Главные вкладки

    Статья "ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК"
    статья

    Губина Анна Валерьевна

    Современная система дошкольного образования, предъявляет высокие требования к выпускнику дошкольных учреждений. Это связано с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В условиях реализации ФГОС ДО необходимо искать новые средства и методы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста, которые должны соответствовать возрастным особенностям детей и эффективно решать образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Одним из таких средств организации образовательной деятельности детей является дидактическое пособие лэпбук.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_sensornogo_razvitiya.docx21.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК

    Губина А. В.
    ЧДОУ «Детский сад «Орлёнок»

    Современная система дошкольного образования, предъявляет высокие требования к выпускнику дошкольных учреждений. Это связано с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В условиях реализации ФГОС ДО необходимо искать новые средства и методы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста, которые должны соответствовать возрастным особенностям детей и эффективно решать образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Одним из таких средств организации образовательной деятельности детей является дидактическое пособие лэпбук.

    Данное средство обучения пришло в российскую систему образования из США. Дословно «лэпбук» в переводе с английского языка значит «наколенная книга».

    Лэпбук представляет собой самодельную интерактивную папку по определенной теме [4]. Данное пособие имеет яркое оформление и четкую структуру.

    Хотелось бы уделить внимание его оформлению: вместо страниц здесь развивающие и творческие задания «спрятаны» в кармашках, «окошках», обычных и фигурных конвертах, разных блокнотах, мини-книжках, книжках-гармошках, в подвижных деталях. Кроме того, лэпбук может быть любого объема и формата (А4, А3).

    Данное дидактическое пособие полностью отвечает возрастным интересам детей дошкольного возраста. Стоит упомянуть, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра [3], а работа детей с лэпбуком осуществляется в игровой форме.

    Популярность лэпбука обусловлена тем, что он отвечает всем требованиям ФГОС ДО [2] к пространственной предметно-развивающей среде. Это означает, что лэпбук информативен, т.е. в одной такой папке можно разместить большое количество заданий по конкретной теме; он обладает полифункциональностью – способствует развитию творческого мышления, воображения у детей, а также он может использоваться для групповой и индивидуальной работы; лэпбук отличается вариативностью (одно задание может иметь несколько вариантов использования). Кроме того, лэпбук является средством художественно-эстетического развития детей.

    Хочется отметить, что лэпбук является средством и сенсорного развития детей. На это обратили внимание большое количество педагогов и воспитателей дошкольных учреждений по всей стране.

    Сенсорное развитие является базисом для интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Сенсорное  воспитание  представляет собой целенаправленные  педагогические  воздействия,  обеспечивающие  формирование  чувственного  познания  и  совершенствование  ощущений  и  восприятия  [1, с.142].

     Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает наблюдательность, развивает внимание, даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности, а также влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и других видов памяти. 

    Кроме того, сенсорное воспитание способствует формированию психических функций у ребенка, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

    Сенсорное  развитие  —  это  развитие  восприятий,  представлений  об  объектах,  явлениях  и  предметах  окружающего  мира. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчётливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, развитием речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

    Сенсорное развитие дошкольника состоит из двух элементов – усвоение представлений о разнообразных свойствах и связи предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, которые позволяют полнее и более дифференцированно воспринимать мир. 

    Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

    Хочется отметить, что именно этот возрастной период является самым оптимальным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. 

    Одним из способов сенсорного развития детей дошкольного возраста является использование лэпбуков.

     Нами был создан лэпбук, состоящий из 8 дидактических игр. Каждая  игра способствует формированию умения соотносить предметы по цвету и форме.  

    Первое задание состоит в том, что ребенку необходимо подобрать колеса к машинке по цвету. Второе задание заключается в том, что детям следует подобрать пару к варежке. Третья дидактическая игра называется «Найди цветочек для бабочки». Здесь подготовлены бабочки и цветочки в четырех разных цветах и задача детей – подобрать бабочку к нужному цветочку. Следующая игра называется «Собери картинку». Данная игра позволяет научить ребенка выделять форму предмета. Для этой игры нами были составлены несколько вариантов: картинки из трех и четырех частей. Хочется отметить, что данная игра является оптимальной и для групповой работы детей. Пятое задание называется «Сложи яблоки в корзину». Здесь используется три цвета корзин и такие же цвета яблок. Задача детей – сложить яблоки в нужную корзину.

    Для закрепления фигур можно использовать дидактическое задание, которое заключается в соединении божьей коровки из двух частей. На их спинках кроме точек расположены треугольники, квадраты, прямоугольники. Задача ребенка – сложить этот пазл так, чтобы на спинке у божьей коровки были два круга, два треугольника и два прямоугольника. Седьмым заданием нашего лэпбука по сенсорному развитию стала дидактическая игра под названием «Закрой окошко». Здесь ребенку необходимо предлагается подобрать по форме и закрыть окно в домике. Аналогичным этому заданию является игра «Заштопай одежду», только вместо домиков здесь представлены брюки, платье и футболка. Последнее задание – загадки о цвете, например:

    «Я бычок, но не реву, Потому, что я влюбленный!

    — Я люблю щипать траву, А любимый цвет -…» (зеленый).

    Такие загадки позволяют детям еще более активнее работать и реализовывать себя в игровой деятельности.

    Для сенсорного развития в лэпбуке можно придумывать игровые задания из различных материалов (тканей, вязаных изделий и т.д.). Это также способствует сенсорному развитию ребенка.

    Итак, через лэпбук у детей осуществляется сенсорное развитие. Этому способствует работа с заданиями на соотношение цветов, размеров, фигур. Для включения детей в эту работу кроме этих заданий можно использовать загадки и подсказки, которые спрятаны в «кармашках». Благодаря такой работе дети знакомятся с основными цветами, изучают геометрические фигуры и текстуры предметов. Можно с уверенностью сказать, что использование лэпбука способствует полноценному сенсорному развитию детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями и задачами ФГОС ДО.

    Список литературы:

    1. Козлова  С.А.,  Куликова  Т.А.  Дошкольная  педагогика.  М.:  Академия,  2009.  —  416  с.
    2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01. 2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ 
    3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
    4. Это интересно! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tavika.ru/2013/09/lapbook-autumn.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

    Мастер – класс для воспитателей   по теме:«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...

    Презентация: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры".

    Презентация: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры"....

    Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры

    ull;Познакомить педагогов с дидактическими играми, изготовленными своими руками, которые направлены на сенсомоторно-математическое и сенсомоторно-речевое развитие детей дошкольного возраста....

    Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

         Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущен...

    Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры

    Сенсорное развитие ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики....