Главные вкладки

    «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
    методическая разработка по теме

    Молоцило Наталья Владимировна

    Работа с родителями

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

    ЗАДАЧИ:

    1.ВЫЯВИТЬ  ЗНАЧЕНИЕ  УСТНОГО  НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В  СИСТЕМЕ  ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ.

    2.ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ФОЛЬКЛОРУ, УВЛЕЧЬ  НАРОДНЫМИ СЮЖЕТАМИ.

    3.ОБОГАЩАТЬ ЧУВСТВА ДЕТЕЙ, ВООБРАЖЕНИЕ И РЕЧЬ.

     

    АКТУАЛЬНОСТЬ:

    НЕСОМНЕНО, НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ТЕМА ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНА.

    ФОЛЬКЛОР — ЭТО  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ДУША РУССКОГО ИСКУССТВА, МУЗЫКИ. САМЫХ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗНАКОМЯТ С ПРОИЗВЕДНИЕМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. НАРОД  СОЗДАЛ ТАКИЕ  ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА, КОТОРЫЕ ВЕДУТ РЕБЕНКА ПО ВСЕМ  СТУПЕНЯМ ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И НРАВСТВЕННОГ РАЗВИТИЯ.

    ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР — ЭТО ЦЕЛЫЙ МИР — ЯРКИЙ, РАДОСТНЫЙ, НАПОЛНЕННЫЙ ЖИЗНЕННОЙ  СИЛОЙ И КРАСОТОЙ.

    КОГДА МАЛЫШ ПРИХОДИТ В ДЕТСКИЙ САД, ОН УЖЕ ПОНИМАЕТ РЕЧЬ, УЗНАЕТ БЛИЗКИХ, ПОЭТОМУ Я ЗАБАВЛЯЮ ЕГО ПЕСЕНКАМИ И КОРОТКИМИ  СТИШКАМИ-ПЕСТУШКАМИ. ИХ НАЗНАЧЕНИЕ — ВЫЗВАТЬ У РЕБЕНКА РАДОСТНЫЕ, БОДРЫЕ ЭМОЦИИ. ЗА НИМИ СЛЕДУЮТ ПОТЕШКИ-СТИШКИ И СТИХИ К ПЕРВЫМ ИГРАМ С ПАЛЬЦАМИ, ОУЧКАМИ, НОЖКАМИ. ПОЗДНЕЕ НАСТУПАЕТ ЧЕРЕД  ПРИБАУТОК-ПЕСЕНОК И СТИХОВ, ИНТЕРЕСНЫХ, ЗАТЕМ СКАЗКИ.

    В  ГРУППЕ  В КНИЖНОМ  УГОЛКЕ  ОЧЕНЬ МНОГО КНИЖЕК С ПОТЕШКАМИ, СТИШКАМИ, КНИЖКИ — МАЛЫШКИ, СОЗДАЛА  КАРТОТЕКУ ПОТЕШЕК ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

    ОФОРМИЛА БИБЛИОТЕКУ КРАСОЧНЫХ КНИГ С ПОТЕШКАМИ, С  РУССКИМИ НАРОДНЫМИ  СКАЗКАМИ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ, НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ  ИГРЫ  ПО МОТИВАМ  ПОТЕШЕК, ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ  СКАЗКАМ, РАЗРЕЗНЫЕ  КАРТИНКИ, ЛОТО, ПОКАЗЫВАЮ СКАЗКИ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ «КУРОЧКА  РЯБА», «РЕПКА».

    ДЕТИ ИГРАЮТ В ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР, ПРОСЛУШИВАЮТ АУДИОЗАПИСИ ПОТЕШЕК, ПРИБАУТОК, СКАЗОК.

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

    1.ПОКАЗ  РОДИТЕЛЯМ РОЛИКА «ПОТЕШКИ  В ЖИЗНИ НАШЕЙ ГРУППЫ»

    2.КОНСУЛЬТАЦИЯ «РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»

    3.КАРТОТЕКА  ПОТЕШЕК И СКАЗОК ДЛЯ НАШЕГО ВОЗРАСТА.

    4.БЕСЕДА «КАК ВЫБРАТЬ ПОЛЕЗНУЮ СКАЗКУ ДЛЯ МАЛЫША»

    5.ПРЕЗЕНТАЦИЯ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»

     

    У  МЕНЯ БЫЛ  БОЛЬШОЙ ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФОЛЬКЛОРА, БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ Я УДЕЛЯЛА ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОЙ СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦАМ, ПОГОВОРКАМ, ЗАКЛИЧКАМ.

    СЕЙЧАС Я РАБОТАЮ С САМЫМИ МАЛЕНЬКИМИ ДЕТИШКАМИ В ДЕТСКОМ САДУ.

    ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО РЕБЕНКА Я НАЧИНАЮ С МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ: ПЕСТУШЕК, ПОТЕШЕК, ПРИБАУТОК, СЧИТАЛОК, ПОГОВОРОК, СКОРОГОВОРОК, ПЕСЕНОК-НЕБЫЛИЦ.

    ОТБИРАЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА  ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА, Я СТАРАЮСЬ УЧИТЫВАТЬ, ЧТОБЫ ОНИ ОТРАЖАЛИ ВСЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ОСОБУЮ ЗНАЧИМОСТЬ ПРИОБРЕТАЕТ ФОЛЬКЛОР В ПЕРВЫЕ ДНИ ЖИЗНИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ. В ПЕРИОД ПРИВЫКАНИЯ К НОВОЙ ОБСТАНОВКЕ ОН СКУЧАЕТ ПО ДОМУ, МАМЕ, ЕЩЕ НЕ МОЖЕТ ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ, ВЗРОСЛЫМИ.

    ПОТЕШКИ Я ПОДБИРАЮ И ВЫРАЗИТЕЛЬНО РАССКАЗЫВАЮ, ПОТЕШКА ПОМОГАЕТ УСТАНОВИТЬ КОНТАКТ С РЕБЕНКОМ, ВЫЗЫВАЕТ У НЕГО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ. ВМЕСТЕ С ПОТЕШКАМИ МЫ ПРИЧЕСЫВАЕМСЯ, ОДЕВАЕМСЯ НА ПРОГУЛКУ, УМЫВАЕМСЯ, КУШАЕМ И ИГРАЕМ. ДЕЛАЕМ  ГИМНАСТИКУ С МАЛЫШАМИ, ПРИГОВАРИВАЯ ПОТЕШКИ.

    Я  ИСПОЛЬЗУЮ ПОТЕШКИ И В ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГРАХ С ДЕТЬМИ. С ПОМОЩЬЮ ПОТЕШЕК ДЕТИ ЛЕГЧЕ И ЛУЧШЕ ЗАПОМИНАЮТ ЖИВОТНЫХ, ИХ ПОВАДКИ, ВНЕШНИЙ ВИД. ПРИ ЭТОМ ХОРОШО ТРЕНИРУЕТСЯ ПАМЯТЬ. Я ПРОИЗНОШУ ИХ  РЕЧЕТОТИВОМ ИЛИ НАПЕВАЮ, ПРИ ЭТОМ ДЕТИ БЫСТРО ЗАПОМИНАЮТИХ. ОНИ    НАЧИНАЮТ ВВОДИТЬ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ В СВОИ ИГРЫ — ВО ВРЕМЯ  КОРМЛЕНИЯ КУКЛЫ ИЛИ УКЛАДЫВАНИЯ ЕЕ СПАТЬ.

    В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЩЕНИЯ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ  РЕБЕНКУ ПЕРЕДАЮТСЯ ИХ НАСТРОЕНИЯ И ЧУВСТВА: РАДОСТЬ, ТРЕВОГА, СОЖЕЛЕНИЕ, ГРУСТЬ, НЕЖНОСТЬ. ОНИ РАСШИРЯЮТ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС   МАЛЫША. ОЧЕНЬ ВАЖНО НАУЧИТЬ МАЛЫША СЛУШАТЬ.

     

    Любимые    потешки!!!!!!!!!

    Во время умывания  под звуки напевных слов малыш  даст себя  умыть:

     

    Щечки мыли?

    Глазки мыли?

    Ручки мыли?

    ДА!!!

    И теперь мы чистые-

    Зайчики пушистые!

     

    Теплая водичка
    Умоет Тане личико,
    Пальчики — Антошке,
    Сашеньке — ладошки.

     

    Знаем, знаем да, да, да

    Где тут прячется вода!

    Выходи, водица,

    Мы пришли умыться!

    Моем руки дружно,

    Нам обедать нужно.

    Потешки  во время кормления.

    Кормление-очень важный момент в жизни каждого  малыша. Использование потешек поможет   сделать процесс  еды  веселым и непринужденным, детки с  большим  аппетитом  кушают.

    А у нас есть ложки
    Волшебные немножко.
    Вот — тарелка, вот — еда.
    Не осталось и следа.

    На моей тарелочке
    Рыженькая белочка,
    Чтоб она была видна,
    Все съедаю я до дна.

    Час обеда подошел,
    Сели деточки за стол.

    Бери ложку, бери хлеб,
    И скорее за обед.
    С аппетитом мы едим,

    Большими вырасти хотим.

    Одевание на прогулку.

    Если хочешь прогуляться,

    Нужно быстро одеваться,

    Дверцу шкафа открывай,

    И одежду доставай.

     

    Раз,два,три,четыре,пять

    Собираемся гулять

    Завязала Настеньке

    Шарфик полосатенький.

    Наденем на ножки

    Валенки-сапожки.

    И пойдем скорей гулять,

    Прыгать, бегать и скакать.

    Расчёсывание 

    А нелюбимое  девочками заплетание  кос превращается в волшебный  ритуал:

    Расти коса до пояса,
    Не вырони ни волоса.
    Расти, коса, не путайся,
    Маму, дочка, слушайся.

    Дружат волосы с расческой,
    Хороша моя прическа.

    Чешу, чешу волосоньки,
    Расчесываю косоньки!
    Что мы делаем расческой?
    Тане делаем прическу.

    Перед сном

    Перед сном пою и поглаживаю детей, кого по головке, кого по ручке или по спинке. Дети засыпают под тихий, спокойный, желающий добра голос.

    Люли- люли, люленьки
    Прилетели гуленьки.
    Сели гули на кровать,
    Стали гули ворковать,
    Стали гули ворковать.
    Детку тихо усыплять
    Спи малютка почивай,
    Спи тихонько отдыхай

    Тишина у пруда,
    Не качается вода.
    Не шумят камыши,
    Засыпают малыши.

    Горшок

    Это что стоит? Горшок!

    Раз-два-три-четыре-пять -

    Будем мы штаны снимать!

    Присядем аккуратно.

    Знают все детишки:

    Очень неприятно

    Писаться в штанишки!

    Мы все сделаем, как надо.

    Мама будет очень рада!

     

    Хорошо успокаивает  расшалившегося малыша игры с пальчиками.

    Этот пальчик – дедушка

    (показывает большой палец)

    Этот пальчик – бабушка,

    (показывает указательный палец)

    Этот пальчик – папочка,

    (показывает средний палец)

    Этот пальчик – мамочка,

    (показывает безымянный палец)

    Этот пальчик – наш малыш,

    (показывает мизинец)

    А зовут его ……..

    Ожидаемый  результат.

    Результатом моей работы явилось то, что улучшилась память детей, расширился кругозор, увеличился словарный запас, они с большой охотой приходят в детский сад, легче прошли адаптационный период. Следует сказать и о том, что вводя в свою работу потешки, прибаутки  я знакомлю детей с творчеством русского народа. Обыгрывая малые формы фольклора я использую  красочную наглядность, музыкальные  игрушки, инструменты.

    Также использую малые фольклорные формы для формирования физических качеств, игровых действий, певческих навыков.

    Неоценима роль малых фольклорных форм.

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    самообразование"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста

    ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»         САМООБРАЗОВАНИЕ      «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

    Консультация для воспитателей младших групп "Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"

    Консультация для воспитателей младших групп"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"...

    "Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"

    2. «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста»  «Что родное слово, является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний"...

    Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста

    Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста...

    РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

       Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передава...

    Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

    Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, пот...

    Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста

    Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста...