Польза малых фольклорных форм для развития детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Климова Екатерина Владимировна

Польза малых фольклорных форм для развития детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malye_folklornye_formy.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 г. Карабаша"

ПОЛЬЗА МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Воспитатель: Климова Е.В.

2022 г.

Специалисты твердят в один голос, что для младенца главное – близкое общение с мамой. Притом, контакт не только физический, но и эмоциональный. И любящая мама всегда интуитивно следует этому – постоянно берет кроху на руки, поет ему, рассказывает что-то, показывает. В чем же секрет маминых прибауток?

По результатам исследований, детки, которым много поют и рассказывают потешки, раньше и лучше других начинают разговаривать. То есть, наблюдается прямая связь между песенками мамы и развитием речи ребенка. Но это далеко не все бонусы, которые дают мамины песенки и потешки.

Чем полезны песенки и детские потешки?

Немного истории. Потешки пришли к нам из народа, и несут в себе мудрость многих поколений наших предков. Положительное действие веселых песенок и прибауток замечают не только мамы с папами, но и педагоги. Но чем же они так полезны?

Во-первых, они знакомят малыша с окружающим миром. Прижимая к себе ребеночка, мама показывает ему какую-то вещь и называет ее, пропевает в песенке.

Во-вторых, песенки учат малыша понимать и воспринимать речь. Казалось бы, самые простые и незамысловатые слова, но на деле они помогают крохе связывать сказанное слово и предмет, который оно обозначает. Кроме того, благодаря потешкам малыш учится определять веселую или грустную интонацию голоса, различать даже похожие между собой звуки, чувствовать плавность и ритмичность речи.

В-третьих, такая легкая форма общения с мамой способствует психологическому здоровью малыша. Ведь он видит, что мама поет, улыбается, а, значит, все хорошо. И можно нормально расти и развиваться.

В-четвертых, по наблюдению ученых, потешки и песенки, рассказанные или спетые с любовью, стимулируют интеллектуальное становление малыша. Стимулируется мелкая моторика, а вместе с ней – и мышление. Начинают развиваться различные разделы мозга, ребенок тренирует внимание, восприятие, память и другие важные психические функции.

В-пятых, песенки и потешки помогают ребенку лучше и быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям и более спокойно идти на контакт с близкими.

В-шестых, естественным образом происходит физическое развитие малыша. Ведь он тянется за мамой, старается повторить все то, что она показывает и о чем рассказывает в потешке.

И один из самых главных «бонусов» песенок и потешек — сближение родителей и малышей. Ведь мы в игровой форме все чаще обнимаем своих крох, прикасаемся к ним, целуем, учим всему новому.

Помимо этого, песенки приучают малыша к определенным процедурам – купанию, умыванию, мягкому пробуждению или засыпанию, приему пищи. Давайте вспомним самые чудесные песенки-потешки для наших крошек.

Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.

Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей:

- Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.

- Развивают речь. С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить она становится образной и эмоциональной.

- Развивают мелкую моторику. Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков.

- Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект. Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.

- Развивают музыкальный слух. Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.

- Развивают эмоции. Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок, что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются - они продают орешки, метут избушку, несут воду.

- Развивают чувство ритма. Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.

- Воспитывают малыша, дают образец для подражания. Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.

- Учат доброте, сопереживанию. С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.

Виды потешек, лучшие примеры.

Утешаем, потешаем, купаем, играем, засыпаем с потешкой. Развитие речи с помощью потешек идет параллельно с воспитанием малыша, с формированием у него гигиенических навыков, с игрой и развитием эмоций. Тренировка слуха, зрения, чувства ритма, развитие фантазии и воображения все под силу этим маленьким стишкам.

Потешки-действия с повторяющимися движениями

Эти потешки помогут закрепить движения для развития мелкой и крупной моторики. Сочетание стихов с движениями закрепляет полученные умения. ---Мы ногами топ-топ-топ (топаем, А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем, По дорожке мы шагаем (топаем, И в ладошки ударяем (хлопаем, Топ, топ, ножки топ! Хлоп, хлоп, ручки хлоп! Ай, да малыши! Ай, да крепыши! (кружимся, руки на поясе)

--Застучали ножки по ровненькой дорожке (топаем, Застучали много раз, будет весело у нас (хлопаем, Кулачком сильнее бей (кулачком по ладошке, Только ручек не жалей, Постучим мы кулачком и покружимся волчком! (кружимся)

--Жил-был зайчик, длинные ушки (приставляем к голове, Отморозил зайчик носик на опушке (прикрываем рукой, Отморозил носик, отморозил хвостик, И поехал греться (обнимаем себя) К ребятишкам в гости.

--Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, И туда, и сюда повернемся без труда.

--Мишка косолапый По лесу идет. Шишки собирает, песенки поет. Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб. Мишка рассердился И ногою – топ!

Потешки, сопровождающие различные гигиенические мероприятия Маленькие песенки в лаконичной манере помогут малышу научиться умываться, одеваться, делать зарядку, подстригать ногти, есть, причесываться.

--Вот проснулись, потянулись, С боку на бок повернулись, Потягушечки, потягушечки, Где игрушечки, погремушечки? Ты, игрушка, погреми, Нашу детку подними!

--Водичка, водичка, Умой Насте личико, Настя кушала кашку, Испачкала мордашку, Помоги, водичка, Умыть Насте личико.

-- Тетка Агашка Сшей мне рубашку, Надо нарядиться – Едем прокатиться! –

--Ванечка-Ванюша, Кашку всю ты скушай. Стукни ложкой, топни ножкой, Хлопни ты в ладоши, И погладь ты кошку!

--Это кто у нас? Мизинчик! Бегал с нами в магазинчик! Покупал игрушки, сладкие ватрушки! Подари нам ноготок! Ну-ка ножницы – цок, цок!

--Ай, лады, лады! Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся!

--Ай, бай, бай, бай! Ты, собачка, не лай! Ты, корова, не мычи! Ты, петух, не кричи! А наш мальчик будет спать, Станет глазки закрывать.

Потешки для привлечения внимания ребенка к общению и совместной деятельности

Нередко очень хочется рассказать малышу о своей любви, сказать ему ласковые слова, позвать что-то сделать вместе, просто привлечь внимание. И здесь тоже помогут потешки :

-- Ой, мой маленький, Ненаглядненький, Мой хорошенький, Мой пригоженький!

-- Ой, люли, та-ра-ра! На горе стоит гора, А на той горе дубок, а на дубе воронок. Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах. Черный ворон на дубу, он играет во трубу. Труба точеная, позолоченная. Ту-ту-ту! Ду-ду-ду! Утром он в трубу трубит, ночью сказки говорит.

-- Пошел котик на торжок, купил котик пирожок, Пошел котик на улочку, купил котик булочку. Самому ли съесть, или Ване снесть? Я и сам укушу, да и Ванечке снесу.

-- Травка-муравка со сна поднялась, Птица-синица за зерно взялась, Зайки – за капустку, Мышки – за корку, Детки – за молоко.

--Стуки-стуки, глянь в ворота: верно в гости едет кто-то. Едет целая семья, впереди идет свинья, Гусли гусь настроил, а петух – с трубою. Кот и песик удивились – даже помирились

Для детей 1-2 года

Именно в 1,5-2 года у малыша интенсивно развивается активный словарь. Рассказывание потешек способствует его пополнению, развитию образной речи.

--Котя, котенька-коток, Котя, серенький лобок! Приди, котя, ночевать, Мою детоньку качать, прибаюкивать. Уж как я тебе коту за работу заплачу: Дам кувшин молока, дам кусок пирога.

--Ладушки, ладушки Пекла бабушка оладушки, Маслом поливала, детушкам давала. Даше два, Паше два, Ване два, Тане два. Хороши оладушки у нашей бабушки.

-- Огуречик, огуречик! Не ходи на то тот конечик, Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет!

-- Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А наш петя-петушок Раным-рано поутру нам споет ку-ка-ре-ку!

-- Сидит-сидит зайчик Под кустом, под кустом. Охотнички едут Едут-скачут в поле пустом, Во поле пустом. -Вы, охотнички, скачите, На мой хвостик поглядите. Я не ваш, я ушел.

Краткость и небольшой объем позволяют детям запомнить потешки и самостоятельно их декламировать. Эти произведения сопровождают детскую жизнь с самого рождения. С их помощью малыши быстрее осваивают гигиенические навыки, засыпают и просыпаются, играют и успокаиваются во время плача.

Потешки развивают внимание, речь, память, знакомят ребенка с разными сторонами жизни, учат доброте, сочувствию, взаимопониманию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самообразование"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста

ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»         САМООБРАЗОВАНИЕ      «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста.

В статье обозначена необходимость возрождения и применения лучших образцов народной педагогики....

Консультация для воспитателей младших групп "Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей младших групп"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"...

Консультация «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Консультация«РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА»...

Консультация для родителей "Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста"

Консультация для родителей  "Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста"...

Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста.

В  статье сделан акцент на влияние, которое оказывают малые фольклорные формы на развитие мелкой моторики, соц. навыков,творческих способностей, культурное развитие и самооценку детей раннего воз...