Статья на тему "Малые фольклорные формы как средство обогащения лексики детей дошкольного возраста"
статья на тему

Рыпневская Татьяна Анатольевна

Малые фольклорные формы как средство

 обогащения лексики детей дошкольного возраста

В последнее года возрастает интерес к фольклористике. Общество как  будто почувствовало  живительную силу обновления, можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Неслучайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость». Духовный мир человека начинает формироваться с младенчества. В дошкольные года важную роль в этом процессе играют разнообразные фольклорные произведения, которые созданы предшествующими поколениями для детей.  

            Все в детстве любят отгадывать загадки, мамы поют колыбельные песни, все знают русские пословицы и поговорки, поют частушки и прибаутки, проигрываются потешки. Все это - малые жанры фольклора. Малые жанры фольклора - сами по себе небольшие по объему произведения.  Некоторые исследователи дают им определение детский фольклор, поскольку такие произведения входят в жизнь ребенка очень рано, задолго до овладения речью.

      Устное народное творчество существовало еще и в дописьменную эпоху. Произведения фольклора передавались устно. Запоминали, как правило, их со слуха. Малые жанры фольклора с самого рождения сопровождают нас.

         Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходиться, это очевидно. Вместе с тем до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка. Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью, а также другими жанровыми особенностями – речевыми, смысловыми, звуковыми. Потешки и прибаутки помогают активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям.

          Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют детей прислушиваться, замирать на мгновение, всматриваться в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для детей в тот период, когда у него сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова. При этом возникает как бы цепь слуховых ориентировочных реакций (слуховая аутостимуляция). Они позволяют установить двухсторонний контакт с ребенком на ориентировочной и эмоциональной основе.

        Активирующее воздействие оказывает, во-первых, речевой звуковой поток. Обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами, поскольку в связной речи семантика отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой всего высказывания.

     Во-вторых, очевидно активирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте малых фольклорных форм (например, «баю, баю, баю, бай!», «люлю-лю-люлюшки!, «ток-ток-литок-ток!»).

        Повторяющиеся звукосочетания, адресованные ребенку, не несут какого либо смыслового содержания. Но они побуждают его невольно вслушиваться в звучащую речь, рассчитанную на развивающуюся подражательную способность. Эти повторяющиеся звукосочетания взрослый может исполнять не только речитативом, но и вокально, специально растягивая гласный звук, что создает эффект музыкальности. Вот почему их назвали наиграшами. С их помощью у ребенка развивается речевой слух, с их помощью он подходит к воспроизведению речевых звуков.

      Фольклорные звукосочетания-наигрыши – уникальный, звуковой материал для овладения речевыми навыками. Многосторонность фольклористики для детей обнаруживается так же и в том, что звукосочетания-наигрыши взрослый использует в сочетании с игровыми приёмами: похлопывать в ладоши, выполнять «пляшущие», ритмические движения руками «фонарики», включает плясовые элементы. У детей развивается пространственная ориентация, вокально-певческие навыки, мелкая моторика, темп, ритм движения и общая моторика. Активизируется  память, внимание, мышление, слуховое внимание и зрительная память и дыхательные упражнения. Развитие речевых навыков и умений приходит к детям параллельно с развитием ручных умений, т.е. действий руками.  Поэтому целесообразно умелое включение игрушек в речевые занятия, но, разграничивая их в последовательности: в начале – предельная возможность сосредоточиться на артикуляции и восприятии речевых звуков с побуждением к воспроизведению, а затем – включение предметов.

        Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с детьми в разные режимные моменты: когда укладывают спать (колыбельные песни), когда умываются (потешки), когда общаются (прибаутки, забавлянки, пестушки), когда играют (считалки, пословицы, поговорки). Особое значение малые фольклорные формы в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи: чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действия рук и ног и т.д. проговаривая речитативом потешку, пропивая её, выразительно артикулируя необходимые звуки. Мимика лица, эмоциональные реакции соотносятся с содержанием читаемого, меняются в зависимости от хода развертывающихся событий.

          Это устанавливает эмоциональный контакт. Чтение потешек, забавлянок, пословиц, загадок, пестушек на занятии (до или после) сочетаются с разговорной речью, обращениями. Это необходимо для того, чтобы дети слышали разницу между разговорной речью и стихотворным текстом, отличающимся рифмой, ритмом. Слушая фольклорные формы, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, обогащается словарный запас слов детей, учатся быть добрыми и ласковыми.  

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: " Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста".

Статья на тему : "Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"....

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР

Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взр...

Научно-методическая статья для открытого педагогического конкурса "Есенинские уроки". "Приобщение детей дошкольного возраста к фольклорным традициям при знакомстве с поэзией С.А.Есенина.

В данной работе содержится конспект занятия "Сказочный образ лебедя в фольклоре и творчестве великих русских поэтов и композиторов, который можно провести в подготовительной - старшей группах дет...

Статья на тему " Включение малых фольклорных форм в игровую деятельность детей дошкольного возраста через дидактические пособия"

Для поддержки детской инициативы в игровой деятельности в развивающую среду группы внесены игры и пособия, созданные своими руками....