Главные вкладки

    Научно-методическая статья для открытого педагогического конкурса "Есенинские уроки". "Приобщение детей дошкольного возраста к фольклорным традициям при знакомстве с поэзией С.А.Есенина.
    статья по музыке (старшая, подготовительная группа)

    В данной работе содержится конспект занятия "Сказочный образ лебедя в фольклоре и творчестве великих русских поэтов и композиторов, который можно провести в подготовительной - старшей группах детского сада, например, ко дню рождения С.А.Есенина. Музыкально-художественная часть занятия разовьет эстетический вкус ребенка, а подвижная игра создаст праздничное настроение, дети познакомятся с картинами русских художников, услышат классические музыкальные произведения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_o_esenine_.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

               Мы живем и работаем на Рязанской земле – родине великого русского поэта Сергея Александровича Есенина; не раз бывали в селе Константинове, гуляли над обрывом Оки, дышали ветром есенинских просторов. Мы – его земляки – хранители его светлой памяти, его родного дома, любимых берез и тополей; его творческого наследия и старинных русских традиций, связанных с его жизнью. Знакомство с творчеством Есенина, состоявшееся в нашим раннем детстве, должно повториться теперь уже для новых поколений; пронесенную через всю жизнь любовь к его поэзии мы должны передать детям, которых воспитываем.                                              

               В стихах Есенина заключена вся жизнь русского крестьянина с ее радостями и горестями – простая и незаметная, но исполненная глубокой мудрости, основанной на вековых национальных традициях, духовности и патриотизме. Помимо огромного художественного и нравственного воздействия, стихи Есенина – настоящий кладезь фольклорных традиций, которые поэт «впитал с молоком матери».

                    «…Родился я с песнями

                         В травном одеяле.

                         Зори меня вешние

                         В радугу свивали…»

               Родители наших детсадовцев нередко скрывают от малышей свои деревенские корни, стараются отгородиться от них, воспитывая детей « по – современному, без ваших глупых сказочек» ( так выразилась однажды одна из родительниц), заваливая их американизированными игрушками, гаджетами, и не утруждая себя рассказами о предках, пением колыбельных и чтением сказок на ночь. Значит, знания о фольклорных традициях, тесно связанных с воспитанием патриотизма, должны дать детям мы, педагоги ДОУ и произведения С. А. Есенина способны нам в этом помочь.

    Творчество С. А. Есенина многогранно и не все его стихотворения понятны детям, поэтому необходим строгий отбор произведений, предназначенных для занятий с детьми. На первом этапе данной работы ребята знакомятся с его стихотворениями о природе, такими как «Зима», «Черемуха», «Ночь», Береза», «С добрым утром», «Поет зима – аукает», « Пороша» и другими.

    Дети, слушая и разучивая стихи, учатся понимать поэзию, развивают художественное воображение и творческое начало, расширяют лексикон посредством новых для них слов и выражений, редко встречающихся в современном литературном языке. Разъясняя воспитанникам значение устаревших слов, таких как «бельма», «зыбка», «притча», «гребень», «первопуток», «серп», «овин», «булат» и других, педагог может перейти к рассказам о детстве поэта, о деревенском  быте того времени, о тяжелом крестьянском труде, о том, как воспитывали наши предки своих детей, какие праздники были на Руси, какие песни пелись, какое место в жизни русского человека занимала православная вера. Сопровождая свои рассказы музыкальными иллюстрациями демонстрируя на экране компьютера репродукции картин русских художников 18-20 веков, педагог делает материал ярким, запоминающимся и доступным для понимания, а участие детей в подвижных народных играх доставят радость и приобщат к фольклорным традициям русского народа. Дети с раннего возраста знакомятся в ДОУ с народным творчеством в виде сказок, потешек, песенок: они участвуют в фольклорных праздниках, с удовольствием надевают народные костюмы, отмечая Рождество или Пасху. Взрослея, они готовы приобрести новые знания и жизни своего народа, глубже усвоить нравственные ценности наследия предков, заключенные в поэзии Есенина.

               В какой форме будет проводиться такая работа – решать самим педагогам. Музыкальным руководителям можно предложить цикл небольших презентаций, сопровождаемых беседами, которые будут демонстрироваться на музыкальных занятиях в течении достаточно долгого времени ( от 8 и более занятий ). Принцип построения таких бесед один и тот же: на фоне звучащего в записи классического музыкального произведения педагог читает одно из стихотворений С. А. Есенина, На экране – репродукции картин русских художников, подходящих по тематике. Затем педагог беседует с детьми об услышанном произведении, разъясняет непонятное, рассказывает о жизни народа ( например, о каком-либо празднике ) и предлагает сыграть в старинную русскую игру.

                 Целью таких занятий является расширение кругозора детей, формирование нравственных ценностей путем приобщения их к традициям и культуре «малой родины», воспитание патриотизма.

                 Перед педагогом стоят следующие задачи:

    - привить детям любовь к русской поэзии,

    - развить художественное воображение,

    - обогатить речь детей,

    - вызвать интерес к народному творчеству,

    - познакомить детей с поэзией великого земляка С. А. Есенина.

    Музыкально – художественная составляющая занятий разовьет эстетический вкус ребенка, а подвижная игра создаст праздничное настроение. Ниже приводится конспект одной из музыкально- поэтических бесед.

                Тема занятия: « Сказочный образ лебедя в фольклоре и творчестве великих русских поэтов и композиторов.»

                 Ход занятия:

    Музыкальный руководитель: Вы знаете, ребята, что в русских народных сказках героями часто являются не только люди, но и звери, и птицы. Ну-ка, назовите мне зверей – героев сказок.

    (Ответы детей.)

    - А птиц?

    (Ответы детей.)

    Муз. рук: Сегодня мы поговорим с вами о красивой и гордой птице, которую на Руси ласково называли лебедушкой. У наших предков была такая поговорка: «Хозяйка, что лебедь-птица, вывела детей вереницу». Знакомо ли вам слово «вереница»?

    (Ответы детей.)

    Муз. рук: Это слово старинное и означает оно, что кто-то идет цепочкой, следуя друг за другом. Вереницей летят на юг перелетные птицы, вереницей мы с вами иногда входим в наш музыкальный зал. Это слово досталось нам от передков, но используется и в наше время, поэтому мы его запомним. А что означает эта пословица?

    (Ответы детей.)

    Правильно, ребятки. Издревле на Руси уважали и почитали матерей, у которых было много детей, целый выводок, как тогда говорили. И у птиц появлялось много птенчиков, которых они защищали и любили, совсем как ваши мамы. А теперь я прочитаю вам отрывок их стихотворения великого русского поэта, нашего земляка, Сергея Александровича Есенина, которое называется «Лебедушка». (Стихотворение приводится не полностью, без трагического конца. Звучит запись музыки К. Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных»  «Лебедь». На экране – подборка репродукций картин с изображением лебедей. Сайт Яндекс. Картинки.)

    Муз. рук: Из-за леса, леса темного

                Подымалась красна зорюшка,

                Рассыпала ясной радугой

                Огоньки – лучи багровые.

                Загорались ярким пламенем

                Сосны старые, могучие,

                Наряжали сетки хвойные

                В покрывала златотканые.

                А кругом роса жемчужная

                Отливали блестки алые,

                И над озером серебряным

                Камыши, склоняясь, шепталися.

                В это утро вместе с солнышком

                Уж из тех ли темных зарослей

                Выплывала, словно зоренька,

                Белоснежная лебедушка.

             

                Позади ватагой стройною

                Подвигались лебежатушки.

                И дробилась гладь зеркальная

                На колечки изумрудные…

                И от той ли тихой заводи

                Посередь того ли озера,

                Пролегла струя далекая

                Лентой темной и широкою.

                Уплывала лебедь белая

                По ту сторону раздольную,

                Где к затону молчаливому

                Прилегла трава шелковая.

                 Как и стала звать лебедушка

                Своих малых лебежатушек

                Погулять на луг пестреющий,

                Пощипать траву душистую.

            

                Выходили лебежатушки

                Теребить траву-муравушку.

                И росинки серебристые,

                Словно жемчуг, осыпалися…

            

                И гуляли детки малые

                По раздолью по широкому

                А лебедка белоснежная

                Не спуская глаз дозорила.

                Пролетал ли коршун рощею,

                Иль ползла змея равниною

                Гоготала лебедь белая,

                Созывая малых детушек.

                Хоронились лебежатушки

                Под крыло ли материнское,

                И когда гроза скрывалася,

                Снова бегали-резвилися…

    Муз. рук: Расскажите, ребята, что вы себе представили, когда слушали эти замечательные стихи?

    (Ответы детей.)

    Муз рук: Лебедь в представлении наших предков птица не простая, она – символ верности, любви, красоты. Недаром в старину говорили: «Красна девица идет, как лебедушка плывет…» А помните ли вы, о каких чудесах говорилось в произведении А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»?

    (Ответы детей.)

    Правильно, третье диво – это Царевна-Лебедь. Посмотрите, как изобразил Царевну великий русский художник Михаил Врубель на своей картине. (На экране репродукция М.Врубеля «Царевна – Лебедь.») А теперь послушаем как звучит ее тема  в симфонической картине композитора Н. Римского-Корсакова которая называется «Три чуда.» (Звучит тема Лебеди в записи.)

    «Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесть.

    Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает –

    Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

    А сама-то величава, выступает, будто пава;

    Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит.»

    А теперь, ребята, вспомните русскую народную сказку, в названии которой говорится о лебедях.

    (Ответы детей.)

    Правильно, гуси-лебеди! (На экране – репродукция картины К. Васильева «Гуси-лебеди»). Посмотрите, ребята, вот и они на картине. Ее написал художник Константин Васильев и называется она «Гуси-лебеди». А сейчас мы поиграем с вами в старинную игру, в которую играли и ваши родители, бабушки и дедушки, и даже прабабушки и прадедушки. А, может быть, в нее играл и Сережа Есенин, когда был маленький. И называется она тоже Гуси-лебеди.

    (Игра широко известна, но все же даю описание одного из вариантов.)

                Ход игры: Участники игры (дети) и музыкальный руководитель выбирают хозяина гусей и волка, остальные дети – гуси-лебеди. Роль хозяина на первых порах может исполнять музыкальный руководитель, а затем, когда все запомнят текст, передоверить кому-то из детей. На одной стороне зала дом, где живут хозяин и гуси-лебеди, на другой – волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, травки пощипать, затем зовет гусей:

    - Гуси-гуси!

    -Га-га-га!

    -Есть хотите?

    -Да-да-да!

    -Ну, летите!

    -Серый волк под горой!

    -Что он делает?

    -Гусей щиплет.

    -Каких?

    -Сереньких да беленьких!

    -Гуси-лебеди, домой!

    После приказа хозяина гуси «летят» к дому, волк бросается их ловить и хватает одного из детей.

    Пойманный выходит из игры. Игра повторяется. Последний гусь, самый ловкий и быстрый становится волком. По окончании игры дети садятся на стульчики, педагог дает детям домашнее задание нарисовать картинку о том, что больше всего запомнилось на занятии.

                Творчество С.А.Есенина буквально пронизано фольклорными мотивами и открывает необычайный простор педагогу в выборе тем для «есенинских» занятий. Тема Родины, тема крестьянской жизни, тема животных и деревенского быта, православная тема – все они тесно связаны с народным творчеством и выбрать стихотворения, понятные детям, достаточно легко.

                В качестве музыкальных иллюстраций можно использовать музыкальные картины А. Лядова «Кикимора», «Баба Яга», «Волшебное озеро» ; цикл фортепианных пьес П, Чайковского «Времена года», отрывки из его же симфоний № 1 (части 1, 4), №4 (финал), Анданте из струнного квартета №1; симфоническую фантазию «Камаринская» М.Глинки и его увертюру из оперы «Руслан и Людмила»; знаменитые скрипичные концерты А. Вивальди «Времена года»; «Богатырскую симфонию» А.Бородина; увертюру к опере «Хованщина» М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»; отрывки из фортепианных концертов С.Рахманинова и другие классические произведения.

               Дошкольники лишь начали свое знакомство с творчеством народного поэта С. А. Есенина, поэта, которого взрастила сама народная жизнь и «рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб…», но первые детские впечатления – самые яркие, и прелесть есенинских образов останутся с детьми на всю жизнь.

               

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Кочкуровский сад «Улыбка» Пузиной Анны Павловны по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»

    Целью опыта является совершенствование нравственно-эстетического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине....

    «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)

    «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...

    Опыт работы Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу — скрутку.

    Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу — скрутку....

    «Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям через русские народные игры. Их значение в воспитании детей дошкольного возраста»

    Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения.Знакомить с народными традициями необходимо со старшего дошкольного возраста. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для дет...