РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
консультация (младшая группа) на тему

     Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_malyh_folklornyh_form.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

      Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.

      Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках.           Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через пестушки, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.                                                                                                                                                          

      Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки.Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

           Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, песенками, потешками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

         Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В  период привыкания к новой обстановке, когда малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.   В этот период потешки становятся просто незаменимыми. С помощью них  легче  установить контакт с ребенком, вызвать  у него положительные эмоции. Вместе с потешками   дети  причесываются, одеваются на прогулку, умываются, кушают  и играют.

       Используются   потешки  и в пальчиковых играх с детьми. С помощью потешек дети  легче и  лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память.

       В  результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства:  радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас,   учат малыша слушать.

       Во время умывания  под звуки напевных слов малыш  даст себя  умыть:

 Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

ДА!!!

И теперь мы чистые-

Зайчики пушистые!

***

 Знаем, знаем да, да, да

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Моем руки дружно,

Нам обедать нужно.

Кормление -очень важный момент в жизни каждого  малыша. Использование потешек поможет   сделать процесс  еды  веселым и непринужденным.

А у нас есть ложки

 Волшебные немножко.

 Вот — тарелка, вот — еда.

 Не осталось и следа.

***

Час обеда подошел,

 Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

 И скорее за обед.

 С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

Одевание на прогулку.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

***

Раз,два,три,четыре,пять

Собираемся гулять

Завязала Настеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Нелюбимое  девочками заплетание  кос превращается в волшебный  ритуал:

Расти коса до пояса,

 Не вырони ни волоса.

 Расти, коса, не путайся,

 Маму, дочка, слушайся.

***

Чешу, чешу волосоньки,

 Расчесываю косоньки!

 Что мы делаем расческой?

 Тане делаем прическу.

      Родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или  проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку -  создает эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка, ребенок спокойно засыпает.

.Люли- люли, люленьки

 Прилетели гуленьки.

 Сели гули на кровать,

 Стали гули ворковать,

 Стали гули ворковать.

 Детку тихо усыплять

 Спи малютка почивай,

 Спи тихонько отдыхай

Хорошо успокаивает  расшалившегося малыша игры с пальчиками.

Этот пальчик – дедушка

(показывает большой палец)

Этот пальчик – бабушка,

(показывает указательный палец)

Этот пальчик – папочка,

(показывает средний палец)

Этот пальчик – мамочка,

(показывает безымянный палец)

Этот пальчик – наш малыш,

(показывает мизинец)

А зовут его ……..

      Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки,  песенки, попевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

     Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

     Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, потешками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

Литература:

3. Л. Павлова «Фольклор для маленьких» «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12

 Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре - Вып.1, 1995.

 Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004.-detsad.ru/metod83.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самообразование"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста

ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»         САМООБРАЗОВАНИЕ      «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для воспитателей младших групп "Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей младших групп"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"...

"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"

2. «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста»  «Что родное слово, является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний"...

Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста

Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста...

Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, пот...

Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста

Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста...