Статья на тему " Включение малых фольклорных форм в игровую деятельность детей дошкольного возраста через дидактические пособия"
консультация

Власова Марина Борисовна

Для поддержки детской инициативы в игровой деятельности в развивающую среду группы внесены игры и пособия, созданные своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для педагогов 465 КБ

Предварительный просмотр:

Включение малых фольклорных форм в игровую деятельность детей дошкольного возраста через дидактические пособия

   «Folk-lore» – буквально «народная мудрость» или «народное познание»

Для дошкольного возраста наиболее подходящими являются такие фольклорные жанры, как сказка, потешка, пословицы и поговорки. Эти жанры, благодаря простому сюжету, определенному набору композиционных и стилистических средств, краткости являются простым и доступным для восприятия ребенка средством познания простых истин, аксиом поведения человека в обществе. Звучность, ритмичность, напевность малых фольклорных форм вызывают желание у детей запоминать, повторять, проигрывать в играх незатейливые знакомые сюжеты.

   Организуя работу по включению малых фольклорных форм в игровую деятельность детей, была выделена основная цель: 

   1) приобщение детей к истокам русской народной культуры

 через включение малых фольклорных форм в игровую деятельность

  2) оформление предметно- пространственной среды для развития способностей детей средствами дидактических игр.

Задачи:

1. Формирование готовности детей к восприятию малых фольклорных форм на основе организации предметно-развивающей среды, центров игровой деятельности;

2. Знакомство с жанрами малых фольклорных форм, формирование их смыслового и художественного восприятия;

3. Формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений;

4. Заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи;

  Включение малых фольклорных форм (сказки, загадки, потешки и др.) организационно, может пронизывать все режимные моменты, включаться в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

  Для успешной реализации задач по игровой деятельности в группах детского сада организованы игровые центры с учетом требований ФГОС ДО

• предметно-пространственная среда - основа самостоятельного творчества каждого ребенка;

• соответствие возрастным особенностям детей;

• выполнение правил техники безопасности;

• эстетическое оформление игрового оборудования.

-   В литературном центре подобраны произведения устного народного творчества с яркими иллюстрациями;

 - Для воспитателей в литературном центре имеется картотека потешек, загадок, пальчиковых игр, скороговорок для заучивания и проигрывания с детьми;  

-  Для детей - сюжетные картинки по мотивам народных произведений, прозрачные кармашки, с их помощью легко проследить и восстановить хронологию событий, составить рассказ от простого к сложному.

    В развивающую среду группы периодически вносятся игры на развития эмоциональной сферы дошкольников «Угадай настроение», «Домик настроений», «Покажи эмоцию» и др. Эти игры позволяют стимулировать эмоциональные проявления детей, расширять их диапазон и силу.

-  Дидактические настольные игры по мотивам народных сказок, которые способствуют развитию памяти, логического мышления, зрительного восприятия, коммуникативных навыков.

   Для поддержки детской инициативы в игровой деятельности в развивающую среду группы внесены игры и пособия, созданные своими руками.

   Дидактическая игра «Сказочные часы»

Пособие предназначено для освоения ребенком логических операций, воссоздания последовательности событий по картинкам с помощью стрелок с номерами.

   Лепбук «Сказки» способствует развитию творчества, воображения.

 Используется одновременно группой детей в количестве до 8 человек (в том числе с   участием взрослого как играющего партнера);

 - обладает дидактическими свойствами;

-  является средством художественно-эстетического развития ребенка;

-  вариативный (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-  структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

-  обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

   Touch – box Сенсорная коробка, которая служит основой для организации сюжетно-ролевых игр, пространством для полета фантазий.

Дидактическое пособие:
Лэпбук «В гостях у сказки»

Описание:                                                                                                                     Дидактическое пособие Лэпбук «В гостях у сказки» представляет собой картонную папку-передвижку  формата А3 из 3-х секций. На страницах папки имеются различные кармашки, в которых собраны материалы по теме.                                                                                              Цель: Развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр, закрепление  и обобщение знаний детей о сказках и малых формах народного фольклора (пословицы, загадки).                                                                                                               Задачи: -Продолжать знакомить детей с фольклорными жанрами                                                          -Развивать мышление, речь, воображение, память, наблюдательность, мелкую моторику рук.             -Развивать интерес к художественной литературе.                                                                                        -Обогащать словарный запас детей.                                                                                                                -Развивать желание выполнять совместные и самостоятельные игровые задания.              Содержание:   Загадки,  пословицы, раскраски, ребусы, кроссворды, дидактические игры, мнемотаблицы, схемы создания фигурок для пальчикового театра в технике оригами, книжки-малышки.                                                                                                                                                           Дидактическая игра «Расскажи-ка»                                                                                                 Цель: Расширять словарный запас детей, знания об окружающем мире.                                                 Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.                                                                                                 В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:                                                           Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.                               ● Дидактическая игра «Собери картинку»                                                                      Цель: Развитие сообразительности, зрительного восприятия, логического мышления.                         ● Раскраски                                                                                                                                 Цель: Развивать творческие задатки ребенка, прививать художественный вкус. Развивать усидчивость, усердие, вырабатывать навыки пользования карандашами и красками. В процессе раскрашивания развивается моторика рук, пальцев, что, как уже доказано учеными, очень сильно влияет на становление речи ребенка.                                                                                                   ● Пословицы                                                                                                                                       Пословицы придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников                                                                                                                    Цель: обогащать словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. Учить детей образному мышлению. Пословицы придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников                                                                                                    ● Загадки                                                                                                                                     Данный раздел представляет карточки, на страницах которого написаны загадки и нарисованы отгадки. Взрослый (а потом и ребенок) загадывает загадку, если отгадали правильно, на обратной стороне показывается отгадка.                                                                                                     Цель: Развитие сообразительности, логического мышления.                                                          Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы расшифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.                                                                                                                                     Ребусы                                                                                                                                                      Цель: Пополнять словарный запас ребёнка, развивать образное мышление. Разгадывание ребусов прекрасное развивающее и в то же время весёлое занятие, отличная гимнастика для развития внимания, памяти и мышления ребёнка. Ребусы прекрасно развивают находчивость и сообразительность.

● Пальчиковый театр в технике оригами.                                                                                           Цель: развитие мелкой моторики рук, творческого воображения, зрительного восприятия, умения следовать алгоритму.                                                                                                         Самостоятельное изготовление поделок из бумаги вызывает радость у детей, стимулирует их к обыгрыванию фигурок в театрализованной деятельности сюжетов знакомых сказок, а так же придумыванию своих сюжетов.                                                                                               ● Дидактическая игра «Продолжи ряд»                                                                                               Цель: Развивать память, наблюдательность, логическое мышление, речь.                                    Яркие картинки по сюжетам знакомых сказок позволяют ребенку воссоздать последовательность событий. Раскладывая картинки, ребенок сопровождает свои действия рассказыванием текста сказки.                                                                                                                                                               ● Дидактическая игра «Волшебные предметы»                                                                                Цель: Развивать память, наблюдательность, логическое мышление, речь.                                         Игра создана по принципу «Парные картинки». Из серии картинок ребенок выбирает подходящие предметы для сказочного персонажа (например: ступа – баба Яга, золотое яйцо – курочка Ряба и т.д.)                                                                                                                                                                     ● Дидактическая игра «Что было бы, если…?»                                                                                Цель: Развивать творческое воображение, фантазию, способствовать развитию образной речи.                                                                                                                 Ребенку предлагается придумать диалог героев из разных сказок (например: катится колобок, а навстречу ему семеро козлят…).                                                                                                                    ● Творческая мастерская «Книжки-малышки»                                                                                Цель: Развивать графические навыки, образное мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук.                                                                                                                                              Детям предлагается самостоятельно создать иллюстрации к понравившейся сказке или придумать и нарисовать свою сказку.

         

Дидактическое пособие «Сказочные часы»

Пособие предназначено для освоения ребенком логических операций, воссоздания последовательности событий по картинкам с помощью стрелок с номерами. Пособие помогает составить речевой текст по картинкам, способствует развитию творческого рассказывания, придумывания своей сказки на основе героев других знакомых сказок. (Например: медведь встретил заблудившегося Колобка, проводил его к бабушке с дедушкой. Потом пошел к Маше и сказал, что опасно гулять по лесу одному).

Варианты игр:

“Сложи сказку”.

 Цель.  Развитие воображения, мышления.

Детям предлагается сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет с помощью стрелок с цифрами.

Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.

  Комментарии: первый вариант игры подходит больше для детей 4-х лет, а второй лучше использовать в работе с более старшими детьми. В ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории и объединять абсолютно разных героев. Главное – дать им возможность оторваться от стереотипов.

«Герои из ларца»

Цель: Развивать внимание, умение анализировать полученную информацию, умение принимать роль, отвечать на вопросы в соответствии с характеристикой героя.

В закрытой коробке («ларце») находятся картинки героев из различных сказок. Детям предлагается по очереди вынимать из «ларца» по одной картинке с изображением героя сказки, отмечать стрелкой очередность ходов, придумывать действия и диалоги героев. По окончании ходов, детям предлагается воспроизвести содержание придуманной сказки.

«Моё начало – твой конец»

Цель: Учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказываний, продолжать мысль собеседника.

Один ребенок выкладывает картинку под цифрой 1 и начинает повествование. Затем следующую картинку располагает под цифрой 2 и предлагает продолжить начатое следующему игроку.

«Пойми меня»

Цель: Формировать умение понимать жесты и эмоции другого человека, действовать сообща для достижения общих целей.

На цифровом поле часов под номерами выкладывается сюжет сказки, потешки, пословицы, скороговорки. Циферблат устанавливается так, что его видит только водящий. Он и воспроизводит содержание с помощью жестов, мимики. Остальные игроки должны угадать и воспроизвести знакомый текст.

   

Дидактическое пособие  «Touch – box: Сенсорная коробка»

Пособие служит основой для организации сюжетно-ролевых игр, пространством для полета фантазий.  Мы с детьми успешно проигрываем такие сказки: «Варежка», «Кошкин дом», «Сказка про паучка», «Репка», «Сказки Осени», и т. п.

 Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений, помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает. Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным, обыгрывать сюжеты знакомых произведений.

В детском саду подобрана и постоянно пополняется картотека интерактивных развивающих игр по мотивам художественных произведений, которые способствуют развитию памяти, логического мышления, зрительного восприятия, коммуникативных навыков. Игры рассчитаны на разные возрастные категории детей, для работы с подгруппой и индивидуально.  Например «Музыкальные загадки», «Что сначала, что потом», «Сказочные парочки» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР

Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взр...

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста....

Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста через "LEGO-конструирование"

Статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК"

Современная система дошкольного образования, предъявляет высокие требования к выпускнику дошкольных учреждений. Это связано с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования...

Педсовет на тему: «Повышение педагогического мастерства воспитателей ДОУ через овладение нетрадиционными формами организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта в области нетрадицион...