Консультация для педагогов "Применение малых фольклорных форм в развитии детей дошкольного возраста"
статья
Проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
С помощью устной речи можно развивать: Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки).
Представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
Консультация для педагогов:
«Применение малых фольклорных форм в развитии детей дошкольного возраста»
Автор: Камбалова Л.А. воспитатель
1 квалификационной категории
с. Мамонтово
2020 г.
Актуальность темы: В последнее время у малышей, приходящих в детский сад наблюдается скудный словарный запас для их возраста. Не умение выразить своё желание хотя бы в двух словах. Стандартные методы работы не достаточны для быстрого восполнения и развития речи детей.
Дети усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
С их помощью можно развивать: Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей.
При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность, плаксивость, поднимается настроение. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие. Рассмотрим формы малого фольклора, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях: потешки, считалки, заклички, колыбельные песни, пословицы и поговорки, прибаутки, пестушки, загадки, скороговорки, сказки, частушки, небылицы.
В работе детский фольклор используется в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Сочетание всех вышеперечисленных форм и методов использования фольклора при работе с дошкольниками можно наблюдать во время активного отдыха детей. Фольклорные праздники, развлечения несут в себе эмоциональный и двигательный заряд, способствуют успешному развитию нравственных качеств, формированию уважительного отношения к культурным традициям и обычаям русского народа. Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, т. е. всесторонне развивает ребенка. Приобщение ребёнка к народной культуре должно начинаться с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
С начала учебного года я работаю над темой по самообразованию
«Роль загадки в воспитании дошкольника». Это проектная работа, которая была мною представлена, следующей темой по самообразованию является
«Развитие речи дошкольников при помощи малых фольклорных форм».
Эта работа у меня не закончена, в своей практике я убедилась, как с помощью малых фольклорных форм можно успешнее решать задачи для всестороннего развития детей.
В НОД при развитии математических представлений у детей дошкольного возраста как научной дисциплины всегда составляло устное народное творчество (сказки, считалки, загадки, шутки, и т. д.). В ходе их освоения дети не только овладевали пересчётом предметов, но и умением воспринимать и осознавать изменения, происходящие в окружающей их действительности (изменения цветовые, природные, пространственные, временные). Это обеспечивает естественное развитие у детей некоторых представлений, смекалки и сообразительности. Например, загадки: в которых есть слова, связанные с понятием числа и цифры, связанные со сравнением величин чисел, с формой предметов. Использование загадок на занятиях по математическому развитию способствует не только знакомству, закреплению математических знаний, но и обогащению и активизации словаря. Скороговорки также используются с целью закрепления математических представлений и развития речи. Интересные возможности представляет работа со считалками, т. е. короткими рифмованными стихами, применяемыми для распределения ролей в игре. Мир детства невозможно представить без сказки. Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. В процессе решения задач закрепляются навыки счёта, представления о форме, цвете, величине.
Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки – очень хороший материал для работы над ознакомлением с окружающим миром ребенка. Использование этих малых фольклорных форм расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, позволяет познакомить с домашними и дикими животными, с явлениями природы. («Пошел котик на торжок», «Из-за леса, из-за гор…», «Наши уточки с утра: кря-кря-кря!», «Солнышко-ведрышко», «Дождик-дождик, пуще…»).
На занятиях по конструированию строим домик (избушку, обыгрываем ее, приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет».
На занятиях по лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».
С помощью потешек воспитываем у детей положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. Помогает потешка и в процессе приема пищи детьми. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую». Активно используем потешки в работе по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию у детей опрятности, аккуратности. Например, при причёсывании используем всем известную потешку:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосики в ряд…
Без этих веселых стишков формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого.
Во время НОД по ознакомлению с художественными произведениями мы часто используем театрализованные игры, сюжетно - ролевые игры на темы знакомых детям сказок, потешек. Мы обыгрываем сказки или придумываем новый сюжет к уже известной сказке, вводим новых героев, новое окончание. Дети активно включаются в работу, всем хочется придумать новую ситуацию, включиться в игру. На таких занятиях очень весело, так как все включены в работу, а значит развивается активный словарь, фантазия детей, что очень полезно для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте.
Таким образом, знакомство детей с малыми фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, обогащает чувства, формирует его отношение к окружающему миру и себе, наполняет положительными эмоциями, и таким образом играет неоценимую роль во всестороннем развитии дошкольника.
Список используемых источников:
- https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-ispolzovanie-malyh-folklornyh-form-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-malyh-folklornyh-form-v-razviti-rechi-doshkolnikov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста.
В статье обозначена необходимость возрождения и применения лучших образцов народной педагогики....
Использование малых архитектурных форм для развития детей дошкольного возраста
В условиях современного образования существует необходимость расширить использование территории дошкольной организации в образовательном и воспитательном процессе. Использование малых архитектурн...
Сценарий семинара- практикума на тему «Использование малых фольклорных форм для развития детей дошкольного возраста»
Одним из средств духовно-нравственного воспитания является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, л...
Консультация для родителей "Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста"
Консультация для родителей "Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста"...
Польза малых фольклорных форм для развития детей раннего возраста
Польза малых фольклорных форм для развития детей раннего возраста...
Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста.
В статье сделан акцент на влияние, которое оказывают малые фольклорные формы на развитие мелкой моторики, соц. навыков,творческих способностей, культурное развитие и самооценку детей раннего воз...
Сценарий семинара- практикума на тему «Использование малых фольклорных форм для развития детей дошкольного возраста»
Одним из средств духовно-нравственного воспитания является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, л...