Консультация для педагогов "Применение малых фольклорных форм в развитии детей дошкольного возраста"
статья

Камбалова Людмила Алексеевна

Проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
С помощью устной речи можно развивать: Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки).
Представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

Консультация для педагогов:
«Применение малых фольклорных форм в развитии детей дошкольного возраста»

Автор: Камбалова Л.А. воспитатель
1 квалификационной категории

с. Мамонтово
2020 г.

Актуальность темы: В последнее время у малышей, приходящих в детский сад наблюдается скудный словарный запас для их возраста.  Не умение выразить своё желание хотя бы в двух словах. Стандартные методы работы не достаточны для быстрого восполнения и развития речи детей.
Дети усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
С их помощью можно развивать: Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей.

При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность, плаксивость, поднимается настроение. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие. Рассмотрим формы малого фольклора, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях: потешки, считалки, заклички, колыбельные песни, пословицы и поговорки, прибаутки, пестушки, загадки, скороговорки, сказки, частушки, небылицы.

В работе детский фольклор используется в разных видах деятельности:

  • в обучении правильному произношению;
  •  в приобщении детей к русской национальной культуре;
  •  в непосредственно образовательной деятельности;
  •  в беседах;
  •  в наблюдениях
  •  в народных подвижных играх;
  •  в играх на развитие мелкой моторики;
  •  в театрализованной деятельности;
  •  в инсценировках.

Сочетание всех вышеперечисленных форм и методов использования фольклора при работе с дошкольниками можно наблюдать во время активного отдыха детей. Фольклорные праздники, развлечения несут в себе эмоциональный и двигательный заряд, способствуют успешному развитию нравственных качеств, формированию уважительного отношения к культурным традициям и обычаям русского народа.  Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, т. е. всесторонне развивает ребенка. Приобщение ребёнка к народной культуре должно начинаться с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
С начала учебного года я работаю над темой по 
самообразованию 
«Роль загадки в воспитании дошкольника». Это проектная работа, которая была мною представлена, следующей темой по самообразованию является
«Развитие речи дошкольников при помощи малых фольклорных форм».
Эта работа у меня не закончена, в своей практике я убедилась,  как с помощью малых фольклорных форм можно успешнее решать задачи для всестороннего развития детей.  

В НОД при развитии математических представлений у детей дошкольного возраста как научной дисциплины всегда составляло устное народное творчество (сказки, считалки, загадки, шутки, и т. д.). В ходе их освоения дети не только овладевали пересчётом предметов, но и умением воспринимать и осознавать изменения, происходящие в окружающей их действительности (изменения цветовые, природные, пространственные, временные). Это обеспечивает естественное развитие у детей некоторых представлений, смекалки и сообразительности.  Например, загадки: в которых есть слова, связанные с понятием числа и цифры, связанные со сравнением величин чисел, с формой предметов. Использование загадок на занятиях по математическому развитию способствует не только знакомству, закреплению математических знаний, но и обогащению и активизации словаря. Скороговорки также используются с целью закрепления математических представлений и развития речи. Интересные возможности представляет работа со считалками, т. е. короткими рифмованными стихами, применяемыми для распределения ролей в игре. Мир детства невозможно представить без сказки. Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. В процессе решения задач закрепляются навыки счёта, представления о форме, цвете, величине.

Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки – очень хороший материал для работы над ознакомлением с окружающим миром ребенка. Использование этих малых фольклорных форм расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, позволяет познакомить с домашними и дикими животными, с явлениями природы. («Пошел котик на торжок»«Из-за леса, из-за гор…»«Наши уточки с утра: кря-кря-кря!»«Солнышко-ведрышко»«Дождик-дождик, пуще…»).  

На занятиях по конструированию строим домик (избушку, обыгрываем ее, приговаривая«Кошка в окошке рубашку шьет»«Курочка в сапожках избушку метет».

На занятиях по лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».

С помощью потешек воспитываем у детей положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.  Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.  Помогает потешка и в процессе приема пищи детьми. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую». Активно используем потешки в работе по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию у детей опрятности, аккуратности. Например, при причёсывании используем всем известную потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосики в ряд…

Без этих веселых стишков формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого.

Во время НОД по ознакомлению с художественными произведениями мы часто используем театрализованные игры, сюжетно - ролевые игры на темы знакомых детям сказок, потешек. Мы обыгрываем сказки или придумываем новый сюжет к уже известной сказке, вводим новых героев, новое окончание. Дети активно включаются в работу, всем хочется придумать новую ситуацию, включиться в игру. На таких занятиях очень весело, так как все включены в работу, а значит развивается активный словарь, фантазия детей, что очень полезно для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте.

Таким образом, знакомство   детей с малыми фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, обогащает чувства, формирует его отношение к окружающему миру и себе, наполняет положительными эмоциями, и таким образом играет неоценимую роль во всестороннем развитии дошкольника.

Список используемых источников:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста.

В статье обозначена необходимость возрождения и применения лучших образцов народной педагогики....

Консультация для воспитателей младших групп "Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей младших групп"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"...

Использование малых архитектурных форм для развития детей дошкольного возраста

В условиях современного образования существует необходимость расширить использование территории дошкольной организации в образовательном и воспитательном процессе. Использование малых архитектурн...

Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, пот...

Сценарий семинара- практикума на тему «Использование малых фольклорных форм для развития детей дошкольного возраста»

Одним из средств духовно-нравственного воспитания  является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, л...

Консультация «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Консультация«РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА»...

Роль малых фольклорных форм в развитии детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка.   Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка.  Устное народн...