Использование малых фольклорных форм в музыкальном развитии детей дошкольного возраста
материал (подготовительная группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАДОУ « Детский сад пос. им. К. Маркса»
Использование малых фольклорных форм
в
музыкальном развитии детей дошкольного возраста
Музыкальный руководитель
Дубко Наталья Владимировна
2017 – 18 уч. год
Русские частушки – удивительный фольклорный жанр, в котором объединились стишки и поговорки с песней. Как термин частушка была введена Г.И. Успенским 1889г. Русские народные частушки были и остаются очень популярными и среди молодежи и среди взрослого населения. Их запевают на праздниках, застольях, детских утренниках. Множество частушек придумывается народом и сейчас. Они не отстают от времени и остаются одновременно и старыми, и современными. Русские народные частушки часто исполнялись под балалайку или гармонь на одну мелодию, но могли звучать и а сар. Слушатели просто смеялись и хлопали в такт частушке. Как и другое устное народное творчество, частушки быстро запоминаются детьми, и с радостью ими исполняются.
Разучивая вместе с детками русские народные частушки, для них открывается много новой интересной и любопытной информации. Дети из народных частушек и песенок узнают об окружающем мире, а рифмованные строки и простой ритм приковывают внимание детей. При прослушивании частушек дети начинают пританцовывать, развивая координацию движений; частые повторения простых песенок положительно сказываются на развитии речевого аппарата; малыши привыкают к звучанию родной речи; ребенок ощущает радость; формируются эстетические чувства. Если новорожденному напевать короткие веселые песенки – потешки, то такие процедуры как переодевание, купание не будут вызывать у крохи беспокойства. Песенки отвлекут внимание и позитивно скажутся на психофизическом развитии. Частушки уместны и в играх с малышом. А сопровождая пение движениями руками, мама способствует тому, что чадо станет повторять за ней, а значит, будет расти активным. Устный фольклор для детей – это важный фундамент при формировании личности.
ЧАСТУШКИ
- Наш баран богатый барин,
Он себе обновку справил.
То ли шуба, то ль кафтан,
Не поймет теперь и сам1
- Как по саду – огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода
Урожая не собрать.
- Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.
- С горки ехала Иришка –
Самой быстрою была;
Ира даже свои лыжи
По пути обогнала.
- Я куличик испекла,
Угостила Ваню.
Он за это показал
Мне жука в стакане.
- Посылала меня мать
Загонять гусака,
А я вышла за ворота
И – давай плясака!
- У меня на сарафане
Петушки да петушки.
В целом мире нету краше
Моей милой бабушки!
- Я весь день страдать готов
Без твоих без пирогов.
До того я настрадался,
Один нос большой остался.
- Я к бабулечке пришла,
И родную обняла!
Живи много – много лет
И храни Господь от бед!
- А родители вручили
Внуков бабушке родной.
И к себе лишь забирают
Только их на выходной.
Русские народные песни – важная составляющая фольклора. В них отражается быт, традиции и история русского народа. В каждой губернии одну и ту же песню пели по – своему, на особом диалекте. И характер ее зависел от того, о чем в ней говорилось. Так, песни были шуточные, лирические, серьезные. Часто народные песни исполнялись каноном (т.е. с запаздыванием). Их пели и на веселых праздниках, и в семейном кругу, и в церкви.
«Со вьюном я хожу» (р.н.п.)
- Со вьюном я хожу, с золотым я хожу
Я не знаю куда вьюн положить,
Я не знаю куда вьюн положить.
- Положу я вьюн, положу я вьюн,
Положу я вьюн на правое плечо,
Положу я вьюн на правое плечо.
- А со правого, а со правого,
А со правого на лево положу,
А со правого на лево положу.
Русские народные хороводы и игры.
Хороводы и хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить.
Они: * развивают чувство ритма и музыкальный вкус
- способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега), выразительности движений
- облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их
- развивают воображение, фантазию
- учат детей действовать вместе, сотрудничать
- знакомят детей с древними традициями и обычаями
Русские народные игры для детей всегда были популярны среди маленьких непосед. В игры играли с древних времен и сегодня играют и с мамами, и с бабушками, и с
друзьями, и на массовых праздниках, веселых мероприятиях, народных гуляниях.
Многие родители считают фольклор «устаревшим» и практически не используют его для занятий с детьми. А между тем, произведения народного творчества способствуют появлению глубинного чувства родства – своеобразного стержня для дальнейшего формирования всей личности.
Народные песни, музыкальные народные игры для детей рассказывают о культуре русского народа в доступной для детей форме. Они развивают творческое мышление, способствуют формированию музыкальной культуры и делают детей более восприимчивыми к художественным образам.
Музыкальные игры – одно из наиболее доступных средств развития музыкального слуха, координации и движений и способностей к импровизации. Большинство народных игр не имеет четких правил, так что детям предоставляется возможность в полной мере проявить свои творческие способности.
Русская народная игра «Барашеньки крутороженьки».
Описание игры: Дети стоят в кругу, водящий (Ваня) в центре, двигается противоходом внутри круга.
Барашеньки крутороженьки (идут по кругу пружинящим шагом),
По лесам ходили, по горам бродили (идут по кругу дробным шагом).
В скрипочку играли, Ваню потешали (встают лицом к центру круга, имитируют игру на скрипке).
Ваня, Ваня – простота (идут хороводным шагом к центру круга),
Купил лошадь без хвоста (отходят хороводным шагом назад),
Сел задом наперёд и поехал в огород.
В огороде пусто – выросла капуста (на прыжке поворачиваются спиной к центру круга, выполняя пружинку, руки «держат поводья»).
Затем дети разбегаются, а водящий их ловит.
Русская народная игра «Гори, гори ясно».
Описание игры: дети образуют круг, водящий- один ребенок под речевку ходит внутри круга.
Все вместе говорят речевку «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят».
Как только заканчивается речевка, водящий с платочком останавливается между двумя детьми. Затем все произносят слова «Раз, два, три - беги». Эти двое ребят бегут снаружи круга в разные стороны.
Правила: кто первым прибегает, выхватывает платок у водящего и становится сам водящим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самообразование"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста
ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА» САМООБРАЗОВАНИЕ «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...
«РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Работа с родителями...
Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста.
В статье обозначена необходимость возрождения и применения лучших образцов народной педагогики....
Использование малых архитектурных форм для развития детей дошкольного возраста
В условиях современного образования существует необходимость расширить использование территории дошкольной организации в образовательном и воспитательном процессе. Использование малых архитектурн...
Сценарий семинара- практикума на тему «Использование малых фольклорных форм для развития детей дошкольного возраста»
Одним из средств духовно-нравственного воспитания является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, л...
Консультация для педагогов "Применение малых фольклорных форм в развитии детей дошкольного возраста"
Проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.С помощью устной речи можно развивать: Устное народное творчество (народные песенки, потешки, п...
Картотека "Использование малых фольклорных форм в режимных моментах" (ранний возраст 2-3 года).
Картотека потешек, закличек, прибауток, колыбельных для детей раннего возраста в режимных моментах ....