Использование малых фольклорных форм в музыкальном развитии детей дошкольного возраста
материал (подготовительная группа) на тему

Выступление на стажировочной площадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_chastushki.docx21.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 МАДОУ « Детский сад пос. им. К. Маркса»

Использование малых фольклорных форм

в

музыкальном развитии детей  дошкольного возраста

Музыкальный руководитель

Дубко Наталья Владимировна

2017 – 18 уч. год

  Русские частушки – удивительный фольклорный жанр, в котором объединились стишки и поговорки с песней. Как термин частушка была введена Г.И. Успенским 1889г. Русские народные частушки были и остаются очень популярными и среди молодежи и среди взрослого населения. Их запевают на праздниках, застольях, детских утренниках. Множество частушек придумывается народом и сейчас. Они не отстают от времени и остаются одновременно и старыми, и современными. Русские народные частушки часто исполнялись под балалайку или гармонь на одну мелодию, но могли звучать и а сар. Слушатели просто смеялись и хлопали в такт частушке. Как и другое устное народное творчество, частушки быстро запоминаются детьми, и с радостью ими исполняются.

    Разучивая вместе с детками русские народные частушки, для них открывается много новой интересной и любопытной информации. Дети из народных частушек и песенок узнают об окружающем мире, а рифмованные строки и простой ритм приковывают внимание детей. При прослушивании частушек дети начинают пританцовывать,  развивая координацию движений; частые повторения простых песенок положительно сказываются на развитии речевого аппарата; малыши привыкают к звучанию родной речи; ребенок ощущает радость; формируются эстетические чувства. Если новорожденному напевать короткие веселые песенки – потешки, то такие процедуры как переодевание, купание не будут вызывать у крохи беспокойства. Песенки отвлекут внимание и позитивно скажутся на психофизическом развитии. Частушки уместны и в играх с малышом. А сопровождая пение движениями руками, мама способствует тому, что чадо станет повторять за ней, а значит, будет расти активным. Устный фольклор для детей – это важный  фундамент при формировании личности.

                                                           ЧАСТУШКИ

  1. Наш баран богатый барин,    

Он себе обновку справил.

То ли шуба, то ль кафтан,

Не поймет теперь и сам1

  1. Как по саду – огороду

Любит козочка гулять.

После этого похода

Урожая не собрать.

  1. Я сидела на печи,

Сторожила калачи.

А за печкой мышки

Сторожили пышки.

  1. С горки ехала Иришка –

Самой быстрою была;

Ира даже свои лыжи

По пути обогнала.

  1. Я куличик испекла,

Угостила Ваню.

Он за это показал

Мне жука в стакане.

  1. Посылала меня мать

Загонять гусака,

А я вышла за ворота

И – давай плясака!

  1. У меня на сарафане

Петушки да петушки.

В целом мире нету краше

Моей милой бабушки!

  1.  Я весь день страдать готов

Без твоих без пирогов.

До того я настрадался,

Один нос большой остался.

  1. Я к бабулечке пришла,

И родную обняла!

Живи много – много лет

И храни Господь от бед!

  1. А родители вручили

Внуков бабушке родной.

И к себе лишь забирают

Только их на выходной.

Русские народные песни – важная составляющая фольклора. В них отражается быт, традиции и история русского народа. В каждой губернии одну и ту же песню пели по – своему, на особом диалекте. И характер ее зависел от того, о чем в ней говорилось. Так, песни были шуточные, лирические, серьезные. Часто народные песни исполнялись каноном (т.е. с запаздыванием). Их пели и на веселых праздниках, и в семейном кругу, и в церкви.

«Со вьюном я хожу» (р.н.п.)

  1. Со вьюном я хожу, с золотым я хожу

Я не знаю куда вьюн положить,

Я не знаю куда вьюн положить.

  1. Положу я вьюн, положу я вьюн,

Положу я вьюн на правое плечо,

Положу я вьюн на правое плечо.

  1. А со правого, а со правого,

А со правого на лево положу,

А со правого на лево положу.

                                 Русские народные хороводы и игры.

   Хороводы и хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить.                

 Они:   * развивают чувство ритма и музыкальный вкус

  • способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега), выразительности движений
  • облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их
  •  развивают воображение, фантазию
  • учат детей действовать вместе, сотрудничать
  • знакомят детей  с древними традициями и обычаями

  Русские народные игры для детей всегда были популярны среди маленьких непосед. В игры играли с древних времен и сегодня играют и с мамами, и с бабушками, и с

друзьями, и на массовых праздниках, веселых мероприятиях, народных гуляниях.

  Многие родители считают фольклор «устаревшим» и практически не используют его для занятий с детьми. А между тем, произведения народного творчества способствуют появлению глубинного чувства родства – своеобразного  стержня для дальнейшего формирования всей личности.

  Народные песни, музыкальные народные игры для детей рассказывают о культуре русского народа в доступной для детей форме. Они развивают творческое мышление, способствуют формированию музыкальной культуры и делают детей более восприимчивыми к художественным образам.

  Музыкальные игры – одно из наиболее доступных средств развития музыкального слуха, координации и движений и способностей к импровизации. Большинство народных игр не имеет четких правил, так что детям предоставляется возможность в полной мере проявить свои творческие способности.

Русская народная игра «Барашеньки  крутороженьки».

Описание игры:  Дети стоят в кругу, водящий (Ваня) в центре, двигается  противоходом внутри круга.

   Барашеньки крутороженьки (идут по кругу пружинящим шагом),

   По лесам ходили, по горам бродили (идут по кругу дробным шагом).

   В скрипочку играли, Ваню потешали (встают лицом к центру круга, имитируют игру на скрипке).

   Ваня, Ваня – простота (идут хороводным шагом к центру круга),

   Купил лошадь без хвоста (отходят хороводным шагом назад),

   Сел задом наперёд и поехал в огород.

   В огороде пусто – выросла капуста  (на прыжке поворачиваются спиной к центру круга, выполняя пружинку, руки «держат поводья»).

   Затем дети разбегаются, а водящий их ловит.

Русская народная игра «Гори, гори ясно».

Описание игры: дети образуют круг, водящий- один ребенок под речевку ходит внутри круга. 
Все вместе говорят речевку «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят».
Как только заканчивается речевка, водящий с платочком останавливается между двумя детьми. Затем все произносят слова «Раз, два, три - беги». Эти двое ребят бегут снаружи круга в разные стороны.
Правила: кто первым прибегает, выхватывает платок у водящего и становится сам водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самообразование"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста

ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»         САМООБРАЗОВАНИЕ      «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста.

В статье обозначена необходимость возрождения и применения лучших образцов народной педагогики....

Использование малых архитектурных форм для развития детей дошкольного возраста

В условиях современного образования существует необходимость расширить использование территории дошкольной организации в образовательном и воспитательном процессе. Использование малых архитектурн...

Сценарий семинара- практикума на тему «Использование малых фольклорных форм для развития детей дошкольного возраста»

Одним из средств духовно-нравственного воспитания  является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, л...

Консультация для педагогов "Применение малых фольклорных форм в развитии детей дошкольного возраста"

Проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.С помощью устной речи можно развивать: Устное народное творчество (народные песенки, потешки, п...

Картотека "Использование малых фольклорных форм в режимных моментах" (ранний возраст 2-3 года).

Картотека потешек, закличек, прибауток, колыбельных для детей раннего возраста в режимных моментах ....