Проект "Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям"
материал (старшая группа) по теме

Петелина Светлана Игоревна

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический проект

«Свиток семейных традиций».

Разработчик:

Петелина Светлана Игоревна

Должность:

Педагог-психолог

Введение

Рождаясь, ребенок попадает в мир сложных социальных отношений и на протяжении всей своей жизни социализация играет большую роль в становлении и формировании личности, так самым первым социальным институтом для ребенка является семья. Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой.

Важнейшим фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в глубокой любви к детям (И. Р. Колтунова, Т. А. Маркова, А.Г. Харчев). Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи — это основные факторы, которые отличают семью от других институтов. В семье существуют возможности для включения ребенка в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к производственному труду родителей (Т. А. Маркова).

Семья как социальный институт характеризуется совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В качестве норм, образцов поведения выступают семейные традиции.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.

Наблюдая за детьми наших группы, мы увидели, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они, нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, прижаться к воспитателю.  Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых.

Анкетирование показало, что в нашей группе много молодых семей, не имеющих своих традиций. Они считают это лишним, не актуальным.  В результате дети недополучают эмоционального контакта, понимания в семье. Хотелось бы отметить, что семейных традиций в воспитании детей это неотъемлемая часть для развития ребенка, но к великому сожалению в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.

Цель проекта: приобщение дошкольников к семейным традициям на основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Задачи: - Оптимизировать детско-родительские отношения и выявить лучший опыт семейных традиции.

-Развивать преставления о семье, семейных и родственных отношениях, семейных традициях.

-Воспитывать любовь к членам семьи, уважения к семейным традициям.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Психолого-педагогического проекта строиться с учетом следующих принципов:

- Ориентация на субъект- субъектное взаимодействие.

- Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- Принцип открытости

- Построение воспитательно -  образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой).

Сроки реализации проекта: октябрь 2014 – май 2015

Формы работы с детьми:

Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских рисунков, сюжетно-ролевые игры по проекту»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; развлечения; конкурсы; сочинение рассказов и сказок о семье;

Формы работы с родителями.

Наглядная пропаганда; беседы и консультации; родительское собрание на; анкетирование «Семейные традиции»;

Этапы реализации проекта

Форма работы

Тема

Сроки

I Этап. Подготовительный

Цель этапа: выявление знаний педагогов, родителей, детей о семейных традициях

1

Подготовка материалов и художественной литературы о семейных традициях

«Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям.»

Октябрь2014

2

Анкетирование родителей

«Семейные традиции»

3

Беседа с детьми

«Мая любимая семья, какая она?»

II этап. Основной

Цель этапа: знакомство детей, родителей, воспитателей с семейными традициями.

1

 Родительское собрание.

«Нам традиции семейные важны!»

Ноябрь2014-февраль 2015

2

Консультация ля воспитателей.

«Семья, семейные традиции»

3

Совместная деятельность детей

Сюжетно-ролевые игры

Игровые ситуации

- «Едем за покупками»

 «Покупаем подарки членам семьи»

«Готовим праздничный

ужин»

«Встречаем Новый год»

 «Собираемся на прогулку»

«Готовим ужин»

Игровое занятие

«Солнышко семейных традиций»

«Мама, папа, я-семья»

4

Мастер-класс для родителей

«Кукла Веснянка с любовью от мамы»

Март 2015

5

Конкурс рисунков

 «Мама, папа, я – счастливая семья!»

Апрель 2015

6

Тренинг для родителей

«Семейные традиции нашего дома»

7

Конкурс для родителей

«Семья года»

Май 2015

III этап. Заключительный.

Цель этапа: Подведение итогов

1

Творческий семейный конкурс

«Дерево нашей семейной родословной»

Май 2015

Предполагаемый результат проекта:

Дети:

-приобретут знания о семье, семейных традициях.

-научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи.

Родители:

-приобретут знания о семейных традициях, праздниках

-укрепят меж семейные и внутрисемейные связи

-будут гордиться своими семейными достижениями

-научатся хранить и чтить свои семейные традиции.

Педагоги:

- расширят знания о семейных традициях.

-познакомятся с семьями своих воспитанников, их укладом жизни, традициями, что будет способствовать тесному сотрудничеству.

Мы думаем, что при реализации данного проекта родители станут непосредственными творцами интересной жизни детей и дома и в детском саду.

Интерес и доверие друг к другу позволит родителям узнать о культурных традициях других семей, поделиться опытом воспитания, появится желание перенять традиции, создать новые. Польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах.

Проведение совместной работы поможет развить искреннюю заинтересованность родителей, поднять авторитет семьи, сплотить детей, родителей, педагогов.

В перспективе предполагаю продолжить работу в данном направлении с расширением форм взаимодействия с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через семейные традиции

Важнейший элемент культуры семьи – семейные традиции. Решить проблему формирования патриотических чувств у детей, можно через семейные традиции....

Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям через совместную деятельность с родителями

         Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Формирование традиций ну...

Воспитание уважительного отношения детей дошкольного возраста к семейным традициям.

Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребён...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ

Статья рассказывает о значении семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста, о видах семейных традиций и о том, как приобщить детей к ним....

Консультация "Воспитание уважительного отношения детей дошкольного возраста к семейным традициям."

Семья-это та первичная среда,где человек должен учиться творить добро.(В.А.Сухомлинский)...

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через семейные традиции

На всех этапах развития педагогической науки цели, содержание и методы патриотического воспитания обсуждались под разными углами зрения и с разной глубиной. В последние годы в российской системе дошко...