 

                Заклички – обращения к природе, животным с просьбой. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.  Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» (Громко.) Солнышко, появись! Красное, нарядись!

     

    Конкурс для педагогов

    Ведущий: Назовите  методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре. (Чтение, рассказывание сказок, потешек, художественное слово: загадки, пословицы, поговорки, приметы, пение колыбельных, народных песен.)

    МЕТОДЫ:

    – наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

    словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);

    игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, “Вечерах общения” и “Уроках доброты”. Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;

     практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

     

    Далее педагоги делятся на 2 команды, и выполняют задания ведущего.

     1 задание. Игра «Собери пословицу» (Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны  на слоги.)

    - Ле  ни  ться да гу  лять доб ра не ви дать

    - Вол  ков боя  ться  в лес не хо дить

    - Жар кос тей не ло мит

    - Без тру да не вы та щишь и рыб ку из пру да

    - Ши ло в меш ке не ута ишь

    - Че ло век без дру зей что де ре во без кор ней

     

     2 задание. "Сказки". Команды отвечают на вопросы.

    ·         Кто носил пояс с надписью «Когда злой бываю, семерых убиваю»? Ответ: Храбрый портной.

    ·         В какой сказке на земле идет снег, если на небе взбивают пуховую перину? Ответ: «Госпожа Метелица».

    ·         Какое транспортное средство фея превратила тыкву с помощью волшебной палочки в сказке «Золушка»? Ответ: В карету.

    ·         Что явилось перед Ослиной Шкурой, когда она ударила волшебной палочкой по земле? Ответ: Сундук с нарядами.

    ·         Как звали героиню, которая получила свое прозвище благодаря головному убору? Ответ: Красная Шапочка.

     

    3 задание. "Угадай сказочный предмет»

    1.      Какой головной убор помогает прятаться ?      ( шапка – невидимка)

    2.      На дубе – ларец, в  ларце – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо. А что в яйце ?   ( игла – смерть Кощея Бессмертного).

    3.      Меч, с помощью которого богатырь обезглавил Змея Горыныча  ( меч – кладенец).

    4.      Скатерть , которая умеет готовить  ( скатерть – самобранка).

     

    4 задание. Объясните значение устаревших слов

    Молвил, очи, уста, светелка, веретено, терем, ватажиться, балакать.

     

    5 задание. «Загадки».

    Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы руки.)

    Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок.)

    Без тела — а живет, без языка — а кричит, никто его не видел, а всякий слышал   ( эхо )

    Что с земли не поднимешь? (Тень.)

    Сначала — блеск, а за блеском — треск, за треском — плеск. (Гроза.)

    Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Дождь.)

    Расколешь лед — возьмешь серебро. Разрежешь серебро — золото. (Яйцо.)

    Летом спит, зимой ест. Тело теплое, а крови нет. (Печь.)

    6 задание. Викторина по малым фольклорным жанрам.

    Образное, краткое изречение, легко определяющее какое-либо явление (поговорка),

    2.     Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом моралью (басня).

    3.     Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (былина),

    4.     Основной вид устного народного творчества, художественное повествование, фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка),

    5.     Короткий, весёлый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот),

    6.     Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор),

    7.     Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (пеня),

    8.     Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка),

    9.     Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл(пословица),

    10.   Краткая, из двух или трёх строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающая приплясом (частушка).

                Спасибо за внимание!        

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum_1.docx107.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №17 общеразвивающего вида»

    г. Печора

    Семинар – практикум

    для педагогов

    Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

    Картинки по запросу фольклор

    Воспитатель: Панюкова Екатерина Анатольевна

    Введение

            Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное значение.

            Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира. Поэтому нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания своего народа. 

            Цель семинара-практикума: Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах приобщения детей к национальной культуре, развитие интереса у них к устному народному творчеству.

            Задачи семинара-практикума:

    • Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество;
    • Развитие речевой деятельности детей в различных видах деятельности с использованием малых фольклорных форм;
    • Формирование у педагогов понимания значимости использования устного народного творчества в воспитании детей.

            

            Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – это народная мудрость. Все, что пришло к нам из глубины веков, теперь называется народным творчеством. Очень важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

            Вспомним виды фольклорного творчества.

            Колыбельные песни— песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

            Потешки— короткие стишки, предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями. Наиболее популярные сюжеты потешек: “Ладушки” (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключительных  словах ручки разводят и кладут на голову: “Полетели, на головку сели!”); “Сорока” (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); “Идет коза рогатая” (жесты взрослого изображают встречу с козой). 

             Считалки — вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей.

            Пословицы и поговорки.  Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например : Замечаем на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорим: «Поспешишь – людей насмешишь».

            Сказки.  Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

             Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. 

            Скороговорка. Веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. 

             Заклички – обращения к природе, животным с просьбой. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.  Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» (Громко.) Солнышко, появись! Красное, нарядись!

    Конкурс для педагогов

    Ведущий: Назовите  методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре. (Чтение, рассказывание сказок, потешек, художественное слово: загадки, пословицы, поговорки, приметы, пение колыбельных, народных песен.)

    МЕТОДЫ:

    – наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

    словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);

    игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, “Вечерах общения” и “Уроках доброты”. Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;

     практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

    Далее педагоги делятся на 2 команды, и выполняют задания ведущего.

     1 задание. Игра «Собери пословицу» (Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны  на слоги.)

    - Ле  ни  ться да гу  лять доб ра не ви дать

    - Вол  ков боя  ться  в лес не хо дить

    - Жар кос тей не ло мит

    - Без тру да не вы та щишь и рыб ку из пру да

    - Ши ло в меш ке не ута ишь

    - Че ло век без дру зей что де ре во без кор ней

     2 задание. "Сказки". Команды отвечают на вопросы. 

    • Кто носил пояс с надписью «Когда злой бываю, семерых убиваю»? Ответ: Храбрый портной.
    • В какой сказке на земле идет снег, если на небе взбивают пуховую перину? Ответ: «Госпожа Метелица».
    • Какое транспортное средство фея превратила тыкву с помощью волшебной палочки в сказке «Золушка»? Ответ: В карету.
    • Что явилось перед Ослиной Шкурой, когда она ударила волшебной палочкой по земле? Ответ: Сундук с нарядами.
    • Как звали героиню, которая получила свое прозвище благодаря головному убору? Ответ: Красная Шапочка.

    3 задание. "Угадай сказочный предмет»

    1. Какой головной убор помогает прятаться ?      ( шапка – невидимка)
    2. На дубе – ларец, в  ларце – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо. А что в яйце ?   ( игла – смерть Кощея Бессмертного).
    3. Меч, с помощью которого богатырь обезглавил Змея Горыныча  ( меч – кладенец).
    4. Скатерть , которая умеет готовить  ( скатерть – самобранка).

    4 задание. Объясните значение устаревших слов

    Молвил, очи, уста, светелка, веретено, терем, ватажиться, балакать.

    5 задание. «Загадки».

    Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы руки.)

    Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок.)

    Без тела — а живет, без языка — а кричит, никто его не видел, а всякий слышал   ( эхо )

    Что с земли не поднимешь? (Тень.)

    Сначала — блеск, а за блеском — треск, за треском — плеск. (Гроза.)

    Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Дождь.)

    Расколешь лед — возьмешь серебро. Разрежешь серебро — золото. (Яйцо.)

    Летом спит, зимой ест. Тело теплое, а крови нет. (Печь.)

    6 задание. Викторина по малым фольклорным жанрам.

    Образное, краткое изречение, легко определяющее какое-либо явление (поговорка),

    2.     Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом моралью (басня).

    3.     Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (былина),

    4.     Основной вид устного народного творчества, художественное повествование, фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка),

    5.     Короткий, весёлый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот),

    6.     Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор),

    7.     Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (пеня),

    8.     Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка),

    9.     Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл(пословица),

    10.   Краткая, из двух или трёх строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающая приплясом (частушка).

                Спасибо за внимание!        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »

    Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре  в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет ...

    «Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

          Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в стан...

    Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской национальной культуре

    Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возрод...

    Самообразование воспитателя средней группы по теме: "Роль малых форм фольклора в приобщении дошкольников к русской народной культуре" 2018-2019 уч.г.

     Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, пр...

    Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»

    Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...